ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШКОЛЬНИКОВ
Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Биология
CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШКОЛЬНИКОВ
Для здоровья подростков и профилактики их хронических заболеваний очень важна физическая активность, однако большинство подростков в России не соблюдают рекомендуемый уровень данной активности. Уровни физической активности подростков, посещающих школы с разными профилями обучения (государственные, спортивные, кадетские), плохо изучены [2].
В исследованиях влияния профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков описаны уровни физической активности подростков и изменения в их организме, связанные с профилем обучения в школе. Результаты исследований в данной области неоднозначны в отношении того, есть ли разница в физическом и физиологическом развитии между учащимися государственной школы и учениками, обучающимися в кадетских корпусах [1, 3].
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения влияния профиля обучения на физическую и физиологическую активность подростков, уровня физической активности во время учебы в зависимости от типа школы.
Цель исследования: определить влияние профиля обучения на аспекты физического и физиологического развития подростков, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области.
В ходе исследования, все испытуемые были разделены на 4 группы: 1 группа – девочки контрольной группы; 2 группа – девочки экспериментальной группы; 3 группа – мальчики контрольной группы; 4 группа – мальчики экспериментальной группы.
Для оценки физического и физиологического развития испытуемых нами были использованы антропометрические методы.
Таблица 1.
Показатели физического развития девушек, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области
Показатели, ед. изм. |
Группа |
|||
I |
II |
|||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Длина тела, см |
163,20±3,81 |
164,30±3,89 |
164,10±3,79 |
165,40±4,13 |
Масса тела, кг |
53,10±2,32 |
53,90±2,43 |
54,25±0,88 |
55,20±1,29 |
Окружность грудной клетки на вдохе, см |
86,26±1,02 |
85,91±1,28 |
86,30±0,02 |
87,10±0,01* |
Окружности грудной клетки на выдохе, см |
83,58±1,64 |
83,35±1,57 |
84,03±0,52 |
84,49±1,62 |
Окружность грудной клетки в паузе, см |
84,07±0,20 |
84,10±1,06 |
85,51±0,46 |
87,12±0,60* |
Как видно из таблицы, в конце года по сравнению с началом показатели длины тела у испытуемых девушек достоверно не изменились. Вместе с тем была зарегистрирована тенденция к увеличению данного показателя у испытуемых первой и второй групп на 0,67% и 0,79% соответственно в конце эксперимента по сравнению с началом.
Таблица 2.
Показатели сердечно-сосудистой системы девушек, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области
Показатели, ед. изм. |
Группа |
|||
I |
II |
|||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Частота сердечных сокращений, уд/мин |
63,14±9,46 |
64,14±8,58 |
65,00±5,70 |
65,66±5,69 |
Артериальное давление (систолическое), мм.рт.ст. |
96,86±5,79 |
97,57±3,63 |
105,66±0,02 |
107,50±0,03* |
Артериальное давление (диастолическое), мм.рт.ст. |
64,57±0,42 |
66,71±0,46* |
65,00±0,04 |
67,00±0,02* |
У экспериментальной группы девушек в конце учебного года по сравнению с началом увеличились показатели систолического и диастолического артериального давления. Увеличение было в пределах 2-3-х процентов. Учитывая тот факт, что возраст испытуемых был 15-16 лет, можем косвенно предположить, что данное изменение не является следствием перегрузки, а лишь связано с приближением их к физиологическим нормам взрослых и перестройкой сердечно-сосудистой системы.
На рисунке 1 видим динамику показателей окружности грудной клетки девушек, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области.
Рисунок 1. Динамика показателей окружности грудной клетки девушек, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области, см (ОГК – окружность грудной клетки)
В конце года по сравнению с началом, у контрольной группы девушек, показатели окружность грудной клетки на вдохе, выдохе и в паузе достоверно не изменились, у испытуемых экспериментальной группы наблюдалась тенденция к увеличению данных показателей. Данные результаты свидетельствуют о том, что обучение в кадетском классе способствует лучшему развитию органов дыхания у девушек-подростков.
Таблица 3.
Показатели системы дыхания девушек, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области
Показатели, ед. изм. |
Группа |
|||
I |
II |
|||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Жизненная ёмкость лёгких, л |
2,68±0,50 |
2,65±0,54 |
2,19±0,45 |
2,59±0,50 |
Дыхательный объём, л |
1,51±0,34 |
1,22±0,36 |
1,10±0,32 |
1,15±0,30 |
Резервный объём вдоха, л |
0,16±0,06 |
0,13±0,07 |
0,11±0,03 |
0,15±0,05 |
Резервный объём выдоха, л |
1,10±0,25 |
0,94±0,26 |
0,87±0,32 |
0,98±0,24 |
Согласно данным таблицы, у испытуемых девушек как опытной, так и контрольной групп показатели системы дыхания достоверно не изменились. При этом у девушек из первой группы к концу исследования по сравнению с началом наблюдалась тенденция к снижению показателей жизненной ёмкости легких, дыхательного объёма, резервного объёма вдоха и резервного объема выдоха на 1,12%, 19,21%, 18,75% и 14,55% соответственно.
Таблица 4.
Показатели физического развития мальчиков, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области
Показатели, ед. изм. |
Группа |
|||
III |
IV |
|||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Длина тела, см |
169,80±3,60 |
170,25±3,71 |
172,54±2,81 |
173,66±2,10 |
Масса тела, кг |
65,20±1,44 |
66,25±1,40 |
66,30±3,50 |
67,10±2,70 |
Окружность грудной клетки на вдохе, см |
92,54±0,04 |
92,10±0,03* |
91,33±0,02 |
93,25±0,05* |
Окружности грудной клетки на выдохе, см |
83,62±0,25 |
84,10±0,30 |
85,65±0,50 |
86,24±0,45 |
Окружность грудной клетки в паузе, см |
88,67±1,30 |
88,85±0,50 |
88,85±0,50 |
89,64±1,60 |
Показатели длины и масса тела у испытуемых мальчиков в конце года по сравнению с началом достоверно не отличались, однако в обеих группах наблюдалась тенденция к их увеличению.
Рисунок 2. Динамика показателей окружности грудной клетки мальчиков, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области, см (ОГК – окружность грудной клетки)
У мальчиков экспериментальной группы показатели окружности грудной клетки к концу года на вдохе возросли на 2%, у испытуемых контрольной группы снизились на 1%, что свидетельствует о том, что при физических нагрузках дыхательная система подростков развивается более активно и правильно.
Таблица 5.
Показатели сердечно-сосудистой системы мальчиков, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области
Показатели, ед. изм. |
Группа |
|||
III |
IV |
|||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Частота сердечных сокращений, уд/мин |
59,33±1,96 |
57,66±3,93 |
65,66±0,03 |
68,42±0,04* |
Артериальное давление (систолическое), мм.рт.ст. |
109,57±1,42 |
115,00±0,07* |
109,33±0,83 |
106,71±0,03* |
Артериальное давление (диастолическое), мм.рт.ст. |
69,57±8,99 |
71,00±11,54 |
66,71±11,33 |
68,14±9,51 |
Частота сердечных сокращений у мальчиков экспериментальной группы, в конце учебного года по сравнению с началом, увеличилась на 4%, что говорит о достижении у них возрастной нормы по данному показателю. У испытуемых мальчиков контрольной группы в конце года по сравнению с началом значение данного показателя достоверно не изменилось, наблюдали только тенденцию к его снижению.
Таблица 6.
Показатели системы дыхания мальчиков, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области
Показатели, ед. изм. |
Группа |
|||
III |
IV |
|||
Начало года |
Конец года |
Начало года |
Конец года |
|
Жизненная ёмкость лёгких, л |
3,16±0,60 |
3,20±0,04 |
2,94±0,64 |
3,14±0,80 |
Дыхательный объём, л |
2,14±0,46 |
1,57±0,18 |
1,17±0,24 |
1,38±0,30 |
Резервный объём вдоха, л |
0,24±0,11 |
0,25±0,06 |
0,28±0,13 |
0,30±0,06 |
Резервный объём выдоха, л |
1,21±0,05 |
1,08±0,02* |
1,27±0,04 |
1,90±0,02* |
У мальчиков группы контроля в конце года наблюдали тенденцию к увеличению жизненной емкости легких на 1,27%, к снижению дыхательного объема на 26,64%, к увеличению резервного объема вдоха на 4,17%.
Таким образом, в ходе проведения исследования установлено, что на физическое и физиологическое развитие подростков, в том числе на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области, существенное влияние оказывает профиль обучения.