ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Конференция: CLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Опека устанавливается надмалолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Малолетними признаются люди в возрасте с 6 до 14 лет. Опека прекращается автоматически при достижении 14 летнего возраста, заменяясь попечительством, а также вынесением решения судом о признании подопечного дееспособным.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а так же гражданами, признанными судом ограниченными в дееспособности. Попечительство автоматически прекращается при достижении человеком совершеннолетнего возраста, а так же при вынесении судом решения о признании подопечного дееспособным.
Гражданин признается судом ограниченным в дееспособности, если он злоупотребляет спиртными, наркотическими средствами или страдает азартной зависимостью. Вследствие этого ставит свою семью в тяжёлое материальное положение.
Опека и попечительство представляют собой регулируемый институт, так как регулируется нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации, Семейного Кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.08.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другими нормами административного характера.
Многие юристы-правоведы считают и выделяют семейное право как отдельную отрасль права, не зависящую от гражданского. Такие разногласия и противоречия происходят из-за отсутствия четкой границы между гражданским и семейным законодательствами.
Исходя из этого противоречия между гражданским и семейным кодексом, возникают и разногласия в правах и обязанностях опекунов и попечителей, объемах полномочий ограниченно дееспособного с объемом недееспособного гражданства. Российское законодательство различных отраслей права имеет различные подходы к толкованию данной темы, у них отсутствует единое толкование.
Например, в Гражданском кодексе РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве» понятия опеки и попечительства различны, так как отсутствует единый подход к толкованию понятий. Необходимо привести положение норм к общему, четкому, структуированному, единому понятию для избежания проблем при решении гражданских дел, в толковании и правоприменительной практике.
Избавиться от этой проблемы можно путем внесения дополнений или же изменений в ФЗ «Об опеке и попечительстве». Например, ограничить круг отношений, урегулированный настоящим ФЗ. Таким образом, можно будет показать, что настоящий федеральный закон регулирует отношения, которые не регулируется гражданским законодательством.
Также, немаловажным и проблемным является правовой статус несовершеннолетнего родителя в возрасте с 16 по 18 лет, неэмансипированного и не находящегося в браке. Необходимо четко сформулировать объем правоспособности, так как несовершеннолетний в возрасте от 16 до 18 не обладает всей полнотой прав, что и полностью дееспособный гражданин, достигший 18 летнего возраста.
Институт попечительства и опеки терпит различные проблемы, связанные с различными способами трактования понятий опеки и попечительства. Данные проблемы затрагивают правоприменительную практику, решение гражданских дел, толкование. Есть несколько способов решения данной проблемы:
- Внести дополнения и изменения в Федеральный Закон «Об опеке и попечительстве», обозначив что данный ФЗ охватывает и регулирует то, что не охватывает Гражданский кодекс Российской Федерации.;
- Определиться является ли Семейный кодекс Российской Федерации подотраслью Гражданского кодекса Российской Федерации;
Отдел опеки и попечительства Министерства просвещения Российской Федерации ежегодно предоставляет отчеты о оценке условий жизнедеятельности детей, ограничения и лишения родительских прав, психологического и физического состояния детей. В 2019 и 2020 годах по сравнению с 2016 и 2017 годами уровень числа детей-сирот, родители которых были лишены родительских прав сократился.
Так, в 2016/2017 годах их численность достигала 65,5%, к 2019-2020 годам достигло 61,8%. Результат является показательным, поскольку на практике это показывает, что тысячи и миллионы детей находятся с родителями, не остаются сиротами.
К сожалению, вырос уровень числа детей, здоровью и жизни, которых был причинен вред. Вред был причинен по вине опекунов, попечителей, усыновителей и так далее. Согласно статистике, в 2016/2017 годах показатель составлял 7-7,5%, а к концу 2020 года – 9%.
К еще одной проблеме института опеки и попечительства относят детей, которых берут под опеку, но снова возвращают в детские дома, оставляя их сиротами. В среднем возвращают около 14 детей за день, тем самым около 5000 детей возвращаются в детские дома за год.
Причины:
- Бабушки/дедушки/тёти/дяди, другие близкие родственники забирают малышей-сирот, но к подростковому возрасту не справляются с ответственностью, сталкиваясь с рядом проблем;
- Опекуны/ приемные родители не рассчитывают своих сил и не получают нужной помощи.
Таким образом, у института опеки и попечительства есть ряд проблем, с которыми обычные граждане сталкиваются ежедневно. К ним можно отнести такие пробелы, как:
- Возвращение детей, которых уже однажды взяли под опеку/попечительство в детские дома;
- Число родителей, которые лишаются родительских прав над детьми;
- Устройство детей под опеку;
- Сокращение численности детей, возвращенных в семью;
- Попадание детей в неблагополучные семьи;
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что систему устройства детей под опеку необходимо ужесточить. Проведение ряда реформ в законодательстве, добавление изменений или же дополнений в существующие нормативные акты, создание единых толкований понятий «опека» и «попечительство».
Данные меры позволят институту опеки и попечительства тщательнее, детальнее, четче регулировать устройство детей под опеку, отбирать семьи, в которые будут переданы сироты.
С 2018 года в рамках проекта «Десятилетие детства» правительство РФ проводит реформу усыновления. С одной стороны, она направлена на упрощение процедуры, с другой – на защиту прав, свобод, интересов сирот, попавших в приемные семьи. Так, 6 января 2018 года был сокращен список документов, которые необходимы для подачи в органы опеки и усыновления.
На начало 2021 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составила 406 128 человек. Почти из них 365 тысяч находятся на воспитании в замещающих семьях.
Государство прикладывает все усилия, чтобы адаптация сирот в социальных учреждениях проходила безболезненно. При помощи педагогов они учатся активно взаимодействовать с окружающим миром, усваивать нормы и ценности общества. Так, только 10% выходцев из детских домов способны самостоятельно адаптироваться к жизни среди людей.
В Российской Федерации действует система под названием банк данных детей сирот. Туда заносятся данные и сведения о несовершеннолетних лицах, оставшихся без родителей или их попечения. Статистика за 2018 год показывает значительное сокращение в данном банке. Число в марте 2018 года достигло 56 994 человек.