Актуальные вопросы защиты прав потребителей (опыт защиты прав в условиях пандемии, интернет-торговли)
Конференция: CXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Актуальные вопросы защиты прав потребителей (опыт защиты прав в условиях пандемии, интернет-торговли)
На современном этапе развития экономических отношений важнейшим является эффективная защита прав потребителей, которая имеет решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного, основанного в том числе на применении современных цифровых технологий, рынка Российской Федерации. Данное положение закреплено в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1837-р [1] В напряженных условиях экономической нестабильности, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, проблемы защиты прав потребителей приобрели особую значимость.
На сегодняшний день действующее законодательство не предусматривает зависимость уровня гарантий потребителям от внешних условий и не предполагает возможности снижения этого уровня в период пандемии.
В России гарантии защиты прав потребителей закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» [2]. Также применяются нормы международного права. Например, Соглашение от 25 января 2000 года об основных направлениях сотрудничества государств — участников СНГ в области защиты прав потребителей [3] и Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года [4] Резолюция 70/186 от 22 декабря 2015 г. «Защита интересов потребителей» принятая Генеральной Ассамблеей ООН [5]
8 сентября 2020 г. на Форуме Председателей верховных судов стран БРИКС Вячеслав Лебедев Председатель Верховного Суда Российской Федерации выступая отметил, что в соответствии с международно-правовыми положениями в нашей стране гарантируются и защищаются права потребителей на:
- приобретение товаров, работ и услуг надлежащего качества;
- их безопасность для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;
- государственную и общественную защиту этих прав;
- объединение потребителей в добровольные общественные организации [6]
Воздействие коронавирусной инфекции оказало огромное влияние на сферу онлайн-торговли которая активно развивалась и до пандемии, но в период распространения инфекции потребность в онлайн-товарах повседневного спроса гораздо выросла. В связи с чем Роспотребнадзор выпустил несколько информационных материалов [7], которые обеспечивают гарантий защиты прав потребителей. Служба обратила внимание потребителей на то, что: товар, полученный с условием об оплате наложенным платежом, если он по какой-то причине не устроит покупателя, нужно возвращать продавцу; перед покупкой в интернет-магазине следует удостовериться, есть ли на сайте информация о реквизитах продавца; не следует переводить деньги за покупку на банковскую карту физического лица, чтобы продавец прислал электронный чек, а также, если информация предоставлена при покупке товара через владельца агрегатора была недостоверной или неправильной или же товар вовсе не был получен, то покупатель вправе предъявить претензию к владельцу агрегатора [8].
Для защиты прав потребителей, приобретающих товары и услуги на интернет-сайтах, зарегистрированных в иностранных государствах и ориентированных на российских потребителей, Пленум ВС РФ разъяснил [9], что к соответствующим правоотношениям применяется российское законодательство о защите прав потребителей.
В России Защита прав потребителей обеспечивается мерами гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В. Лебедев в ходе своего доклада представил несколько общих направлений для судов при реализации ими мер судебной защиты прав потребителей [10]:
- недопустимость формального подхода к рассмотрению споров с участием потребителей, активная роль суда по этой категории дел;
- положения гражданского законодательства, предоставляющие суду право уменьшить неустойку и штраф по делам о защите прав потребителей;
- сроки совершения процессуальных действий, пропущенные в связи с мерами по противодействию распространению коронавирусной инфекции;
- наличие права обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей;
- условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законом, являются ничтожными и не применяются судами и т. д.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что стабильная и эффективная защита интересов потребителей является важнейшим правовым институтом в социально ориентированных государствах. Для законодателя и правоприменителей вопросы защиты прав потребителей всегда имели приоритетное значение, а в современных условиях пандемии, которая негативно влияет на развитие рынка товаров и услуг, они приобрели особую социальную значимость.
Российское законодательство на сегодняшний день содержит достаточно большое количество норм, способные обеспечить необходимый уровень защиты прав потребителей и единообразие судебной практики по этой категории дел. В свою очередь законодатель всегда старается оперативно реагировать на современные угрозы нарушения прав потребителей, это свидетельствует о том, что идет постоянная модернизация положений Закона о защите прав потребителей, в том числе и принятие подзаконных актов, выпуск уполномоченными органами рекомендаций и разъяснений, направленных на урегулирование наиболее конфликтных моментов и разрешение спорных вопросов во взаимоотношениях потребителей с изготовителями, исполнителями и продавцами.