Влияние молочной кислоты на состояние зубной эмали
Секция: Медицина и фармацевтика
VI Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
Влияние молочной кислоты на состояние зубной эмали
Уже в древние времена были различные взгляды на возникновение кариеса зубов. Кариес – это разрушение твёрдых тканей зуба, приводящее к образованию полости. Так, по мнению Гиппократа (460–377 годы до нашей эры), причина болезни заключалась в «дурных соках», приносимых кровью из больных органов (печени, желудка и других). Гален (131–211 годы) считал, что нервы зуба регулируют питание, от избытка которого возникает воспаление, а от недостатка – хрупкость и ломкость зубов.
В конце XVIII и в начале XIX века возникла химическая теория кариеса зубов. По мнению учёных, твёрдые ткани зубов разрушаются кислотами, образующимися в полости рта в результате брожения и гниения остатков пищи.
После открытия А. Левенгуком микроскопа появилась новая теория кариеса зубов – паразитарная. Учёные считали, что зубы разрушаются в результате деятельности микроорганизмов.
У. Миллер в своих работах (1882-1884 годы) выдвинул и развил химико-паразитарную теорию кариеса зубов.
Эта проблема актуальна и сегодня.
В Жиганском районе функционирует стоматологический кабинет, в котором проводится ежегодно лечебно-профилактический осмотр опытным врачом I квалификационной категории Шульгиной Еленой Борисовной МУ «детская стоматологическая поликлиника». Она познакомила меня с отчётами работы в нашей школе за последние три года. (Приложение № 1).
В результате анализа данных стоматологического кабинета за последние три года выявлены две проблемы:
· количество учащихся со здоровыми зубами очень низко и составляет всего 10–13%, причём, к 2015 году уменьшилось на 3% по сравнению с 2014 годом.
· процент учащихся, которые подлежали санации, очень высок, и составляет 86–88,5%., необходимо заметить, что в 2014-2015 учебном году отмечается положительная тенденция – число санированных учащихся уменьшается на 7.5% , а в 2005-2006 вновь увеличивается на 5%.
Я выдвинул следующие гипотезы:
1. Если пища недостаточно содержит макроэлементов (кальция, фосфора), витамина С, то это негативно сказывается на здоровье зубов;
2. Если неумеренно употреблять сладости, то увеличивается процент кариеса зубов;
3. Если человек чистит зубы фторсодержащими зубными пастами, то зубная эмаль укрепляется;
4. Если регулярно использовать жвачки фирмы «Dirol» после еды, то он предохранят зубы от кариеса.
Целью исследования является изучение биохимической сущности кариеса зубов и влияния молочной кислоты на зубную эмаль.
Для осуществления поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной проблеме;
2. Изучить биохимические процессы, лежащие в основе кариеса зубов;
3. Проанализировать факторы, влияющие на кариес;
4. Найти эффективные способы защиты зубов от кариеса;
5. Предложить более доступные гигиенические требования по профилактике кариеса зубов для школьников.
Углеводами называют альдегидо- и кетоспирты, а так же некоторые их производные, состав которых отвечает формуле CnH2nOn. Многие углеводы обладают сладким вкусом, что объясняет их часто употребляемое название – сахара.
Гликолиз – это процесс расщепления углеводов в нашем организме, он может происходить тремя путями. На представленной схеме это видно по конечным продуктам.
Схема образования молочной кислоты, которая является одним из главных участников кариеса:
Сахароза→глюкоза→пировиноградная кислота→молочная кислота
С12О22О11→ С6Н12О6 → CH3 – CО – COOH → СН3 – СНОН– СООН
Ведущая роль в возникновении кариеса принадлежит сахарозе. Именно она вызывает самое быстрое снижение pH 7-4 за несколько минут. Особенно интенсивно проходит процесс гликолиза во время сна. А активность процессов брожения зависит от количества вовлекаемых углеводов. Установлено, что в период потребления избытка сахаров количество зубного налёта увеличивается.
С химической точки зрения процесс разрушения эмали происходит так:
Эксперимент состоит из 3-х частей:
1 часть. Идентифицикация молочной кислоты (методика Рягина С. Н.)
Место проведения: стоматологический кабинет ГБУ ЖЦРБ.
Руководитель: учитель химии Сивцева Н. Н.
Субъект: ученики 11 «А, В» классов (28 чел.)
Объект: глюкоза
Реактив: 1% раствором хлорида железа (III)
Было взято 28 проб зубного налёта у учащихся, которые были помещены в 1% раствор глюкозы. Пробирки закрываются и ставятся на водяную баню при температуре 37оС на один час.
Результат: через час в 19 (68%) пробирках появилось жёлто-зелёное окрашивание, что свидетельствует о наличие молочной кислоты.
3СН3-СНОН-СООН + FeCl3 = (СН3-СНОН-СОО)3 Fe + 3НCl
жёлтое окрашивание жёлто-зелёное
2 часть. Определение степени кариесогенности зубной эмали (методика Брунера)
Место проведения: стоматологический кабинет ГБУ ЖЦРБ.
Руководитель: учитель химии Сивцева Н. Н.
Субъект: ученики 11 «А, В» классов (28 чел.)
Объект: зубная эмаль
Реактив: метиленовый красный
Метод: колориметрический
Ученики в течение двух минут прополаскивают рот 1% раствором глюкозы. Пипеткой раствор метиленового красного каждые 10 мин. помещают на зубы учащихся, делается три пробы.
Таблица № 1.
Определение степени кариесогенности зубной эмали
№ пробы |
Время (мин.) |
Изменение окраски метиленового красного |
Кол-во человек |
1 |
10 |
Нет |
28 |
2 |
20 |
красный |
6 |
3 |
30 |
красный |
20 |
Таблица № 2.
Результаты
Степень кариесогенности |
Кол-во учащихся |
% |
1. Низкая |
12 |
43 |
2. Высокая |
16 |
57 |
3 часть . Влияние «Dirol» на рН слюны (методика Стефана)
Место проведения: стоматологический кабинет ГБУ ЖЦРБ.
Руководитель: учитель химии Сивцева Н. Н.
Субъект: ученики 11 «А, В» (16 чел.)
Объект: рН слюны
Реактив: универсальная индикаторная бумага.
Учащимся с высокой степенью кариесогенности дают карамель «Молочный» и делают пробы 4 раз.
Таблица № 3.
Изменение рН слюны после приема карамели
№ пробы |
Время (мин.) |
Цвет индикаторной бумаги |
рН |
Кол-во человек |
% |
1 |
10 |
желтая |
6-7 |
16 |
100 |
2 |
20 |
красная |
3-4 |
3 |
19 |
3 |
25 |
красная |
3-4 |
4 |
25 |
4 |
30 |
красная |
3-4 |
9 |
56 |
После определения критического рН слюны, учащимся даётся «Dirol», первая проба делается через 10 мин.
Таблица № 4.
Изменение рН слюны после «Dirol».
№ пробы |
Время (мин.) |
Цвет индикаторной бумаги |
рН |
Кол-во человек |
% |
1 |
10 |
красная |
3-4 |
16 |
100 |
2 |
20 |
желтая |
6-7 |
4 |
25 |
3 |
25 |
желтая |
6-7 |
3 |
19 |
4 |
30 |
желтая |
6-7 |
9 |
56 |
Результат: по «Кривой Стефана» рН слюны восстанавливается через 20 мин. (I), в нашем эксперименте – через 20-30 мин. (II), рН = 3 остается на одном и том же критическом уровне, если не принимать «Dirol».
Действие «Dirol» происходит в 2 этапа:
а) гидролиз карбамида (основы «Dirol»):
(NH4)2CO + H2O → 2NH3 ·H2O + CO2
б) нейтрализация молочной кислоты:
СН3 – СНОН– СООН + (NH4OH) → CH3 – CНОН - CООNH4 + H2O
Заключение.
1. В результате работы изучен вопрос о сущности кариеса и факторах, влияющих на данный процесс.
Кариес – процесс разрушения зубной эмали, который проходит в три стадии: 1) расщепление углеводов под действием стрептококков до образования молочной кислоты; 2) молочная кислота деминерализует эмаль зуба и открывает путь микроорганизмам в глубокие слои эмали; 3)протеолитические бактерии проникают в эмаль и с помощью ферментов разрушают органическую субстанцию зуба, появляется дефект.
2. Проведённый эксперимент на базе стоматологического кабинета ГБУ ЖЦРБ под руководством учителя химии Сивцевой Н. Н. позволил установить:
· молочная кислота образуется при действии стрептококков зубной эмали на глюкозу и была обнаружена реактивом – хлоридом железа (III);
· Колориметрическим методом было установлено, что 43% учащихся имеют зубы с низкой кариесогенностью, а 57% - высокую;
· рН слюны понижается до критической отметки 3-4 в интервале 20-30 мин., а восстановление рН=7 после «Dirol» происходит в этом же временном интервале 20-30 мин.;
· глюкоза является кариесогенным фактором, который понижает рН слюны до критической отметки.