Разработка мероприятий по передаче муниципальных услуг коммерческим и некоммерческим организациям
Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Экономика
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Разработка мероприятий по передаче муниципальных услуг коммерческим и некоммерческим организациям
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью разработки новых научных подходов и методических рекомендаций по созданию условий для повышения доступности муниципальных услуг для жителей города Сургута и Сургутского района.
Таким образом, актуальность темы исследования определена необходимостью поиска и внедрения новых подходов к организации передачи муниципальных услуг и работ негосударственным организациям города Сургута и Сургутского района.
Сегодня население Сургутского района составляет почти 484 тыс. человек, три четверти из которых проживает в четырех городских поселениях. На территории района на конец 2017 года осуществляли деятельность 2 528 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 611 средних, малых и микропредприятий, 1 917 индивидуальных предпринимателей.
В 2017 г. в районе была разработана и успешно внедрена программа энергоресурсосбережения. В минувшем 2017 году в г.п. Барсово сдано два дома с индивидуальным отоплением, ранее построено три объекта с крышными котельными. В Сургуте и Сургутском районе предусмотрены несколько вариантов технологий поддержки социального предпринимательства в сфере социального обслуживания населения . Муниципальные услуги в Сургуте и Сургутском районе предоставляются следующими управлениями и комитетами:
Комитет архитектуры и градостроительства;
Департамент имущественных и земельных отношений;
Департамент образования и молодёжной политики;
Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи;
Управление культуры, туризма и спорта.
Для раскрытия темы передачи муниципальных услуг коммерческим и некоммерческим организациям, необходимо изучить такое понятие как «аутсорсинг». Аутсорсинг - передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области.
Передача функций по оказанию муниципальных услуг в негосударственный сектор - один из федеральных трендов последнего времени. В 2018 году муниципалитеты должны передать на аутсорсинг не менее 15% всех оказываемых муниципальных услуг. Сургут (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра) взял курс на то, чтобы превысить установленные федеральным законодательством значения. Правительством Ханты-Мансийского автономного округа утверждена дорожная карта по поддержке доступ негосударственных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы
Так же, в Сургуте и Сургутском районе разработана дорожная карта по обеспечению доступа немуниципальных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в муниципальной сфере на 2016–2020 годы. Дорожная карта включает комплекс мер, направленных на реализацию поэтапного доступа негосударственного сектора, осуществляющего деятельность в муниципальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление муниципальных услуг населению. Данные меры разработаны с учетом предложений общественного совета района, а также уже реализуемых новаций регионального уровня.
На сегодняшний день сформирован перечень (комплекс) услуг, которые могут быть переданы на исполнение немуниципальным организациям Сургутского района в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта. В перечень вошли следующие услуги:
· организация детского отдыха в этнической среде;
· создание экспозиций (выставок музеев, организация выездных выставок);
· организация проведения официальных спортивных мероприятий (по полиатлону и пулевой стрельбе);
· организация и проведение районных мероприятий;
· организация и проведение официальных физкультурных (физкультурно-оздоровительных) мероприятий (приобретение спортивного оборудования, спортивного инвентаря и экипировки);
· организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения (в части создания условий для спортивной подготовки учащихся спортивных школ (приобретение спортивного оборудования, спортивного инвентаря и экипировки);
· реализация дополнительных общеразвивающих программ;
· организация и проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения (привлечение широких слоев населения к занятиям физической культурой и спортом);
· организация и проведение культурно-массовых мероприятий (в том числе организация и проведение выездных мероприятий (пиар-мероприятий) по презентации туристических ресурсов Сургутского района);
· доступ к объектам спорта;
· спортивная подготовка по олимпийским видам спорта (в части проведения соревнований по тхэквондо и тяжелой атлетике спортивными федерациями по видам спорта);
· реализация дополнительных общеразвивающих программ;
· реализация общеобразовательной программы дошкольного образования;
· присмотр и уход за детьми дошкольного возраста;
· психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
· организация питания;
· организация отдыха детей и молодежи.
Для создания необходимых механизмов и инструментов передачи муниципальных услуг на аутсорсинг в 2017 году администрацией Сургута и Сургутского района проведена следующая работа:
· разработаны стандарты предоставления услуг;
· разработаны порядки определения стоимости (тарифы) услуг, передаваемых негосударственным организациям, и подушевые нормативы финансирования муниципальных услуг;
· утверждены ведомственные планы мероприятий по обеспечению доступа негосударственных организаций, в том числе СО НКО, к предоставлению услуг в муниципальной сфере;
· сформирован и поддерживается в актуальном состоянии единый реестр поставщиков услуг в соответствующих сферах, в том числе негосударственных организаций;
· утверждены порядки предоставления субсидий коммерческим и некоммерческим организациям на возмещение затрат в связи с выполнением работ, оказанием услуг.
Выделим основные проблемы в рассматриваемой сфере касаемо г. Сургута и Сургутского района:
1) отсутствие доступа некоммерческих организаций к участию в реализации программ субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в социальной сфере;
2) пробельность правового регулирования и недостатки организации предоставления государственной и муниципальной экономической, финансовой и имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, не позволяющие с достаточной степенью достоверности оценивать качество, ожидаемые результаты и социальную значимость предлагаемых некоммерческими организациями проектов при проведении соответствующих конкурсов;
3) существенные недостатки в обеспечении публичной отчетности и информационной прозрачности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе в части их финансирования и результатов деятельности, а также недостаточная эффективность механизмов общественного контроля за деятельностью указанных организаций;
4) незаинтересованность должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих г. Сургута и Сургутского района в привлечении социально ориентированных некоммерческих организаций к участию в решении социальных вопросов на местном уровне.
Подводя итоги выделим рекомендации органам местного самоуправления г. Сургута и Сургутского района:
1. Оказывать содействие участию социально ориентированных некоммерческих организаций в реализации программ г. Сургута и Сургутского района, направленных на решение задач в социальной сфере.
2. Предоставлять возможность социально ориентированным некоммерческим организациям г. Сургута и Сургутского района информировать население муниципального образования о своей деятельности через муниципальные средства массовой информации.
3. Создавать муниципальные центры поддержки гражданских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций г. Сургута и Сургутского района (в том числе ресурсные центры).
4. Привлекать социально ориентированные некоммерческие организации и органы территориального общественного самоуправления к разработке и осуществлению программ муниципальных образованийг. Сургута и Сургутского района.
5. Оказывать содействие субъектам общественного контроля в осуществлении их полномочий в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций г. Сургута и Сургутского района.