Статья:

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Конференция: CLXXXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Фарукшина М.Н. ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 32(183). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/32(183).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Фарукшина Марина Наильевна
студент, Московский финансово-юридический университет, РФ, г. Москва
Федорова Наталья Валентиновна
научный руководитель, д-р экон. наук, доцент, Московский финансово-юридический университет, РФ, г. Москва

 

Актуальность исследования. Одним из показателей уровня жизни любой страны мира является здоровье ее населения. Регулярные же занятия физической культурой оказывают самое положительное влияние на гормональную систему человека, улучшают иммунную и опорно-двигательную системы, поднимают и укрепляют моральное и физическое здоровье. Учитывая подобное влияние, физическая культура и спорт доказывает свою необходимость в жизни каждого человека и указывает на свою возрастающую актуальность развития и необходимость популяризации

Актуальность темы исследования предопределяется ее значимостью и возможностью практического использования полученных результатов непосредственно в работе. Изучение данной темы необходимо как в фундаментально-экономических (собственно научных), так и в прикладных целях (развитие и совершенствование стратегического управления).

Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные теоретическим аспектам развития системы управления сферой физической культуры и спорта. Значительный вклад в исследование данных вопросов внесли труды
М.И. Золотова, В.Н. Зуева, A.A. Исаева, Б.Карлоффа, В.И. Криворучко, В.В. Кузина, Ю.Н. Федотова, К. Lipponen, A .J. Van der Graaf и другие ученые.

Информационной основой исследования послужили официальные материалы Министерства спорта Российской Федерации, официальные данные государственной статистики, материалы научно-практических конференций, научные публикации и монографии, материалы электронных ресурсов Internet, научно-исследовательские материалы, публикации в периодической печати.

Объектом исследования является Министерство спорта Российской Федерации. Предмет исследования – стратегическое управление сферой физической культуры и спорта на примере Министерства спорта Российской Федерации.

Сложившаяся управленческая практика исполнительной власти до сих пор ориентирована на решение задач, не выходящих за пределы среднесрочного горизонта. В органах государственной власти доминирует мнение, что сегодня в условиях сложной геополитической обстановки и нестабильности более продуктивным является принятие антикризисных стабилизационных планов с краткосрочным горизонтом планирования, чем стратегические планирование.

Цель политики сводится к обеспечению макроэкономической стабилизации и поддержанию бюджетной сбалансированности. При данной модели бюджетная политика является приоритетом по сравнению с задачами экономического роста, структурной и технологической модернизации, а стратегическое планирование как инструмент решения структурных проблем национального хозяйства уходит на вторые или даже третьи роли.

В настоящее время до сих пор отсутствует методология последовательной разработки цепочки документов стратегического планирования, отсутствуют взаимоувязанные целевые индикаторы. Таким образом, не реализуется главный принцип целевого планирования – принцип системности. На сегодняшний день в Российской Федерации уровень целеполагания перенесен на президентский уровень и существует в виде указов Президента и реализуемых национальных проектов.

Таким образом, все принимаемые стратегии призваны скорее «вписать цели указов и нацпроектов, хотя должно быть ровно наоборот: стратегия должна определять содержание указов и нацпроектов».

При этом указ Президента не может заменить полноформатную стратегию долгосрочного развития. Заявленные в указах цели важны, но вряд ли достаточны, чтобы обеспечить динамичный рост экономики в будущем. Указы затрагивают главным образом бюджетные сферы деятельности, за которые несут ответственность органы государственной власти, а это не более 40% ВВП страны. Кроме того, указ не содержит обоснования основных реформ и программ, механизмов и мероприятий, необходимых для достижения поставленных национальных целей.

Кроме ттого, в последние годы понятие стратегии российские чиновники массово подменяют тем, что принято называть планированием.

Отождествление плана и стратегии некорректно с точки зрения теории и практики управления.

При реализации же одного из основополагающих документов стратегического планирования - государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – Госпрограмма) и для достижения поставленных ею целей необходимо учитывать возможные социальные, финансово-экономические, административные и прочие риски.

Важнейшими условиями успешной реализации Госпрограммы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей Госпрограммы.

По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации Госпрограммы существенными являются следующие риски.

Макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Реализация данных рисков может вызвать необоснованный рост стоимости физкультурно-спортивных услуг, снизить их доступность и сократить инвестиции в инфраструктуру спорта высших достижений.

Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, секвестированием бюджетных расходов на установленные сферы деятельности, а также отсутствием стабильного источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций, участвующих в реализации Госпрограммы. Реализация данных рисков может повлечь срыв программных мероприятий, что существенно сократит число лиц, систематически занимающихся физической культурой и массовым спортом, снизит степень конкурентоспособности российского спорта.

Вероятность реализации финансовых рисков в значительной степени связана с возможностью реализации макроэкономических рисков. Однако, учитывая практику программного бюджетирования, охватывающего среднесрочную перспективу, данные риски можно оценить как умеренные.

Существенным риском является неоднородность финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, что может привести к различной степени эффективности и результативности исполнения ими собственных полномочий в установленных сферах деятельности.

К рискам реализации программы следует также отнести административные риски, связанные с неэффективным управлением Госпрограммой. В качестве административных рисков могут выступать позднее заключение государственных контрактов, некачественная подготовка обосновывающих материалов при реализации и корректировке программных мероприятий и другое.

Меры управления рисками реализации Госпрограммы основываются на следующем анализе.

Наибольшее отрицательное влияние на реализацию Госпрограммы может оказать реализация макроэкономических рисков и связанных с ними финансовых рисков.

В рамках Госпрограммы отсутствует возможность управления этими рисками. Возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.

Минимизация финансовых рисков возможна на основе:

регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Госпрограммы;

разработки дополнительных мер государственной поддержки сферы физической культуры и спорта;

своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей Госпрограммы.

Минимизация указанных рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Госпрограммы, а также на основе:

обеспечения эффективной координации деятельности соисполнителей и иных организаций, участвующих в реализации программных мероприятий;

совершенствования межрегионального и межведомственного взаимодействия.

 

Список литературы:
1. Гайдук В.И. Методы и инструменты стратегического планирования / В.И. Гайдук, Э.Е. Такахо // Научный журнал КубГАУ. – 2014. – № 103. – С. 764–781.
2. Луговской Р. Новое законодательство в сфере стратегического планирования в Российской Федерации / Р. Луговской // Проблемы теории и практики управления. – Москва, 2019. – № 2.
3. Починкин, А.В. Менеджментв сфере физической культуры и спорта: Учебное пособие/ А.В. Починкин. – «Спорт», 2018. - 278 c.
4. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 2018. — 296 с.
5. Стратегическое государственное управление: учеб. пособие /С.С. Берман, А.А. Воробьев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. – 172 с.