География нефтегазовой промышленности РК: современные тенденции развития
Секция: Науки о Земле
XXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
География нефтегазовой промышленности РК: современные тенденции развития
GEOGRAPHY OF THE OIL AND GAS INDUSTRY OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: CURRENT DEVELOPMENT TRENDS
Dauren Moldabekov
Student, Non-profit Joint-Stock Company «Toraigyrov University», Republic of Kazakhstan, Pavlodar
Аннотация. Различия в уровнях экономического развития регионов Казахстана ведет к покрытию их расходов за счет бюджетных средств, которые в большей степени являются поступлениями от деятельности субъектов нефтебизнеса. На сегодняшний день географическое рассредоточение прогнозных запасов нефти по обширной территории республики позволяет осуществить рассредоточение и создание новых центров нефтебизнеса и тем самым одновременно увеличить рост нефтедобычи и решить ряд наиболее острых проблем регионального развития.
Abstract. Differences in the levels of economic development of the regions of Kazakhstan lead to covering their expenses at the expense of budget funds, which are mostly revenues from the activities of oil business entities. Today, the geographical distribution of projected oil reserves across the vast territory of the republic allows for the dispersal and creation of new centers of the oil business, thereby simultaneously increasing the growth of oil production and solving a number of the most acute problems of regional development.
Ключевые слова: нефтегазодобыча; месторождение; запасы нефти; труднодоступные места добычи; трансформация; цифровизация.
Keywords: oil and gas production; field; oil reserves; hard-to-reach production sites; transformation; digitalization.
За годы экономической независимости статус Казахстана, как государства обладающего крупнейшими запасами углеводородов в мировом рейтинге резко вырос. По состоянию на начало 2021 года республика занимает 12 место в мире по предполагаемых запасам нефти, оценённым в 30,000 млрд. баррелей, а запасы газа достигают объема в 3,9 триллиона кубических метров. Однако негативные факторы внешней экономической среды, связанные с ограничениями по добыче нефти и пандемия отрицательно сказывается на объемах нефтедобычи последних лет [2]. Если рассматривать динамику показателей добычи нефтяной отрасли Казахстана, то в 2018 году было добыто 568,1 млн. баррелей, в 2019 году прирост добычи нефти составил 1,0% к показателю 2018 года или 633,4 млн. баррелей. В 2020 году, добыча нефти в Казахстане снизилась по сравнению с аналогичным показателем 2019 года и составила 628,2 млн. барреля, а негативная динамика о явилась следствием снижения потребления нефти из-за пандемии [1].
Рассматривая динамику нефтедобычи в период 2018-2020 нельзя не отметить и того, что несмотря на незначительный рост объемов нефтедобычи, даже в жестких рамках рыночной среды в целом она положительная. Эта относительная отраслевая стабильность нефтяного сегмента экономики Казахстана вновь стала тем экономическим хребтом, благодаря которому удалось обеспечить пополнение Национального фонда, решить проблемы государственных субсидий ряда экономически слабых регионов. Как показывает анализ общих тенденций развития экономики, несмотря на относительную успешность реализации программы индустриально-инновационного развития в Казахстане, направленную на формирование экономики не зависящей от сырьевого сектора по-прежнему поступления от нефтегазового сектора формируют большую часть дохода государственного бюджета. Если обратиться к статистике, то в 2019 году поступления в бюджет от нефтегазового сегмента составили 44,0%. В 2020 году вследствие пандемии поступления от нефтегазового сегмента сократилась по сравнению с предыдущим годом 2019 годом на 7% [9]. Сохраняющаяся в экономике Казахстана нефтезависимость приводит к тому, что ее сегмент нефтяной отрасли по-прежнему является ключевым бюджетным донором. В связи с этим актуальность исследования вопросов проблем, тормозящих географическое расширение новых нефтяных центров представляет особый практический интерес.
Но все же несмотря на отрицательные стороны развития казахстанского нефтяного бизнеса последних лет – это стабильно поступательно развивающий сектор современной казахстанской экономики, начало развития которого относят на конец ХIХ века.
Исторические факты указывают на то, что развитию нефтяной отрасли в Казахстане послужило открытое в 1899 году разведочной площадки Карашунгул. Названная дата начала освоения нефтяных запасов в Казахстане доказывает, что нефть на его территории начала добываться раньше, чем, например, в Иране, Кувейте, Норвегии и других странах мира. В последствии в 1911 году был введен в эксплуатацию нефтепромысел Доссор и в 1915 году нефтепромысел Макат. Данные нефтепромыслы территориально располагались на территории принадлежащей в настоящее время Атырауской области [8]. Но открытые в конце 19 века месторождения не являлись по масштабам экономически значимыми для экономики республики. Однако с началом промышленной разработки крупных нефтяных месторождений на Мангышлаке в 1965 году коренным образом изменило положение отрасли. В 1965 году на месторождениях в Мангышлаке добывалось всего 32% от общей нефтодобычи в республике, а в 1975 году это доля выросла до 88,0%. По сути именно период 1965-1975 гг. считают периодом начала активного промышленного развития нефтедобычи и началом становления нефтяной отрасли в Казахстане. Начало промышленной разработки крупных нефтяных месторождений по сути стало одновременно и началом или фундаментом для дальнейшего интенсивного развития нефтебизнеса в Казахстане в период правового суверенитета [4]. Возможность активного развития нефтегазового сектора в условиях независимости — это следствие развития правовых институтов в сфере недропользования, инвестиционной политики в области привлечения прямых иностранных инвестиций, которая дает возможность открытия новых нефтяных месторождений и географического расширения казахстанской нефтяной отрасли. Работа по расширению рынка сбыта и развитие инфраструктуры отрасли, которая включает предприятия по нефтепереработке как на территории Казахстана, так и за ее пределами, развитие сети нефтегазопроводов – вот те аспекты, которые являются на сегодняшний день ключевыми объектами программы развития нефтегазового сектора экономики Казахстана на период 2020-2025 годы.
Среди перечисленных факторов, определяющих общие тенденции развития сегмента нефтедобычи в Казахстане географическое расширение отрасли, имеет особое значение. Особенность значения географического расширения нефтяного сегмента состоит в том, что оно позволяет сформировать новые экономические возможности для ускоренного регионального развития, способствует обеспечению занятости населения, развитию новых промышленных центров и т.д. Потенциал географического расширения нефтяной отрасли определяется тем, что на сегодняшний день нефтегазоносные районы в Казахстане занимают более 60% всей территории республики. В число действующих наиболее крупных месторождений Казахстана входят Тенгиз, Кашаган, Карачаганак, Узень, Жетыбай, Жанажол, Каламкас, Кенкияк, Каражанбас, Кумколь, Бузачи, Северные, Алибекмола, Прорва Центральная и Восточная, Кенбай, Королевское. Более 70 процентов разрабатываемых нефтяных запасов сосредоточены в месторождениях расположенных на территории западных регионов республики, но и в других регионах на сегодня выявлены промышленно-перспективные нефтегазосодержащие структуры [7]. Однако в перспективе в период 2021-2025 гг. будет проведена геологоразведка малоизученных участков недр в осадочных бассейнах рек Арал, Шу-Сарысу, Сырдарья, Северный Тургай, Прииртышск, Балхаш, Или, Алаколь, Зайсан. Цель разведки - выявить новые перспективные нефтегазовые месторождения. Но поведенные ранее исследования указывают на то, что и сегодня уже есть перспективные для дальнейшего развития нефтегазодобычи регионы в Казахстане. К таким регионам относят шесть областей: Западно-Казахстанскую, Карагандинскую, Джамбульскую, Актюбинскую, Кызылординскую и Мангистаускую.
Несмотря на предполагаемые перспективы новых регионов развития нефтяной отрасли на сегодняшний день уже разрабатываемые месторождения в Кызылординской и Актюбинской областях постепенно истощаются.
Доля запасов месторождений Кызылординской области Акшабулак, Кумеоль, Коныс и Северо-Западный Кызыкиля по состоянию на начало 2021 года составляет менее 5% общереспубликанских запасов. В основном на территории области мелкие и средние месторождения доля добычи, которых с 17,5% в 2007 году до 7,9% в 2018 году. Тенденция снижения объема нефтедобычи продолжается и будет продолжаться в период с 2021-2025 годы. Высокие темпы снижения добычи нефти в Кызылординской области приведут к сокращению нефтедобычи на 32,5% или с 4,6 млн. тонн до 3,1 млн. тонн на конец 2025 года [6]. Ухудшились показатели нефтедобычи и в Актюбинской области, так в 2020 году она снизилась до 5 млн. тонн. Наибольшие потери понесла компания «СНПС-Актюбмунайгаз», с долей китайской компании CNPC в уставном капитале составляющей 85,45%. Среди ключевых причин, приведших к падению нефтедобычи в Кызылординской и Актюбинской областях, называют зрелость месторождений, то есть их истощение легко добываемых запасов [5].
Большие перспективы для развития сегмента нефтегазодобычи в Джамбульской области представляет разработка и развитие Амангельдинской группы месторождений. Рассматривая развитие нефтегазодобывающего сектора экономики как потенциал для решения региональных проблем, следует отметить, что среди перечисленных регионов для Джамбульской области это перспектива выхода из разряда дотационного региона, обеспечить решение проблемы занятости, повышения доходов населения и ряда других многочисленных социальных проблем.
Связывая потенциал развития нефтегазодобычи с возможностью решения наиболее острых региональных проблем, необходимо отметить, что разработка новых месторождений в большинстве случаев ограничена неперспективностью вложений со стороны иностранных инвесторов, вызванных отсутствием экономически целесообразных эффективных технологий нефтедобычи в труднодоступных местах и по ряду других объективных причин, которые являются основными сдерживающими факторами географического регионального рассредоточения нефтедобычи. Нельзя отрицать того, что проблема высокой себестоимости нефтедобычи, осуществляемой в труднодоступных месторождениях – это сегодня проблема, решаемая не только казахстанскими специалистами в сфере нефтедобычи, но и в Китае, в странах БРИКС и в других мировых центрах мирового нефтяного бизнеса.
Проблема нефтедобычи в труднодоступных местах затрагивает сегодня уже предприятия, ведущие свою деятельность не только в Кызылординской и Актюбинской, но и в Атырауской, Западно-Казахстанской областях. В частности, специалисты отмечают необходимость к переходу добычи нефти в труднодоступных местах на таких месторождениях как Узень, С. Нуржанов и в других регионах добычи ведущей компании Казахстана – КазМунайГаз.
Учитывая колебания цен на нефть на мировом рынке можно предположить, что рост себестоимости нефтедобычи в труднодоступных местах в перспективе может поставить под сомнение прибыльность такого бизнеса. Острота данной проблемы состоит еще и в том, что в перспективе это расширит число компаний западного региона, которых так же может коснуться истекание легкодостуных нефтяных залежей.
Предвидение данной проблемы и поиск ее эффективного решения послужило основанием для начала реализации в 2014 году проекта «Евразия», который предполагал исследование и бурение опорно-параметрической скважины глубиной 15 км в центре Прикаспийской впадины и для осуществление которого требовалось качественно новое оборудование и химические реагенты. Важность проекта глубинного бурения «Евразия» осознают все заинтересованные в ее решении стороны. Результаты научных исследований, полученные в ходе реализации проекта «Евразия» и программ развития нефтяной отрасли, ориентированных на долгосрочную и краткосрочную перспективу, указывают на то, что путь технического прогресса в нефтегазодобывающем секторе экономики это самый оптимальный путь трансформации отдельных субъектов нефтебизнеса и отрасли в целом. Как показала практика вторая попытка процесса трансформации в ведущей компании КМГ оказалась успешной и сегодня это высокотехнологичная система управления персоналом, разведкой, нефтедобычей, транспортировкой и переработкой нефти [3].
Исходя из опыта АО «КазМунайГаз» и других лидеров казахстанского и зарубежного нефтебизнеса можно сказать что путь на модернизацию нефтедобычи может решить ряд ключевых проблем, сдерживающих географическое развитие. Для географического регионального развития новых центров нефтедобычи необходимо:
- активное внедрение цифровизации в организацию и производство геолого-разведывательных работ;
- использовать новые методы геологоразведки в малоизученных регионах;
- использование цифровых технологий в нефтедобыче на месторождениях, исчерпавших добычу легкодобываемых запасов нефти;
- расширить области внедрения проектов «Интеллектуальное месторождение» и комплексное внедрение инновационных средств, используемых для управления скважинами и коллекторами и т.д.
Таким образом, использования модернизации, трансформации базирующейся на внедрении цифровозации как существующих объектов нефтедобычи, так и открытие новых перспективных месторождений, и географическое рассредоточение отраслевых нефтецентров позволит не только обеспечить стабильность мирового лидерства Казахстана в данной отрасли, но и решить проблемы социальных диспропорций в казахстанском обществе.