Статья:

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Матохин С.Е., Ковальская В.Д. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/5(71).pdf (дата обращения: 13.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Матохин Сергей Евгеньевич
студент, Волгоградский государственный медицинский университет, РФ, г. Волгоград
Ковальская Варвара Дмитриевна
студент, Волгоградский государственный медицинский университет, РФ, г. Волгоград
Тарасова Наталья Валерьевна
научный руководитель, д-р мед. наук, заведующая кафедрой оторинолариногологии, Волгоградский государственный медицинский университет, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. В настоящее время строятся различные теории о влиянии потери или отсутствия способности слышать на творческие способности человека. В работе проводится анализ работ, посвященных изучению влияния потери слуха на визуальное и акустическое восприятие. Метод исследования – качественный мета-анализ научной литературы. Цель работы – выявить особенности художественного восприятия людей с глухотой на основании данных исследований.

 

Ключевые слова: художественное восприятие, глухота, искусство, вербальная система, невербальная система, акустическое восприятие, визуальное восприятие, творчество

 

В истории искусства большое количество примеров авторов великих произведений искусства, потерявших тем или иным способом слух. Например, нидерландский живописец Хендрик Аверкамп имел врожденную глухоту, Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – испанский живописец и график эпохи романтизма потерял слух вследствие перенесённого синдрома Сусака [6].

Исследование Sola Daramola et al. (2019) заключалось в оценке значимых различий творческих способностей глухих детей и детей без нарушения слуха посредством анкетирования. Обнаружено, что творческие способности первой группы респондентов превалировали над показателями второй группы [3, 5]. Отличительные творческие и логические способности глухих людей подтверждены в многомерном дисперсионном анализе Ebrahim (2006) 210 глухих и 200 здоровых детей. Глухие дети отличаются абстрактностью мышления. При этом обнаружены существенные различия между двумя группами по темпам развития творческих способностей и устойчивости к выгоранию [1].

Stanzione et al. (2013) использовали тесты творческого мышления Торранса для оценки образного и вербального дивергентного мышления детей. В данном исследовании не обнаружено значимых отличий творческих способностей глухих и здоровых детей. Логично выявлено преобладание вербального мышления у здоровых детей, над второй группой [5].

Potmesilova et al. (2023) оценивали эмоциональный ответ детей с глухотой на неординарные ситуации в сравнении с нормально слышащими детьми [4]. Так, в первой группе отмечались сложности с формированием ответной реакцией. Гибкость и структурированность речи уступали показателям в контрольной группе. Marschark (1997) в своем исследовании получил результаты, противоречащие исследованиям Potmesilova et al. (2023) [2, 4]. Таким образом, гибкость речи и использование творческих приемов речи, скорость составления образных конструкций соответствовали, а иногда и превосходили данные показатели в группе детей без патологии слуха. Данные напрямую свидетельствуют о высоком уровне когнитивных способностей глухих.

Заключение. Таким образом, потеря слуха ведёт к совершенствованию других сенсорных систем – зрения, осязания и обоняния. На указанные системы перераспределяется больший поток информации о внешних стимулах. Обработка большего объёма информации свидетельствует о более развитых центрах нервной системы, соответственно, затылочная доля коры больших полушарий, обонятельные луковица и центр, центры обработки информации с рецепторов тела в головном мозге. Исследования, посвященные проблеме влияния потери слуха на творческие способности, указывали на преобладание у таких людей образности и абстрактности мышления по сравнению со здоровыми людьми. Особенностями изобразительного искусства глухих являются использование ярких цветовых интервалов, сохранение глубины сюжета композиций и признаки более слабого ощущения глубины художественного пространства по сравнению с нормально слышащими людьми.

 

Список литературы: 
1. Ebrahim, F. (2006b). Comparing creative thinking abilities and reasoning ability of deaf and hearing children. Roeper Review,  28 (3), 140–147;
2. Marschark M, West SA. Creative language abilities of deaf children. J Speech Hear Res. 1997 Mar;28(1):73-8. doi: 10.1044/jshr.2801.73. PMID: 3981999;
3. Mestre, José M., et al. "PERVALE-S: a new cognitive task to assess deaf people’s ability to perceive basic and social emotions." Frontiers in Psychology 6 (2015): 140521;
4. Potměšilová P., Potměšil M., Klugar M. The Difference in the Creativity of People Who Are Deaf or Hard of Hearing and Those with Typical Hearing: A Scoping Review //Children. – 2023. – Т. 10. – №. 8. – С. 1383;
5. Sola Daramola, D., Bello, M. B., Yusuf, A. R., & Amali, I. O. O. (2019). Creativity level of hearing impaired and hearing students of federal college of education. International Journal of Instruction, 12(1), 1489–1500;
6. Козлова Т. В. Особенности интерпретации художественных произведений неслышащих // Художественная культура. – 2020. – №. 2. – С. 434-447.