ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Секция: Медицина и фармацевтика
LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
Аннотация. В настоящее время строятся различные теории о влиянии потери или отсутствия способности слышать на творческие способности человека. В работе проводится анализ работ, посвященных изучению влияния потери слуха на визуальное и акустическое восприятие. Метод исследования – качественный мета-анализ научной литературы. Цель работы – выявить особенности художественного восприятия людей с глухотой на основании данных исследований.
Ключевые слова: художественное восприятие, глухота, искусство, вербальная система, невербальная система, акустическое восприятие, визуальное восприятие, творчество
В истории искусства большое количество примеров авторов великих произведений искусства, потерявших тем или иным способом слух. Например, нидерландский живописец Хендрик Аверкамп имел врожденную глухоту, Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский живописец и график эпохи романтизма потерял слух вследствие перенесённого синдрома Сусака [6].
Исследование Sola Daramola et al. (2019) заключалось в оценке значимых различий творческих способностей глухих детей и детей без нарушения слуха посредством анкетирования. Обнаружено, что творческие способности первой группы респондентов превалировали над показателями второй группы [3, 5]. Отличительные творческие и логические способности глухих людей подтверждены в многомерном дисперсионном анализе Ebrahim (2006) 210 глухих и 200 здоровых детей. Глухие дети отличаются абстрактностью мышления. При этом обнаружены существенные различия между двумя группами по темпам развития творческих способностей и устойчивости к выгоранию [1].
Stanzione et al. (2013) использовали тесты творческого мышления Торранса для оценки образного и вербального дивергентного мышления детей. В данном исследовании не обнаружено значимых отличий творческих способностей глухих и здоровых детей. Логично выявлено преобладание вербального мышления у здоровых детей, над второй группой [5].
Potmesilova et al. (2023) оценивали эмоциональный ответ детей с глухотой на неординарные ситуации в сравнении с нормально слышащими детьми [4]. Так, в первой группе отмечались сложности с формированием ответной реакцией. Гибкость и структурированность речи уступали показателям в контрольной группе. Marschark (1997) в своем исследовании получил результаты, противоречащие исследованиям Potmesilova et al. (2023) [2, 4]. Таким образом, гибкость речи и использование творческих приемов речи, скорость составления образных конструкций соответствовали, а иногда и превосходили данные показатели в группе детей без патологии слуха. Данные напрямую свидетельствуют о высоком уровне когнитивных способностей глухих.
Заключение. Таким образом, потеря слуха ведёт к совершенствованию других сенсорных систем – зрения, осязания и обоняния. На указанные системы перераспределяется больший поток информации о внешних стимулах. Обработка большего объёма информации свидетельствует о более развитых центрах нервной системы, соответственно, затылочная доля коры больших полушарий, обонятельные луковица и центр, центры обработки информации с рецепторов тела в головном мозге. Исследования, посвященные проблеме влияния потери слуха на творческие способности, указывали на преобладание у таких людей образности и абстрактности мышления по сравнению со здоровыми людьми. Особенностями изобразительного искусства глухих являются использование ярких цветовых интервалов, сохранение глубины сюжета композиций и признаки более слабого ощущения глубины художественного пространства по сравнению с нормально слышащими людьми.