Статья:

Системный подход в управлении машиностроением

Конференция: CXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Валеева А.Д., Хамматова Л.А., Жилкина Е.А. Системный подход в управлении машиностроением // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(113). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/3(113).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Системный подход в управлении машиностроением

Валеева Азалия Дамировна
магистрант, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Хамматова Лена Анасовна
магистрант, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Жилкина Екатерина Александровна
магистрант, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

На сегодняшний день машиностроительный комплекс занимает ключевую роль в области тяжелой индустрии, так как от уровня ее развития зависит экономическая независимость и безопасность России. Машиностроение – это самая сложная отрасль промышленности, имеющая множество проблем.

Что такое системный подход? Наверное, каждый из нас мог бы ответить на этот вопрос, ведь этот научный метод очень известен и часто используется в наше время. Для начала определим, что из себя представляет система. Система – это определённое множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями для достижения общей цели [3]. Исходя из этого определения системы, можно сказать, что машиностроительный комплекс является сложной системой, которая имеет большое количество структурных подразделений, видов деятельности и связей между ними, проблемы которого можно решить, применив методы системного подхода.

Выделим основные проблемы в машиностроительном комплексе, которые существуют на сегодняшний день (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Основные проблемы в машиностроительном комплексе
 

Рассмотрим каждую из перечисленных проблем отдельно.

Диспропорция финансирования является задерживающей причиной развития машиностроительного комплекса. В нынешнее время государство хоть и поддерживает данную отрасль, но выделяемые финансы не распределены равномерно, а именно финансирование является основной частью капитала предприятия.

Следующая проблема – износ оборудования, так как большинство предприятий были построены во времена СССР и мало, где приспособления заменялись на новые.  Хотя машиностроение и является главной отраслью в промышленности и влияет на развитие всей страны, качество технического оборудования не отвечает мировым стандартам. Износ оборудования в этой отрасли достигает 70%, предприятия вынуждены покупать оборудование за рубежом, так как устаревшее оборудование не справляется с современными механизмами, что приводит к затягиванию процесса производства и отставанию от темпа развития мирового машиностроения [1].

Третья проблема – нехватка квалифицированной рабочей силы. Развитие этого комплекса зависит от человеческих факторов, так как именно человек управляет всем этим процессом. Основными причинами возникновения такой проблемы являются, то, что на сегодняшний день средний возраст работников приближается к пенсионному возрасту, и так как уже в некоторых отраслях введены новые технологии, эти работники не до конца могут овладеть ими; низкая заработная плата;  выпускники высших учебных заведений не хотят работать по полученной специальности или просто не могут работать в этой сфере, так как полученные ими знания недостаточны, и они не могут справиться с поставленной перед ними работой; тяжелые условия труда и т.д [2].

Эти проблемы можно решить, применив системный подход. На первом этапе анализа мы должны выявить цели. В нашем случае, целью является повышение эффективности работы машиностроительного комплекса, для этого нам нужно, привлечь высококвалифицированных специалистов, заменить старые оборудования на новые и правильно распределять финансы, которые выделяет государство. На втором этапе проводится анализ структуры машиностроительного комплекса, в котором определяются основные элементы (рабочая сила, комплекс производственных участков и вспомогательных подразделений, оборудование) и внешняя среда (государство, потребители и т.д.). В следующем этапе необходимо создать иерархическую модель системы машиностроительного комплекса. Здесь определяют элементы верхних и нижних подуровней, устанавливаются связи между ними и оценивается их влияние друг на друга.  На заключительном этапе анализа исследуют построенную модель путем выяснения поведения моделируемого объекта в различных ситуациях. Далее проводится анализ результатов в соответствии с целями, выявленными на первом этапе. На основе этого анализа вносятся изменения относительно системы.

После проведения всех этапов анализа системы эксперты выдвигают свои предложения для решения проблемы, которые являются целесообразными для рационализации рассматриваемой системы. Исходя из этих предложении определяют: решение при помощи, которого можно реализовать выбранную модель системы управления; регулирующий документ, который разрабатывается для управления процессом, в этом документе должны быть цели, схемы и различные расчеты при помощи, которых разрабатывают технические меры по улучшению рассматриваемой системы.

Таким образом, после применения системного подхода находятся пути решения выявленных выше проблем.

Для достижения поставленной цели необходимо распределять финансы равномерно между всеми отраслями производства (тяжёлое, общее,  среднее, точное машиностроение, производство металлических изделий и заготовок, ремонт машин и оборудования), осуществить конверсию предприятий военно-промышленного комплекса, повысить уровень квалификации уже имеющихся рабочих машиностроителей различными мероприятиями, производить новые типы машин, поддерживать конкуренцию среди предприятий машиностроения, заменить старые оборудования на новые высокопроизводительные.

Но одним из обязательных условий развития современного машиностроения является широкое внедрение в производство электроники и радиотехники, так как без этой отрасли не могут успешно развиваться автоматизация и комплексная механизация производства. После применения этих способов решения проблем можно добиться высокой производительности труда и увеличения выпуска различной продукции.

 

Список литературы:
1. Машиностроение. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://vsetreningi.ru/schools/mashinostroenie/ (Дата обращения 22.02.2021)
2. Проблема дефицита квалифицированных рабочих кадров. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: https://izron.ru/articles/tendentsii-razvitiya-ekonomiki-i-menedzhmenta-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam mezhdunarodnoy-nauch/sektsiya-22-ekonomika-truda-i-upravlenie-personalom/problema-defitsita-kvalifitsirovannykh-rabochikh-kadrov/ (Дата обращения 22.02.2021)
3. Чернышов В.Н., Чернышов А.В. Теория систем и системный анализ: учебное пособие. – Тамбов: Издательство ТГУ, 2008. – 96 с.