Изучение микрофлоры воздуха школ г. Астрахани
Секция: Медицина и фармацевтика
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
Изучение микрофлоры воздуха школ г. Астрахани
Введение
Состав микрофлоры воздуха разнообразен и значительно изменяется в зависимости от условий. Микроорганизмы в воздухе могут находиться только временно, так как в нем отсутствует необходимая питательная среда. Загрязнение воздуха микробами происходит из почвы, от животных, людей и растений.
Воздух считается чистым при содержании в 1 м3 не более 1500 бактерий и 16 стрептококков. Наиболее загрязняется воздух в помещениях при скоплении людей и плохой работе вентиляции.
Цель работы: Изучение микрофлоры воздуха в различных помещениях.
В задачи исследования входило:
1. Изучить показатели численности микрофлоры воздуха различных помещений школ.
2. Сравнить показатели численности между объектами исследования.
Объектом исследования послужили помещения МБОУ г. Астрахани «Лицей № 2 им. В.В. Разуваева» (весенний период) и МБОУ г. Астрахани «СОШ №8» (осенний период) - коридор, учебный класс, столовая, туалет до и после учебных занятий.
В работе использованы следующие методы: посев воздуха по методу Коха; учет численности микроорганизмов; изучение культуральных и морфологических признаком микроорганизмов; окрашивание фиксированных препаратов по методу Грамма; статистическая обработка результатов.
Результаты исследований
Микрофлора воздуха МБОУ г. Астрахани «Лицей №2 им. В.В. Разуваева»
Эксперименты проводили весной 2014 года. После культивирования посевов воздуха, выполненных по методу Коха, произвели учет численности микроорганизмов, культивируемых на поверхности питательного агара. Проанализировали динамику численности в каждом из помещений.
Обработка результатов
Установили, что в учебном кабинете численность микроорганизмов в 1 см3 увеличилась на 1 порядок (4 КОЕ, 33 КОЕ).
Перед началом занятий в микрофлоре присутствовали только бактериальные формы, в то время как после уроков выявили колонии дрожжевых микроорганизмов, а также микроскопических грибов.
Численность микроорганизмов в коридоре после проведения учебных занятий увеличилась на порядок, значение являлось максимальным из всех изученных, это говорит о том, что коридор – одно из самых проходимых помещений в школе, увеличение микроорганизмов в несколько раз допустимо в связи с постоянным передвижением школьников и учителей.
При изучении микроорганизмов, находящихся в воздушном пространстве в столовой установили, что после занятий микрофлора увеличилась на 1 порядок. Показатель немного меньше численности микроорганизмов воздуха в коридоре, что доказывает большую проходимость столовой во время учебного процесса.
При изучении микроорганизмов в воздухе туалета обнаружили увеличение разнообразия бактериальных и дрожжевых форм, микроскопические грибы были представлены единичными колониями. Численность микроорганизмов варьировалась в пределах одного порядка, что говорит о частой уборке помещения.
Микрофлора воздуха МБОУ г. Астрахани «СОШ№8»
Эксперименты проводили осенью 2015 года.
Установили что в туалете численность микроорганизмов в 1 м3 увеличилась с 50 КОЕ до 103 КОЕ
После уроков в микрофлоре воздуха помимо дрожжей появляются колонии бактерий, а также микроскопических грибов рода Aspergillus.
При изучении количественного состава микрофлоры воздуха в коридоре, установили, что численность колоний находится в пределах одного порядка (54 КОЕ- до, 89 КОЕ – после).
Изучив качественный состав микрофлоры коридора, установили, что до и после занятий выделенные микроорганизмы обладают сходными культуральными и морфологическими особенностями.
Показатели численности микроорганизмов в учебном классе в 1 м3 до и после проведения уроков варьировалась в пределах одного порядка (25 КОЕ – до, 53 КОЕ - после).
Изучив качественный состав микрофлоры учебного кабинета, установили, что до и после занятий выделенные микроорганизмы обладают сходными культуральными и морфологическими особенностями.
Показатели численности микроорганизмов в столовой в 1 м3 до и после проведения уроков варьировалась в пределах одного порядка (17 КОЕ – до, 27 КОЕ – после).
В ходе проведенных исследований выделены представители дрожжей, палочковидных бактерий, микроскопических грибов.
Сравнительный анализ
Провели сравнительный анализ показателей численности микроорганизмов, выявленных в различных помещениях школ до и после уроков в осенний и весенний период. Данные представлены на рисунке 1,2.
Рисунок 1. Динамика численности микроорганизмов в воздухе Лицея №2
Как видно из диаграммы, максимальная численность микроорганизмов в 1 см3 как и до, так и после уроков, представлена в воздухе коридора, так как он является самым проходимым помещением на территории школы.
Минимальная численность микроорганизмов представлена в учебном кабинете, это можно объяснить тем, что на протяжении учебного процесса в классе не происходит постоянного передвижения школьников и учителей, что сокращает поднятие пыли, а соответственно и микроорганизмов, которые могут там находиться.
Рисунок 2. Динамика численности микроорганизмов в воздухе СОШ №8
При изучении численности микроорганизмов в воздухе СОШ №8 установили, что максимальная численность так же представлена в воздухе коридора, как в самом проходимом помещении, так и в туалетной комнате.
Далее произвели сравнение показателей численности микрофлоры воздуха между 2мя школами. Данные представлены на рисунках 3,4.
Рисунок 3. Показатели численности микроорганизмов в воздухе до начала учебных занятий в школах
Рисунок 4. Динамика численности микроорганизмов в воздухе после учебных занятий СОШ №8 и Лицея № 2
Как показывают данные, то численность во всех помещениях школ между собой практически равна, или варьируется в пределах одного порядка. Стоит отметить, что после проведения занятий в коридоре и столовой Лицея №2 численность микроорганизмов заметно превышает таковые в СОШ №8.
Выводы
1. При изучении численности микроорганизмов в различных помещениях школы установили, что по окончании уроков количество микроорганизмов везде возрастает. Максимальная численность микроорганизмов в 1 м3 как и до, так и после уроков, представлена в воздухе коридора, минимальная - в учебном кабинете.
2. Численность во всех помещениях школ между собой практически равна, или варьируется в пределах одного порядка. Стоит отметить, что после проведения занятий в коридоре и столовой Лицея №2 численность микроорганизмов заметно превышает таковые в СОШ №8.