Статья:

Особенности обращения с промышленными отходами железнодорожного транспорта

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Протасов Н.М., Вербитская А.К., Баженова Н.А. Особенности обращения с промышленными отходами железнодорожного транспорта // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(12).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности обращения с промышленными отходами железнодорожного транспорта

Протасов Никита Михайлович
студент, Иркутский государственный университет путей и сообщений, РФ г. Иркутск
Вербитская Анастасия Константиновна
студент, Иркутский государственный университет путей и сообщений, РФ г. Иркутск
Баженова Надежда Альбертовна
студент, Иркутский государственный университет путей и сообщений, РФ г. Иркутск
Чистова Наталья Герральдовна
научный руководитель, д-р техн. наук, профессор. Иркутский государственный университет путей и сообщений, РФ г. Иркутск

 

Железнодорожный транспорт — вид наземного транспорта, где образуется достаточно большое количество отходов, в том числе и опасных. Отходы являются результатом технологических процессов промышленного производства, процессов выделения осадков при очистке производственных сточных вод и др. Отходы железнодорожного транспорта могут содержать нефтепродукты, токсичные химические соединения, органические соединения, тяжелые металлы, отработавшие люминесцентные лампы электрического освещения, отходы лаков и красок, загрязненные маслами и смазками ветошь и грунт с территорий предприятий. К наиболее опасным относятся шламы из очистных сооружений гальванических участков, отходы из химчисток рабочей одежды, плавающие нефтепродукты и нефтешламы.

В локомотивных и вагонных депо отходы образуются в процессах ремонта и обслуживания подвижного состава: при механической и термической обработке металлических и полимерных изделий, нанесении лакокрасочных и гальванических покрытий, при сварке и наплавке, в смазочных операциях, на аккумуляторных участках и пр. На шпалопропиточных заводах (на участках пропитки шпал) токсичные отходы связаны с применением масляных антисептиков. На предприятиях по производству консистентных смазок и регенерации масел токсичные отходы образуются на всех этапах производственного процесса. Они появляются и на участках по нанесению полимерных защитных и декоративных покрытий на детали пассажирских вагонов при их ремонте. На объектах грузовой работы токсичные отходы образуются от пыления цемента, удобрений, извести и других химических грузов в процессе проведении погрузочно-разгрузочных работ. Опасные отходы как осадки сточных вод образуются при мойке и санитарной обработке вагонного парка после перевозки скота, мяса, рыбы, сельхозпродукции, подверженной гниению или содержащей нитраты, лекарств и химических грузов.

Основные виды отходов железнодорожных предприятий:

1. Твердые – лом черных металлов, лом цветных металлов, стружка древесная, макулатура, твердый бытовой мусор, отходы с химчистки, отходы с очистных сооружений, зола, стеклобой, резиновые отходы, пластмасса, пищевые отходы;

2. Жидкие – отработанные масла, отработанная смазывающе-охлаждающая жидкость, электролиты, фекалии;

3. Газообразные – от всех источников, выделяющих газообразные вещества.

Таким образом, целью настоящей работы является реализовать мониторинг ТПО с возможностью дальнейшего их рециклинга. Для реализации цели были поставлены и выполнены следующие задачи: 1. Выполнить аналитический обзор в области обращения, захоронения и реализации твердых промышленных отходов (ТПО), оценить экологичность и экономичность их рециклинга;

В настоящее время объекты ОАО «РЖД» практически не занимаются переработкой собственных отходов производства. Часть из них вывозится на арендуемые полигоны, часть Железнодорожный транспорт, как и большинство других отраслей, не может переработать все собственные отходы. Большая часть образующихся на предприятиях отрасли отходов вывозится на санкционированные полигоны и свалки, частично сжигаются, частично регенерируются (старая смазка, нефтепродукты) или утилизируются (отработавшие люминесцентные лампы, древесные отходы) за счёт привлечения сторонних компаний. Однако такое решение данной проблемы не является экономически-эффективным для ОАО «РЖД», тем более количество отходов увеличивается с каждым годом.

На обращение с отходами затрачиваются огромные средства. Отходы приходится транспортировать, хранить, утилизировать, перерабатывать, уничтожать и т.д. Все это дорогостоящие операции.

На основании вышесказанного предприятиям ОАО «РЖД» необходимо внедрять совершенные технологии переработки промышленных отходов.

Таким образом необходимо:

· вести чёткий мониторинг образования отходов и их количества;

· должна быть разработана совершенная логистическая схема образо­вания, транспортировки, хранения и переработки отходов, непосредственно в местах их образования или близ лежащих промышленных предприятий;

· разработкой и внедрением эффективной технологии утилизации, обработки, переработки и рециклинга промышленных отходов;

· внедрением энергосберегающих технологий;

· обезвреживанием, уничтожением отходов;

· размещением отходов, в том числе опасных.

Достаточно сказать, что железнодорожный транспорт потребляет до 7% добываемого топлива, 6% электроэнергии и 4,5% леса. Поэтому уровень воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду все-таки достаточно велик.

В процессе хозяйственной деятельности структурных подразделений ОАО "РЖД" образуется порядка 600 наименований отходов, часть из которых специфична для железнодорожного транспорта. В 2013 году в ОАО "РЖД" образовалось 2 609,8 тыс. т отходов.

По классам опасности образование отходов в 2013 году следующее:

• 1 класс опасности (чрезвычайно опасные) – 0,151 тыс. т;

• 2 класс опасности (высоко опасные) – 0,841 тыс. т;

• 3 класс опасности (умеренно опасные) – 308,154 тыс. т;

• 4 класс опасности (малоопасные) – 317,665 тыс. т;

• 5 класс опасности (практически неопасные) – 1983,02 тыс. т.

В работе выполнен статистический анализ и корреляционная оценка промышленных отходов. На основании статистических данных об образующихся отходах на территории сети Красноярской железной дороги выявлены виды ТПО, которые образуются на ее территории. Это такие отходы как: опилки, вермикулит, стекло, пластмассы, полиэтилентерефталат, отходы РТИ и другие. При анализе вышеуказанных отходов с целью их использования в обязательном порядке учитывался класс опасности. Для каждого вида отходов были определены показатели, характеризующие их способности к вторичному использованию: коэффициент связеобразования Ксв, характеризующий способность отходов образовывать связи с частицами растительного происхождения, как адгезионные, так и когезионные, а также критериальный параметр качества Кк, зависящий от способа и условий подготовки отходов для дальнейшего их использования. С этой целью была выполнена оценка возможной переработки по видам ТПО на современном этапе развития экономики подлежащих дальнейшему рециклингу. Проанализировав полученные данные определили, что наиболее подходящими для рециклинга являются следующие виды ТПО: золошлаки от сжигания угля, зола древесная, древесная стружка и опилки, кусковые древесные отходы, полиэтилентерефталат, пластмассы, стекло, отходы резинотехнических изделий, вермикулит.

Для выполнения корреляционного анализа и определения коэффициента ранговой корреляции была составлена функциональная зависимость видовых характеристик готовой продукции от видов ТПО в нормализованных и натуральных обозначениях факторов. На основании ранговой корреляции и статистическо-математического анализа была построена схема рассеивания видов и объемов образования ТПО на различных предприятиях и организациях Красноярской железной дороги. Анализируя данную схему можно отметить, следующее, что преобладающими являются отходы древесного и растительного происхождения. Также образуются значительные объемы корьевых отходов, вермикулита и угольных золошлаков.

На основании статистических данных наблюдения за отходами производства и их потреблением Управлением федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю за 2011 год, а также на основании выборки ТПО, с оценкой их значимости для рециклинга предложены мероприятия, предлагающие в каких производствах, и для получения какой продукции, возможно использование тех или иных видов ТПО. Данные мероприятия позволят существенно улучшить экологию региона за счет рециклинга отходов. На основании корреляции выполнена эколого-экономическая оценка эффективности рециклинга промышленных отходов объектов ОАО «РЖД». На основании выполненных исследований в работе предложены эффективные направления рециклинга некоторых ПО образующихся на объектах ОАО «РЖД». Например реализация потребителям предварительно Измельченных в крошку, в виде полуфабрикатов отходов РТИ, древесных отходов, отходов из стекла, макулатурные и использование их в строительных и отделочных материалов таких как арболит, ферболит, плитные конструкционные материалы и др.

 

Список литературы:
1. Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте: Учебное пособие / Под ред. Зубрева Н.И., Шарповой Н.А. – М.: УМК МПС России, 1999. - 592 с.