Статья:

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Конференция: CXLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Науки о Земле

Выходные данные
Гайнцева А.А. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 33(143). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/33(143).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ АВАРИЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В НЕФТЯНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Гайнцева Алеся Азатовна
магистрант, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа
Аксенов Сергей Геннадьевич
научный руководитель, д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО Уфимский государственный авиационный технический университет, РФ, г. Уфа

 

В настоящее время опасность для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно, химически, пожаро и взрывоопасных производств и технологий.

Актуальность темы заключается в том, что чрезвычайная ситуация техногенного характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии или опасного техногенного происшествия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают в процессе производственной деятельности человека.

Вместе с тем, авария - это чрезвычайное событие техногенного характера, заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технического устройства или сооружения во время его работы. Количество аварийных ситуаций на НПЗ и нефтехимических заводах выросло на 58%. Количество аварий на объектах нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплексов выросло с 12 до 19 по итогам 2019 года. При этом общее число аварийных ситуаций на опасных производственных объектах сократилось со 133 до 123.

Согласно предварительным данным Ростехнадзора, число несчастных случаев со смертельным исходом на промышленных объектах снизилось со 177 до 165. Проанализируем аварии в 2008 и 2020 году относящиеся к техногенным и рассмотрим причины их возникновения. 23 июля 2020 г. произошел пожар на Саратовском нефтеперерабатывающем заводе. Одной из основных причин аварии стало превышение содержания воды в нефти. 

Так, например, 29 мая 2008 г. в водородной компрессорной установке по вторичной переработке нефти на НПЗ в городе Кириши Ленинградской области произошел взрыв водородсодержащей смеси, а в следствии и пожар. В результате на месте погиб один человек, позже еще четверо скончались в больнице. Экономический ущерб от аварии составил 107 миллионов рублей. Ранее, 20 февраля на том же предприятии загорелся пластик, рядом с которым производились несанкционированные сварочные работы. Общая площадь пожара составила около 400 квадратных метров. Жертв и пострадавших не было.

Однако, с июля 2006 года на территории промышленной зоны села Даурия без разрешения производились работы по строительству, монтажу и запуску малотоннажного нефтеперерабатывающего завода. В процессе пуско-наладочных работ на заводе перерабатывалась нефть с получением бензина, керосина, мазута, дизельного топлива и парафина, которые продавались. На предприятии после пробных пусков оборудования сложилась взрывоопасная ситуация, поскольку в аппаратах, резервуарах и трубопроводах остались пары нефтепродуктов.

Основными причинами производственных аварий являются:

- несоблюдение правил техники безопасности;

- нарушение эксплуатации опасных объектов;

- нарушение ведения режима и норм технологического процесса;

- нарушение производственной дисциплины и несанкционированные действия работников при выполнении работ;

- неудовлетворительная подготовка специалистов.

Тем не менее в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяются правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направленные на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Следует отметить, что при эксплуатации любого производственного объекта повышенной опасности всегда существует вероятность возникновения серьезных чрезвычайных происшествий, аварий, технических инцидентов, а также несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом.

Подобные процессы проявляются в форме разрушения зданий и сооружений, поломке технических механизмов и устройств. Это происходит обычно из-за взрывных процессов и последующих выбросов горячих и токсичных веществ, которые зачастую не поддаются дальнейшему контролю.

Причины, которые провоцируют подобные негативные явления при эксплуатации опасных производственных объектов: техническое состояние основного и вспомогательного оборудования, а также производственных зданий и сооружений, уровень квалифицированности специалистов, работающих на данном производственном объекте, организация процесса производства в части предупреждения возникновения чрезвычайных происшествий, аварий и несчастных случаев.

По данным Ростехнадзора, в течение последних 10 лет основные причины аварий в нефтегазовой сфере можно классифицировать на технические и организационные. К первым относятся повреждения и дефекты в конструкции зданий ОПО, технические проблемы с оборудованием, отклонения от проектных решений в процессе строительства производственного объекта, высокий износ технологического оборудования, недостаточный уровень внедрения новых технологий, отсутствие модернизации установок, невысокое оснащение производства автоматическими устройствами, активность коррозионных процессов используемых технологических аппаратов, отсутствие сигнализирующих устройств.

К организационным причинам возникновения аварий и технических инцидентов на объектах нефтяной промышленности относят недостаточный уровень производственно-технологической дисциплины на опасных производственных объектах, неквалифицированный персонал, отсутствие расчетов риска на конкретном рабочем месте, отсутствие назначенных ответственных рабочих лиц, имеющих профессиональную подготовку.

Необходимо отметить, что в основном организационные причины аварий в нефтегазовой отрасли зависят от того, насколько эффективно отлажена технология процесса производства. Проблема заключается в том, что в отрасли отсутствует эффективная система контроля над производством в части обеспечения и соблюдения требований промышленной безопасности. На опасных производственных объектах нефтегазовых предприятий нарушается технологический процесс, оборудование содержится в ненадлежащем для эксплуатации состоянии, а также игнорируются нормативные регламенты безопасности.

Практически все специалисты отрасли утверждают, что требования и нормативы промышленной безопасности не могут отвечать современному уровню опасных производственных объектов, а также профессионализму рабочего персонала и специалистов. Несмотря на это эксперты в области безопасности уверены, что многочисленные аварии на  предприятиях нефтегазового комплекса связаны с незнанием, непонимание, а иногда просто игнорированием утверждённого нормативного регламента промышленной безопасности.

По информации Ростехнадзора причинами практически половины всех чрезвычайных происшествий, аварий, инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах нефтяной и газовой отрасли, являются факторы, которые относятся к техническим, то есть износ оборудования, коррозия, устаревание устройств и установок, остальные имеют организационный характер. Конкретный работник в производственно-технологической цепочке играет в области промышленной безопасности ведущую роль.

Главные условия эффективного и безопасного управления опасным производственным объектом нефтегазовой промышленности является профессионализм и высокая квалификация специалистов и рабочего персонала. Но, в этом вопросе существует серьезная проблема: на сегодняшний день отсутствуют конкретные правила и требования, определяющие профессионализм и компетенцию как руководства, так и специалистов в области промышленной безопасности. Также эксперты заявляют, что наличие специальных курсов по этой области в профильных высших и специальных учебных заведениях также не решает данную проблему.

Существует подготовка в области промышленной безопасности в рамках предаттестационной деятельности специалиста, но, функционирование системы повышения квалификации и переподготовки практически не работает. Сегодня перед нефтегазовой отраслью стоит важнейшая проблема, которую необходимо незамедлительно решать, а именно она заключается в новом, более эффективном, не формальном, а абсолютно работающем подходе к подготовке и переподготовке специалистов в области промышленной безопасности опасных производственных объектов нефтяной и газовой промышленности.

Необходимо правильно понимать вопрос, а что такое компетенция? Если рассматривать с точки зрения безопасной эксплуатации производственного процесса, то это обладание профессиональными знаниями, наличие опыта и технической интуиции, а также логики. Не менее важным является умение использовать все эти человеческие качества не только в недопущении аварий и чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах, но и предотвращении их последствий. Но для этого нужны постоянные тренинги, на которых прорабатываются всевозможные технические сценарии, которые могут произойти на предприятиях нефтегазовой отрасли. Для организации подобного процесса существуют специальные центры подготовки специалистов в области безопасности. Задача этих структур состоит в том, чтобы изначально оценив сильные и слабые стороны обучающихся, правильно выстроить процесс обучения.

Одной из основных функций государства в системе развития экономики и соблюдения цивилизованных правил и норм социальной политики является защита общества от последствий техногенных катастроф, чрезвычайных ситуаций и технических инцидентов на промышленных предприятиях. Для того, чтобы достигнуть прогрессивного состояния в этой сфере, соответствующими органами федеральной власти разрабатываются нормативные требования, которые должны обеспечить на предприятиях соблюдение правил безопасности эксплуатации производственных подразделений.

Государственной структурой, которая надзирает над соблюдением этих правил является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору или Ростехнадзор. Так, в 1997 году был принят Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», контроль, над исполнением которого, и является ключевым в этой сфере. Уровень состояния промышленной безопасности во многом зависит от качества производственного контроля, осуществляемого эксплуатирующей организацией. Этой процедуре подвергаются факторы и показатели, влияющие на уровень аварийности и травматизма на опасных производственных объектах.

Согласно данным Ростехнадзора в течение 8 лет, начиная с 2005 года на ОПО нефтяной и газовой промышленности (добыча топливных ресурсов, система газораспределения и потребления, нефтепереработка, магистральные сети) было зарегистрировано 812 аварий, на которых погибло 333 человека. В соответствии с соответствующим нормативным регламентом после каждого чрезвычайного случая проводится тщательное расследование. Их анализ показал, что основными причинами аварий на предприятиях нефтегазовой промышленности являются: отсутствие или неквалифицированный надзор со стороны служб технического контроля за состоянием основных производственных фондов объектов с повышенной опасностью, слабая организация работ на опасных производственных объектах, нарушение нормативного производственно-технологического режима, а также ошибки рабочего персонала, совершаемые при эксплуатации работ на ОПО. Наличие на опасных производственных объектах рабочего оборудования, не предусмотренного проектом и не соответствующего правилам промышленной безопасности. Использование в зонах повышенной взрывоопасности приборов не имеющих соответствующую защиту. Следовательно, все вышеперечисленные причины вызваны только одним – недостаточным уровнем эффективности системы производственного контроля за выполнением нормативного регламента промышленной безопасности, который предусмотрен Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Обозначенный нормативный акт должен соблюдаться абсолютно всеми предприятиями, которые эксплуатируют ОПО. Речь идет не только о соблюдении организационных факторов, касающихся этой темы, но и осуществлении системы подготовки и обучения в области промышленной безопасности. Понятно, что только квалифицированные кадры способны контролировать уровень безопасности на опасных производственных объектах, надзирая над соблюдением нормативного регламента в этой сфере и только они способны в случае, если аварии все-таки по каким-то причинам произошли, уменьшить и локализовать последствия, причиненные данной чрезвычайной ситуацией. Так, производственный контроль над соблюдением главных требований промышленной безопасности также включает в себя проведение инструктажа рабочего персонала перед эксплуатацией оборудования опасных производственных объектов. В настоящее время для проведения процедуры допуска к работам по эксплуатации часто используются информационные технологии. В Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» постоянно вносятся изменения и корректировки. Они связаны с тем, что появляется все более современное оборудование и технологии, применяемые при эксплуатации ОПО. Последняя редакция этого Закона, вступившая в силу 4 марта 2013 года предусматривает отнесение некоторых опасных производственных объектов нефтяной и газовой промышленности к ОПО I и II класса опасности. Но для этого необходимо пройти процедуру перерегистрации, которая предусматривает подготовку соответствующих документов и предоставления их в территориальный орган Ростехнадзора. Для этого предусмотрена специальная система функционирования промышленной безопасности, которая  предполагает, оценку чрезвычайных происшествий, техногенных аварий и несчастных случаев на опасных производственных объектах. Кроме того одной из задач управления промышленной безопасностью ОПО является формирование комплекса мер, позволяющих снизить риск их возникновения. Эта процедура осуществляется посредством экспертных профессиональных проверок соблюдения нормативного регламента ПБ.

Выводы внутреннего контроля в этой сфере приобретает в последнее время большой интерес еще и потому, что они являются основой для предоставления территориальным органу Ростехнадзора раз в год соответствующей информации в части выполнения требований промышленной безопасности. В отчетах, подаваемых этой организации в обязательном порядке должны указываться результаты проверок, осуществляемых как внутренними силами, так государственными и отраслевыми надзорными органами. Следовательно, анализируя содержание предписаний, которые были выдаются поднадзорным объектам региональными органами Ростехнадзора, а также результаты внутренних проверок, проведенных на опасном производственном объекте, специалистами нефтегазовой отрасли был сделан вывод, что в обоих случаях количество обнаруженных нарушений одинаков. Но данная схожесть достигается количеством контролеров со стороны государства в 70 раз меньше, что говорит о чрезвычайно низкой эффективности производственного контроля, осуществляемого внутренними силами предприятия, эксплуатируемого опасный производственный объект. В связи с этим основной задачей руководства ОПО и является создание более действенной системы управления промышленной безопасности.

Таким образом, исходя из проанализированной информации, существует ряд условий, которые необходимо соблюдать для исключения или минимизирования вероятности возникновения аварий на производстве, а именно:

  • - определение рационального размещения объектов хозяйственного комплекса на территории, в частности рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • предупреждения (снижение интенсивности) некоторых опасных производственных процессов и внешних природных явлений;
  • профилактики аварийной ситуации (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • модернизация оборудования и установок на предприятии;
  • систематическое проведение мероприятий по обучению и повышению квалификации персонала;
  • снижение уровня нагрузок на технологические и транспортные линии объектов;
  • снижение уязвимости объектов к воздействию негативных факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • обеспечение устойчивости сооружений к нагрузкам
  • для воспрепятствования перерастания экстремальных ситуаций в аварию обеспечивается эффективность систем безопасности.

 

Список литературы:
1. Аксенов С.Г., Елизарьев А.Н., Манякова Г.М., Габдулхаков Р.Р., Кияшко Л.Ю., Акшенцев В.В. Развитие методических основ оценки риска ЧС в резервуарных парках с использованием методов системного анализа //Успехи современного естествознания (Науки о Земле). – 2016. - №2 – С. 131-136.
2. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. Чем и как тушить пожар // Современные проблемы пожарной безопасности: теория и практика (FireSafety 2020): Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – С. 146-151.
3. Аксенов С.Г., Синагатуллин Ф.К. К вопросу об управлении силами и средствами на пожаре // Проблемы обеспечения безопасности (Безопасность 2020): Материалы II Международной научно-практической конференции. – Уфа: РИК УГАТУ, 2020. – С. 124-127.
4. Швырков С. А. Анализ статистических данных разрушений резервуаров // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. — 1996,  № 5. — С. 39–50. 
5. О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов: постановление Правительства РФ № 613 от 21 августа 2000 г. [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации / Консорциум «Кодекс». — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901767072 (дата обращения: 25.11.18). 
6. Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях: приказ МЧС России № 329 от 08.07.2004 г. [Электронный ресурс] // Электрон. фонд правовой и норматив.-техн. документации / Консорциум «Кодекс». — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902066864 (дата обращения: 25.11.2018).
7. https://pandia.ru/text/78/003/34260.php
8. https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnye-prichiny-vozniknoveniya-chrezvychaynyh-situatsiy-na-ploschadke-neftegazovogo-kompleksa
9. https://gis.krasn.ru/blog/content/opasnost-i-risk-chs-na-obektakh-neftegazovoi-promyshlennosti
10. https://ria.ru/20130822/957868347.html
11. https://nangs.org/news/business/kolichestvo-avariynyh-situatsiy-na-npz-i-neftehimzavodah-vyroslo-na-58
12. https://1cert.ru/stati/problemy-sovershenstvovaniya-sushchestvuyushchey-sistemy-pb | 2020 © Единый Стандарт