Статья:

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ

Конференция: CLXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Биология

Выходные данные
Ерофеева И.С. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 17(168). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/17(168).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У СТУДЕНТОВ

Ерофеева Ирина Сергеевна
магистрант, ФГАОУ ВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Чернявских Светлана Дмитриевна
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, ФГАОУ ВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

В студенчестве усовершенствуются познавательные процессы. При познании огромного количества сведений на подмогу приходят психические процессы такие, как память, внимание и другие. Изучение особенностей внимания и памяти у студентов было выбрано в качестве темы научно-исследовательской работы.

Целью исследования было установление видов памяти, наиболее тесно связанных с уровнем развития внимания у студентов Медицинского колледжа Медицинского института НИУ «БелГУ».

Выбор цели и темы научной работы взаимообусловлен прикладной направленностью проводимого исследования, а конкретно насущностью модернизации процесса образования в соответствии с характерной спецификой познавательных процессов у нынешних студентов [1, с. 24].

В исследовании приняли участие 49 студентов (10 юношей и 39 девушек) Медицинского колледжа Медицинского института НИУ «БелГУ» 2004-2006 годов рождения.

Эмпирический метод исследования – это тестирование. Были применены следующие психодиагностические методики: методика В. Богомолова "Запомни и расставь точки"; методика диагностики типа запоминания С.М. Бородиной. Статистическая обработка полученных эмпирических данных проводилась с использованием программы IBM Statistics 21.0. Применялись следующие статистические методики: расчет среднего арифметического значения, стандартного отклонения, коэффициента вариации, метод Спирмена [3, с. 36].

Методологическая основа исследования – общепсихологические принципы детерминизма, единства психики и деятельности, развития психики (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), а также теоретические и методологические положения Н.Ф. Добрынина, А.Р. Лурия, Г. Эббингауза и др. [2, с. 25].

Исследовательская работа включала в себя 3 стадии:

1. Диагностика объема внимания у студентов Медицинского колледжа Медицинского института НИУ «БелГУ».

2. Определение степени развития видов памяти у учащихся среднего профессионального образования.

3. Изучение спецификации объема внимания и памяти и прослеживание их взаимосвязи.

На первой ступени исследовательской работы был продиагностирован объем внимания при помощи методики В. Богомолова "Запомни и расставь точки" у студентов. Проведя анализ среднегруппового показателя объема внимания, можно сказать, что для большинства испытуемых характерен средний уровень (7,48 балла). Общие сведения, которые были получены в ходе проведения тестирования, являются однородными, а их разброс относительно средней величины показателя небольшой, о чем свидетельствуют значения стандартного отклонения (1,69 балла).

Процентное распределение студентов в зависимости от уровней развития внимания: 7 учащихся (14,3%) – очень высокий объем внимания, 21 человек (42,9%) – высокий. Этим людям свойственна развитая способность смыслового обобщения воспринимаемых стимулов потому, что в данной ситуации объем внимания значительно возрастает. Средний уровень развития внимания установлен у 17 человек (34,7%), низкий – у 4 человек (8,2%). Очень низкий объем внимания не обнаружен.

На второй стадии работы изучали объем памяти у испытуемых при разных типах запоминания данных. Среднее арифметическое значение объема памяти при слуховом типе запоминания словесных стимулов – 3,79 слова (средний). При запоминании числовых данных – 2,63 числа. Показатель объема зрительной памяти при предъявлении словесных стимулов – 4,25 слова. При зрительном запоминании чисел понижается уровень (3,26 числа). Среднее арифметическое числовое значение моторно-слуховой памяти студентов при предъявлении словесных (3,22 слова) и числовых (2,1 слова) стимулов ниже, чем при других типах запоминания. При комбинированном типе запоминания заметно повышен уровень всех показателей. При предъявлении словесных стимулов – 4,4 слова и 4,35 числа (высокий). Таким образом, проанализировав среднегрупповые показатели уровня объема памяти у студентов Медицинского колледжа Медицинского института НИУ «БелГУ» можно утверждать, что спецификацией их памяти является наибольшая продуктивность при комбинированном типе представления материала. При этом словесные стимулы лучше запоминаются студентами, так как между данными проще найти смысловую связь, которая бы способствовала запоминанию, чем между числовыми данными.

Показатели процентного распределения студентов в зависимости от уровней развития памяти при слуховом типе запоминания: 27,6% – высокий уровень, 59,4% – средний, 13% – низкий. При зрительном типе запоминания: 55,3% – средний, 7,2% – низкий. При моторно-слуховом типе запоминания: 55,9% – средний, 30,2% – низкий. Проанализировав показатели при комбинированном типе запоминания, можно сделать вывод, что продуктивность памяти студентов в этом случае высокая, так как 81,5% имеют высокий объем памяти, а 18,5% – средний. Низкий уровень развития памяти при этом типе запоминания в группе испытуемых не был установлен.

В ходе заключительной стадии работы после проверки распределения полученных эмпирических данных на нормальность проводился статистический расчет взаимосвязи между продуктивностью различных типов запоминания и уровнем объема внимания (метод ранговой корреляции Спирмена). Определена положительная взаимосвязь уровня объема внимания с анализируемыми показателями памяти: слуховой памятью на слова (r=0,264), слуховой память на числа (r=0,253), зрительной памятью на слова (r=0,427), зрительной памятью на числа (r=0,301) (р≤0,05); общим значением слуховой памяти (r=0,312) и зрительной памяти (r=0,345) (р≤0,01).

На базе полученных результатов исследовательской работы были сделаны следующие выводы:

1. У большего числа студентов Медицинского колледжа Медицинского института НИУ «БелГУ» 2004-2006 годов рождения средний и высокий уровни развития внимания.

2. Основной тип памяти у студентов – комбинированный, показатели которого соответствуют высокому уровню и имеют специфику небольшого разброса величины признака в группе. Моторно-слуховая память в наименьшей степени развита у студентов, ее показатели соответствуют среднему уровню развития памяти. При том или ином типе запоминания показатели уровня памяти на словесные данные у студентов выше, чем на числовые сведения.

3. Установлено наличие статистически достоверной взаимосвязи между объемом внимания и анализируемыми показателями памяти: слуховой памятью на слова, слуховой памятью на числа, зрительной памятью на слова, зрительной памятью на числа, общим значением слуховой памяти и зрительной памяти.

4. Наличие статистически достоверной взаимосвязи объема внимания не выявлено с такими видами памяти, как моторно-слуховая и комбинированная.

 

Список литературы: 
1. Волченков Э.И. О взаимосвязи внимания, восприятия и памяти в структуре основных психических процессов / Э.И. Волченков // Социальные институты и процессы. – 2009. – №2. – С. 22-25. 
2. Лурия А.Р. Внимание и память. Материалы к курсу лекций по общей психологии / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 1975. – 104 с. 
3. Страхов В.И. Психологические исследования внимания / В.И. Страхов // Вопросы психологии внимания. – 1974. – Вып. VI. – С. 35-42.