Статья:

КАНАЛ, СОЕДИНИВШИЙ ОКЕАНЫ

Конференция: CLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Валиахметов Р.Р. КАНАЛ, СОЕДИНИВШИЙ ОКЕАНЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(155). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/4(155).pdf (дата обращения: 10.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КАНАЛ, СОЕДИНИВШИЙ ОКЕАНЫ

Валиахметов Равиль Рафаэлевич
студент Ульяновского государственного университета, РФ, г. Ульяновск

 

Это единственный в мире судоходный канал, который соединяет Атлантический и Тихий океаны. Он был прорыт через Панамский перешеек за десять лет, с 1904 по 1914 год. С этого времени морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился более чем в два раза, с 22500 километров до 9000 километров. Движение осуществляется в обоих направлениях. Общая протяженность канала 81,6 км, ширина местами до 150 м. С 2000 года канал принадлежит государству Панама.

Океанские суда, которым из Атлантического океана надо попасть в Тихий, из Дарьенского залива в Карибском море мимо исторического городка Колон направляются к трем Гатунским шлюзам, где поэтапно их поднимают на высоту 26 метров. Затем по водам искусственного озера Гатун суда идут до других шлюзов. Их тоже три, в них осуществляется спуск до уровня Тихого океана.

В шлюзах суда тянут тросами специальные лебедки. Примерно через девять часов пути они оказываются в Панамской бухте. Впереди свободное плавание.

Ежедневно по каналу проходят от 30 до 45 судов разных типов и размеров, от небольших парусных яхт до контейнеровозов и танкеров. Оплата зависит от водоизмещения.

Существует специальный размер «Panamax» - 40 тысяч тонн, который является максимально разрешенным. Всего за год по каналу переправляются около 14 тысяч единиц судов.

О сооружении канала еще в давние времена мечтали мореплаватели и богатые купцы. Но для прокладки этого искусственного водного сооружения потребовались долгие годы, колоссальные средства, своими жизнями пожертвовали многие тысячи людей.

Все началось с 16 века, когда испанцы- первооткрыватели Панамы в 1501 году прибыли в эти места и стали обменивать у местных туземцев привезенные товары на золото, серебро и жемчуг. Позднее по берегам рек, впадающих в Карибское море, они обнаружили золото. Драгоценности стали одними из главных предметов вывоза.

В 1880 году Лессепс прибыл в Панаму. Он задумал связать 2 океана на одном уровне и начал строительство вдоль рек Чагрес и Рио-Гранде.

Но с первого дня работ его преследовали неудачи и самое страшное- гибель людей. Палящее солнце, тропические дожди, скальные преграды, непроходимые джунгли выматывали людей, лишали их последних сил.

Многочисленные болота были источниками миллионов москитов, от которых не было никакого спасения. Прибывавшие на стройку специалисты и рабочие ежедневно умирали десятками.

Их косила желтая лихорадка, малярия, дизентерия, оспа.

Не хватало медицинского персонала, не было соответствующих препаратов. Много было и технических трудностей. Взрывали скалы, но не было техники для очистки русла от камней.

Среди рабочих находился и французский художник Поль Гоген, мечтавший разбогатеть на этой стройке. Вскоре он сбежал с адовой стройки на остров Мартиника.

В 1889 году разразился скандал. Собранные деньги у «Всеобщей компании межокеанского канала» кончились, и она лопнула. Продвинулись всего на 19 километров. Погибло по меньшей мере 20 000 людей. Руководителя стройки во взяточничестве, и 88-летний Лессепс оказался в тюрьме. Держатели акций во Франции разорились. Это вызывало в стране такой бум, что члены французского правительства были вынуждены подать в отставку.

Сложившейся ситуацией воспользовались Соединенные Штаты. Правительство, возглавляемое амбициозным президентом Теодором Рузвельтом, провело переговоры с руководством Колумбии, которой в то время принадлежала Панама. Неудачно. Но неожиданно в 1903 году Панама объявила себя независимым государством. Его тотчас признали США и подписали с ним ряд соглашений. Так перешеек оказался в руках США.

Американцы учли негативный опыт французских строителей и привезли с собой врачей, лекарства и в 1904 году начали прокладку канала по другому маршруту, не по прямой линии, как делали французы, а с учетом рельефа местности. Первоначально всеми работами руководил Джон Франк Стивенс. Он наладил снабжение инженеров и рабочих горячей пищей, построил жилые помещения, клубы, начал борьбу против болезней. Но… быстро выдохся. Его сменил полковник армии США Джордж У.Геталз, и работы заметно ускорились.

Самым сложным во всем проекте оказалась установка шлюзовых створов. Они огромные 25 метров в высоту, весом 757 тонн. К 1914 году, когда основные строительные работы подходили к концу, подсчитали, что за десять лет работ было удалено свыше 200 миллионов тонн, а общие затраты составили почти 640 миллионов долларов.

Первое судно прошло по каналу 15 августа 1914 года, но официальное открытие состоялось 12 июня 1920 года. В ближайшее время планируется провести дноуглубительные работы и построить новые, более широкие шлюзы. К 2014-2015 годам через Панамский канал смогут проходить супертанкеры водоизмещением до 170 тысяч тонн.

 

Список литературы:
1. Редакция журнала. Панамский канал // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1885. — Т. 34, № 856. — С. 75,78.
2. «Панамский канал» // Большая советская энциклопедия, 1 издание, — М.: Советская энциклопедия, 1939, Т. 44, С. 50—57