Статья:

Пожарные поезда

Конференция: CXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Султангалеева Л.И., Аркишиев С.Х. Пожарные поезда // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(115). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/5(115).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Пожарные поезда

Султангалеева Ляйсан Ильдусовна
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аркишиев Султан Хикмет оглы
студент, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

Аннотация. Данная статья посвящена пожарным поездам. В статье рассмотрены тактико-технические характеристики поездов, их назначение и особенности. Также выделены категории и виды пожарных поездов.

 

Ключевые слова: мобильные средства пожаротушения, пожарный поезд, пожарная техника.

 

На сегодняшний день особую роль в жизни человека занимают поезда, электрички. Люди каждый день пользуются железнодорожным транспортом: путешествуют на поездах, возвращаются домой после работы на пригородных электричках. Российские железнодорожные дороги обслуживают 77 из 85 субъектов РФ, и их общая длина железнодорожных путей составляет 85,6 тыс. километров.

Однако поезда используют не только для перевозки людей и груза, но и при тушении пожаров на РЖД. Причинами взрывов и пожаров на железнодорожном транспорте являются неосторожное обращение с огнем, неаккуратность пассажиров, искры локомотивов, технические неисправности.

Пожарные поезда стали использоваться на железных дорогах России только в советское время. Пожары в железнодорожном транспорте несут огромную угрозу для жизни людей, которые находятся в вагонах и рядом с ними. Например, 3 июля 1992 года возник пожар в одном из вагонов в поезде № 684 «Санкт-Петербург - Рыбинск».

Весь вагон сгорел, погибли два пассажира и у одной пассажирки сильные ожоги.

Пожарный поезд – транспортное средство, применимое для тушения пожаров, возникших недалеко от железнодорожного полотна. Пожарный поезд рассматривается как разновидность пожарных машин [1]. Его относят к пожарной технике особого назначения с целевым использованием.

Пожарные поезда должны быть оснащены оборудованием, позволяющим осуществлять тушение пожаров [2]. Пожарные составы бывают двух категорий. В комплектацию второй категории входят:

  • Цистерна для воды объемом и 25, и 50 ;
  • Пенообразователь объемом 5-10 тонн;
  • Пожарные рукава длиною до 1,5 км;
  • Оборудование для получения сжатого воздуха;
  • Вагон с насосами и помещения для личного состава до 32 человек.

Поезда первой категории выполняют более сложные задачи и в их комплектацию дополнительно входят:

  • Грузовой вагон;
  • Платформа, на которой размещены инструменты, средства защиты, специальное оборудование и т.д.;
  • Дополнительные цистерны.

Все составы независимо от категории оборудованы радиостанциями, мегафонами, телефонами для связи и фонарями для работы в ночное время суток.

Пожарные поезда окрашиваются красным цветом. Поверх наносятся две белые полосы с разной шириной. Нижняя полоса составляет 230 мм; верхняя полоса – 80 мм. Сверху наносится надпись «Пожарный поезд» белой краской.

Пожарные поезда служат для доставки к очагу возгорания пожарно-технического вооружения, команды пожарных, запаса огнетушащих веществ и пенообразователя, ликвидации аварийных ситуаций, проведения аварийно-спасательных работ. Причины отправления пожарного поезда являются пожары, аварии, столкновения и крушения:

  • в поездах;
  • на стационарных объектах железнодорожного транспорта;
  • в лесах, в туннелях;
  • в непосредственной близости от ЖД путей.

Место дислокации пожарного поезда обычно расположено на путях с двусторонним движением и определяется временем прибытия до места конечного назначения, которое не должно превышать 1,5 часа (до 100 км).

Вызов пожарного поезда осуществляют машинисты поездов, где произошла чрезвычайная ситуация, работники и дежурные РЖД. Диспетчер или дежурный по станции принимает звонок и решает, какие поезда отправить к месту происшествия. В срок не более 10 минут производится отправление поезда.

Боевой расчет пожарного поезда аналогичен пожарной службе. В карауле обычно – 6-8 человек, смена расчета – четыре раза в сутки.

При необходимости на выезде пополняются членами добровольных пожарных дружин, свободными дежурными и личным составом военизированной охраны станции.  

Катастроф на железных дорогах России множество.

Поэтому своевременное отправление пожарного поезда, работа личного состава, предотвратит распространения пламени, количества пострадавших, а также ущерба имущества.

А также необходимо техническое обслуживание и ремонт самих пожарных поездов

 

Список литературы:
1. ГОСТ 34394-2018 Локомотивы и моторвагонный подвижной состав. Требования пожарной безопасности
2. Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22.07.2008 N 123-ФЗ