Анализ конструктивных особенностей оборудования при хранении и перевозке сжиженных углеводородных газов
Конференция: CX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
CX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ конструктивных особенностей оборудования при хранении и перевозке сжиженных углеводородных газов
Аннотация. В данной статье рассматривается анализ конструктивных особенностей оборудования при хранении различными способами сжиженных углеводородных газов, а так же анализ их транспортировки различными видами транспорта.
Ключевые слова: Сжиженные углеводородные газы (далее СУГ), конструктивные особенности хранения СУГ, транспортировка СУГ.
Сжиженные углеводородные газы (далее СУГ), такие как бутан, пропан и пропан-бутановые смеси масштабно используются в различных сферах деятельности: отопление технических помещений, в нефтегазовой отрасли, нефтехимических производствах, автомобильном хозяйстве и газозаправочных станциях. Существует обширный список оборудования для хранения и транспортировки СУГ [2, с.623]:
- Газгольдеры
- Шаровые резервуары
- Сливо-наливные устройства
- Датчики/сигнализаторы уровня
- Внутренние клапаны
- Аварийные отсечные клапаны
- Перепускные клапаны
- Противопожарное оборудование
- И другие принадлежности
Каждый из пунктов представленного списка повседневно используются на производстве и в быту, а так же ежегодно дополняется новыми разработками, что способствует развитию сферы хранения и транспорта СУГ, упрощая бытовые и технические процессы.
Конструктивные особенности хранения СУГ
Выбор способа хранения реализует непосредственно проектная организация, совместно с научно-исследовательской организацией, которая разрабатывает взрывоопасный технологический процесс, и с третьей организацией, имеющей склад, опираясь на условия взрывопожарной безопасности и другие нормативные документы.
Хранение и сбыт СУГ производится на товарно-сырьевых, промежуточных парках или на товарно-сырьевых базах. Хранение СУГ осуществляется следующими способами:
- Под давлением при температурном режиме менее 323 К(50гр.С), а так же при давлении насыщенных паров, в соответствии и температурой наружного воздуха;
- Изотермическим способом при температурном режиме, предоставляющей избыточное давление насыщенных паров, приближенное к атмосферному давлению примерно 4,9~6,7 кПа;
- Полуизотермическим способом, это когда среда внутри резервуара соответствует изотермическим условиям хранения, а резервуар рассчитан на хранение при давлении;
Из всех способов, стоит отдельно выделить именно изотермический способ, так как он имеет ряд преимуществ:
- Хранение значительного объёма СУГ (до 18 тыс. мᶟ)
- Меньшее использование металла, при строительстве
- Сохранение окружающей среды, за счет меньших естественных потерь СУГ
Анализируя конструктивные особенности хранения можно сделать вывод о том, что наиболее эффективным способом является хранение СУГ в изотермических резервуарах, так как это уменьшает потери нефтепродуктов и является менее металлоёмким при строительстве резервуаров.
Конструктивные особенности транспортировки СУГ
Транспортировка СУГ производится несколькими способами:
- По трубопроводам
- Автоцистернами
- Железнодорожными вагонами-цистернами
- Речными и морскими судами
- Авиатранспортом
Магистральный трубопровод является наиболее распространенным способом транспортировки продукта газовой промышленности, но в некоторые районы страны сжиженный газ доставляют речными, морскими и авиационными путями.
Доставка сжиженных газов автоцистернами малоэффективен, так как этим способом не представляется возможным доставить большое количество СУГ. При перевозки газа на автомобиль крепится знак специального назначения, который извещает других водителей о транспортировки особо опасного груза. Ссылаясь на ГОСТ 21561-2017 «автоцистерна для транспортирования сжиженных углеводородных газов» обязательно должна быть отмечена надписью «ОГНЕОПАСНО». Так же на ней указываются все характеристики о перевозимом продукте [1, с.34]. Зачастую этим способом перевозки пользуются для транспортировки сжиженного газа на небольшие расстояния к отрезанным от газоснабжения местам проживания, таким как удалённые от крупных городов деревни и посёлки.
Ещё одним из основных способов перевозки СУГ считаются железнодорожные магистрали. По разным оценкам от 15 до 20% объема транспортировки нефтепродуктов и сжиженного газа приходится на долю железнодорожного транспорта. Это наиболее разумный и безопасный вид транспорта, который используется для транспортировки СУГ много лет.
В отдаленные и труднодоступные регионы нашей страны, такие как Камчатский край, Магаданская область и Чукотский АО, СУГ приходится доставлять танкерами. А так же, в случаях, когда месторождение удалено от наземных магистральных путей, его выгоднее перевозить суднами-газовозами.
Проанализировав вышеперечисленную информацию можно сказать, что все способы транспортировки СУГ востребованы и необходимы для доставки в различные регионы Российской Федерации.