Анализ готовности России к внедрению беспилотного транспорта
Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Анализ готовности России к внедрению беспилотного транспорта
Мы стоим на пороге глобальной революции в области транспорта. Идет эра высоких технологий и автоматизация почти всех видов деятельности, компьютеры стали делать огромную часть нашей работы, как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере. Все это бесспорно упрощает жизнь людям, поэтому разработчики не останавливаются и все чаще удивляют нас новыми проектами. Международная аудиторская компания KPMG, имеющая филиалы во многих странах мира провела исследование по готовности стран мира к внедрению беспилотного транспорта (далее БТ). Россия в этом рейтинге занимает 18 место из 20 (таблица). Мы решили проанализировать причины низкого рейтинга, а также взглянуть на перспективы нашей страны в данной сфере.
Таблица.
Оценка открытости и готовности стран к использованию автономных транспортных средств
Общее место |
Страна |
Общий счет |
Политика и законодательство |
Технологии и инновации |
Инфраструктура |
Принятие потребителем |
||||
Место |
Счет |
Место |
Счет |
Место |
Счет |
Место |
Счет |
|||
1 |
Нидерланды |
27,73 |
3 |
7,89 |
4 |
5,46 |
1 |
7.89 |
2 |
6.49 |
2 |
Сингапур |
26,08 |
1 |
8,49 |
8 |
4,26 |
2 |
6.72 |
1 |
6.63 |
3 |
США |
24,75 |
10 |
6,38 |
1 |
6,97 |
7 |
5.84 |
4 |
5.56 |
4 |
Швеция |
24,73 |
8 |
6,83 |
2 |
6,44 |
6 |
6.04 |
6 |
5.41 |
5 |
Великобрит-ания |
23,99 |
4 |
7,55 |
5 |
5,28 |
10 |
5.31 |
3 |
5.84 |
6 |
Германия |
22,74 |
5 |
7,33 |
3 |
6,15 |
12 |
5.17 |
12 |
4.09 |
7 |
Канада |
22,61 |
7 |
7,12 |
6 |
4,97 |
11 |
5.22 |
7 |
5.30 |
8 |
ОАЭ |
20,89 |
6 |
7,26 |
14 |
2,71 |
5 |
6.12 |
8 |
4.79 |
9 |
Новая Зеландия |
20,75 |
2 |
7,92 |
12 |
3,26 |
16 |
4.14 |
5 |
5.43 |
10 |
Южная Корея |
20,71 |
14 |
5,78 |
9 |
4,24 |
4 |
6.32 |
11 |
4.38 |
11 |
Япония |
20,28 |
12 |
5,93 |
7 |
4,79 |
3 |
6.55 |
16 |
3.01 |
12 |
Австрия |
20,20 |
9 |
6,73 |
11 |
3,69 |
8 |
5.66 |
13 |
3.91 |
13 |
Франция |
19,44 |
13 |
5,92 |
10 |
4,03 |
13 |
4.94 |
10 |
4.55 |
14 |
Австралия |
19,40 |
11 |
6,01 |
13 |
3,18 |
9 |
5.43 |
9 |
4.78 |
15 |
Испания |
14,68 |
15 |
4,95 |
16 |
2,21 |
14 |
4.69 |
17 |
2.72 |
16 |
Китай |
13,94 |
16 |
4,38 |
15 |
2.25 |
15 |
4.18 |
15 |
3.13 |
17 |
Бразилия |
7,17 |
20 |
0,93 |
18 |
0.86 |
19 |
1.89 |
14 |
3.49 |
18 |
Россия |
7,09 |
17 |
2,58 |
20 |
0.52 |
20 |
1.64 |
18 |
2.35 |
19 |
Мексика |
6,51 |
19 |
1,16 |
17 |
1.01 |
17 |
2.34 |
19 |
2.00 |
20 |
Индия |
6,14 |
18 |
1,41 |
19 |
0.54 |
18 |
2.28 |
20 |
1.91 |
Первым и одним из главных пунктов является поддержка государства и соответствующее законодательство. До сих пор правительство не предоставило значительный приоритет в вопросах внедрения БТ. Однако после недавнего заявления президента о переходе к «цифровой экономике» мы наблюдаем рост регуляторной активности, который может закончиться разработкой соответствующих нормативных актов в течение ближайших 2-3 лет.
Как по технологическому, так и по инновационному и инфраструктурному компонентам Россия получила самый низкий рейтинг из 20 стран. Параметр технологий и инноваций учитывает патенты, инвестиции, процент электромобилей, а также общее развитие инноваций. Что касается инфраструктуры, то Россия имеет самые низкие возможные показатели качества дорог и инфраструктуры, очень плохое покрытие 4G и очень низкую плотность электрических зарядных станций. Правительство России хочет добиться большего, хотя и рассчитывает на местные компании. В августе 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев объявил о намерении правительства создать подходящую инфраструктуру для беспилотных автомобилей в крупных городах и на крупных дорогах, с выделением субсидий в размере 10 млн долларов США и амбициями построить российскую электромобильную и беспилотную автомобильную промышленность с нуля. Над тестами работают 42 российские компании, в том числе интернет-фирма "Яндекс" и автопроизводитель "Камаз". Заключительный критерий, принятие потребителем, рассчитывался на основе нескольких одинаково взвешенных факторов. Население, проживающее в тестовых зонах: данные по городам с тестированием БТ. Данные опроса потребителей о принятии БТ: данные по России к сожалению довольно устаревшие, опрос проводился в 2013 году. Для стран, по которым данные обследований отсутствуют, используются данные по сопоставимой стране или среднемировые данные. Индекс готовности людей к изменениям и новым технологиям разработанный самой компанией KPMG. В этой технологической гонке очень важна не только разработка новых технологий, но и быстрое внедрение этих разработок в массовом производстве. Давайте проанализируем как изменилась ситуация за несколько лет. Изучив статью коллег из Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева [2], выпущенную в 2016 году, мы увидим актуальные на тот момент исследования и разработки Российских и иностранных компаний. Какие же изменения произошли за столь длительный для технологического прогресса срок? Рассмотрим Российские проекты. К сожалению компании, не предоставляют возможности в реальном времени наблюдать за состоянием проекта, и приходится довольствоваться новостями СМИ и официальными источниками производителей. В гонку по сравнению с предыдущим годом добавилась компания Яндекс. Компания, которая давно находится во главе информационных технологий РФ. Компания Яндекс.Такси в мае 2017 года представила свой прототип, который был испытан на закрытой территории. Испытание машин прошло успешно, прототип справился со всеми поставленными задачами. В феврале 2018 года были проведены испытания в городе. Беспилотный автомобиль проехал по району Хамовники, где находится главный офис Яндекса. Незадолго до заезда в городе прошёл снегопад — дороги успели почистить, однако видно, что на обочинах скопилось много снега. В водительском кресле находился пилот-испытатель, но поездка прошла полностью в автоматическом режиме. Так же радуют и разработки компании «КАМАЗ», беспилотные автомобили успешно проходят тесты. Совсем недавно компания представила разработанное совместно с ФГУП "НАМИ" транспортное средство особо малого класса "ШАТЛ" предназначено для передвижения по дорогам с твёрдым покрытием с использованием данных цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения. Заместитель генерального директора ПАО "КамАЗ" по развитию Ирек Гумеров подчеркнул, что главное ограничение для развития беспилотного транспорта сегодня – законодательное. "Уверены, что все партнёры уже за 2020 годом смогут это сделать в какой-то мере, но законодательство и общество не готовы. Поэтому консенсус-прогноз на сегодня мирового автомобилестроения – это где-то порог 2030 года, где полностью автономно, где человек не вмешивается. Но в закрытых территориях, конечно, будет появляться, расширяться. К 2030 году полный перелом наступит", — уточнил Гумеров, говоря о перспективах появления беспилотного транспорта на дорогах РФ. [3,4]