Статья:

Изучение микрофлоры воздуха школ г. Астрахани

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Исмаилова З.М. Изучение микрофлоры воздуха школ г. Астрахани // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/3(42).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 48 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение микрофлоры воздуха школ г. Астрахани

Исмаилова Зарифа Муталлим кызы
студент, ФГБОУ ВО «Астраханский Государственный Медицинский Университет» Минздрава РФ, г. Астрахань

 

Введение

Состав микрофлоры воздуха разнообразен и значительно изменяется в зависимости от условий. Микроорганизмы в воздухе могут находиться только временно, так как в нем отсутствует необходимая питательная среда. Загрязнение воздуха микробами происходит из почвы, от животных, людей и растений.

Воздух считается чистым при содержании в 1 м3 не более 1500 бактерий и 16 стрептококков. Наиболее загрязняется воздух в помещениях при скоплении людей и плохой работе вентиляции.

Цель работы: Изучение микрофлоры воздуха в различных помещениях.

В задачи исследования входило:

1.  Изучить показатели численности микрофлоры воздуха различных помещений школ.

2.  Сравнить показатели численности между объектами исследования.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования послужили помещения МБОУ г. Астрахани «Лицей № 2 им. В.В. Разуваева» (весенний период) и МБОУ г. Астрахани «СОШ №8» (осенний период) - коридор, учебный класс, столовая, туалет до и после учебных занятий.

В работе использованы следующие методы: посев воздуха по методу Коха; учет численности микроорганизмов; изучение культуральных и морфологических признаком микроорганизмов; окрашивание фиксированных препаратов по методу Грамма; статистическая обработка результатов.

Результаты исследований

Микрофлора воздуха МБОУ г. Астрахани «Лицей №2 им. В.В. Разуваева»

Эксперименты проводили весной 2014 года. После культивирования посевов воздуха, выполненных по методу Коха, произвели учет численности микроорганизмов, культивируемых на поверхности питательного агара. Проанализировали динамику численности в каждом из помещений.

Обработка результатов

Установили, что в учебном кабинете численность микроорганизмов в 1 см3 увеличилась на 1 порядок (4 КОЕ, 33 КОЕ).

Перед началом занятий в микрофлоре присутствовали только бактериальные формы, в то время как после уроков выявили колонии дрожжевых микроорганизмов, а также микроскопических грибов.

Численность микроорганизмов в коридоре после проведения учебных занятий увеличилась на порядок, значение являлось максимальным из всех изученных, это говорит о том, что коридор – одно из самых проходимых помещений в школе, увеличение микроорганизмов в несколько раз допустимо в связи с постоянным передвижением школьников и учителей.

При изучении микроорганизмов, находящихся в воздушном пространстве в столовой установили, что после занятий микрофлора увеличилась на 1 порядок. Показатель немного меньше численности микроорганизмов воздуха в коридоре, что доказывает большую проходимость столовой во время учебного процесса.

При изучении микроорганизмов в воздухе туалета обнаружили увеличение разнообразия бактериальных и дрожжевых форм, микроскопические грибы были представлены единичными колониями. Численность микроорганизмов варьировалась в пределах одного порядка, что говорит о частой уборке помещения.

Микрофлора воздуха МБОУ г. Астрахани «СОШ№8»

Эксперименты проводили осенью 2015 года.

Установили что в туалете численность микроорганизмов в 1 м3 увеличилась с 50 КОЕ до 103 КОЕ

После уроков в микрофлоре воздуха помимо дрожжей появляются колонии бактерий, а также микроскопических грибов рода Aspergillus.

При изучении количественного состава микрофлоры воздуха в коридоре, установили, что численность колоний находится в пределах одного порядка (54 КОЕ- до, 89 КОЕ – после).

Изучив качественный состав микрофлоры коридора, установили, что до и после занятий выделенные микроорганизмы обладают сходными культуральными и морфологическими особенностями.

Показатели численности микроорганизмов в учебном классе в 1 м3 до и после проведения уроков варьировалась в пределах одного порядка (25 КОЕ – до, 53 КОЕ - после).

Изучив качественный состав микрофлоры учебного кабинета, установили, что до и после занятий выделенные микроорганизмы обладают сходными культуральными и морфологическими особенностями.

Показатели численности микроорганизмов в столовой в 1 м3 до и после проведения уроков варьировалась в пределах одного порядка (17 КОЕ – до, 27 КОЕ – после).

В ходе проведенных исследований выделены представители дрожжей, палочковидных бактерий, микроскопических грибов.

Сравнительный анализ

Провели сравнительный анализ показателей численности микроорганизмов, выявленных в различных помещениях школ до и после уроков в осенний и весенний период. Данные представлены на рисунке 1,2.

 

Рисунок 1. Динамика численности микроорганизмов в воздухе Лицея №2

 

Как видно из диаграммы, максимальная численность микроорганизмов в 1 см3 как и до, так и после уроков, представлена в воздухе коридора, так как он является самым проходимым помещением на территории школы.

Минимальная численность микроорганизмов представлена в учебном кабинете, это можно объяснить тем, что на протяжении учебного процесса в классе не происходит постоянного передвижения школьников и учителей, что сокращает поднятие пыли, а соответственно и микроорганизмов, которые могут там находиться.

 

Рисунок 2. Динамика численности микроорганизмов в воздухе СОШ №8

 

При изучении численности микроорганизмов в воздухе СОШ №8 установили, что максимальная численность так же представлена в воздухе коридора, как в самом проходимом помещении, так и в туалетной комнате.

Далее произвели сравнение показателей численности микрофлоры воздуха между 2мя школами. Данные представлены на рисунках 3,4.

 

Рисунок 3. Показатели численности микроорганизмов в воздухе до начала учебных занятий в школах

 

Рисунок 4. Динамика численности микроорганизмов в воздухе после учебных занятий СОШ №8 и Лицея № 2

 

Как показывают данные, то численность во всех помещениях школ между собой практически равна, или варьируется в пределах одного порядка. Стоит отметить, что после проведения занятий в коридоре и столовой Лицея №2 численность микроорганизмов заметно превышает таковые в СОШ №8.

Выводы

1. При изучении численности микроорганизмов в различных помещениях школы установили, что по окончании уроков количество микроорганизмов везде возрастает. Максимальная численность микроорганизмов в 1 м3 как и до, так и после уроков, представлена в воздухе коридора, минимальная - в учебном кабинете.

2. Численность во всех помещениях школ между собой практически равна, или варьируется в пределах одного порядка. Стоит отметить, что после проведения занятий в коридоре и столовой Лицея №2 численность микроорганизмов заметно превышает таковые в СОШ №8.

 

Список литературы:
1. Аникиев В.В, Лукамская К.А. Руководство к практическим занятиям по микробиологии. Учеб. Пособие для студентов био. Спец. Пед. ин-тов. – М: «Просвещение», 1977 – 128с.
2. Бакулина Н.А., Караева Э.П. Микробиология. – М: «Медицина», 1976 – 424с.
3. Бычкин П.В., Гетильсон С.С., Агабабов Н.Б. Практикум по микробиологии. – М: «Колос», 1964 – 143с.
4. Вольпе И.М., Кучеренко В.Д. Практическое руководство по санитарной микробиологии. – М: Изд. МГУ, 1970 – 147с.
5. Градова Н.Б. и др. Лабораторный практикум по общей микробиологии. – М.: «Де Ли принт», 2001. – 131с.
6. Елинов Н.П., Заикина Н.А., Соколова О.А. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности. – М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1983 – 312с.
7. Кочемасова З.Н. и др. Санитарная микробиология и вирусология. – М.: «Медицина», 1987 – 352с.
8. Лукомская К.А. Микробиология с основами вирусологии. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по биол. и химии. Спец. – М.: «Просвещение», 1987 – 192с.
9. Чернова Н.М., Былова А.М., Экология: Учебное пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов.-2 издание, перераб. – М.: «Просвещение», 1988 – 272 с.: ил.