Статья:

ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШКОЛЬНИКОВ

Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Биология

Выходные данные
Соколова С.Н. ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШКОЛЬНИКОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(210). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(210).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ШКОЛЬНИКОВ

Соколова Светлана Николаевна
магистрант, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Чернявских Светлана Дмитриевна
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород

 

Для здоровья подростков и профилактики их хронических заболеваний очень важна физическая активность, однако большинство подростков в России не соблюдают рекомендуемый уровень данной активности. Уровни физической активности подростков, посещающих школы с разными профилями обучения (государственные, спортивные, кадетские), плохо изучены [2].

В исследованиях влияния профиля обучения на физическое и физиологическое развитие подростков описаны уровни физической активности подростков и изменения в их организме, связанные с профилем обучения в школе. Результаты исследований в данной области неоднозначны в отношении того, есть ли разница в физическом и физиологическом развитии между учащимися государственной школы и учениками, обучающимися в кадетских корпусах [1, 3].

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения влияния профиля обучения на физическую и физиологическую активность подростков, уровня физической активности во время учебы в зависимости от типа школы.

Цель исследования: определить влияние профиля обучения на аспекты физического и физиологического развития подростков, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области.

В ходе исследования, все испытуемые были разделены на 4 группы: 1 группа – девочки контрольной группы; 2 группа – девочки экспериментальной группы; 3 группа – мальчики контрольной группы; 4 группа – мальчики экспериментальной группы.

Для оценки физического и физиологического развития испытуемых нами были использованы антропометрические методы.

Таблица 1.

Показатели физического развития девушек, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области

Показатели, ед. изм.

Группа

I

II

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Длина тела, см

163,20±3,81

164,30±3,89

164,10±3,79

165,40±4,13

Масса тела, кг

53,10±2,32

53,90±2,43

54,25±0,88

55,20±1,29

Окружность грудной клетки на вдохе, см

86,26±1,02

85,91±1,28

86,30±0,02

87,10±0,01*

Окружности грудной клетки  на выдохе, см

83,58±1,64

83,35±1,57

84,03±0,52

84,49±1,62

Окружность грудной клетки в паузе, см

84,07±0,20

84,10±1,06

85,51±0,46

87,12±0,60*

 

Как видно из таблицы, в конце года по сравнению с началом показатели длины тела у испытуемых девушек достоверно не изменились. Вместе с тем была зарегистрирована тенденция к увеличению данного показателя у испытуемых первой и второй групп на 0,67% и 0,79% соответственно в конце эксперимента по сравнению с началом.

Таблица 2.

Показатели сердечно-сосудистой системы девушек, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области

Показатели, ед. изм.

Группа

I

II

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Частота сердечных сокращений, уд/мин

63,14±9,46

64,14±8,58

65,00±5,70

65,66±5,69

Артериальное давление

(систолическое), мм.рт.ст.

96,86±5,79

97,57±3,63

105,66±0,02

107,50±0,03*

Артериальное давление

(диастолическое), мм.рт.ст.

64,57±0,42

66,71±0,46*

65,00±0,04

67,00±0,02*

 

У экспериментальной группы девушек в конце учебного года по сравнению с началом увеличились показатели систолического и диастолического артериального давления. Увеличение было в пределах 2-3-х процентов. Учитывая тот факт, что возраст испытуемых был 15-16 лет,  можем косвенно предположить, что данное изменение не является следствием перегрузки, а лишь связано с приближением их к физиологическим нормам взрослых и перестройкой сердечно-сосудистой системы.

На рисунке 1 видим динамику показателей окружности грудной клетки девушек, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области.

 

Рисунок 1. Динамика показателей окружности грудной клетки девушек, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области, см (ОГК – окружность грудной клетки)

 

В конце года по сравнению с началом, у контрольной группы девушек, показатели окружность грудной клетки на вдохе, выдохе и в паузе достоверно не изменились, у испытуемых экспериментальной группы наблюдалась тенденция к увеличению данных показателей. Данные результаты свидетельствуют о том, что обучение в кадетском классе способствует лучшему развитию органов дыхания у девушек-подростков.

Таблица 3.

Показатели системы дыхания девушек, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области

Показатели, ед. изм.

Группа

I

II

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Жизненная ёмкость лёгких, л

2,68±0,50

2,65±0,54

2,19±0,45

2,59±0,50

Дыхательный объём, л

1,51±0,34

1,22±0,36

1,10±0,32

1,15±0,30

Резервный объём вдоха, л

0,16±0,06

0,13±0,07

0,11±0,03

0,15±0,05

Резервный объём выдоха, л

1,10±0,25

0,94±0,26

0,87±0,32

0,98±0,24

 

Согласно данным таблицы, у испытуемых девушек как опытной, так и контрольной групп показатели системы дыхания достоверно не изменились. При этом у девушек из первой группы к концу исследования по сравнению с началом наблюдалась тенденция к снижению показателей жизненной ёмкости легких, дыхательного объёма, резервного объёма вдоха и резервного объема выдоха на 1,12%, 19,21%, 18,75% и 14,55% соответственно.

Таблица 4.

Показатели физического развития мальчиков, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области

Показатели, ед. изм.

Группа

III

IV

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Длина тела, см

169,80±3,60

170,25±3,71

172,54±2,81

173,66±2,10

Масса тела, кг

65,20±1,44

66,25±1,40

66,30±3,50

67,10±2,70

Окружность грудной клетки на вдохе, см

92,54±0,04

92,10±0,03*

91,33±0,02

93,25±0,05*

Окружности грудной клетки  на выдохе, см

83,62±0,25

84,10±0,30

85,65±0,50

86,24±0,45

Окружность грудной клетки в паузе, см

88,67±1,30

88,85±0,50

88,85±0,50

89,64±1,60

 

Показатели длины и масса тела у испытуемых мальчиков в конце года по сравнению с началом достоверно не отличались, однако в обеих группах наблюдалась тенденция к их увеличению.

 

Рисунок 2. Динамика показателей окружности грудной клетки мальчиков, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области, см (ОГК – окружность грудной клетки)

 

У мальчиков экспериментальной группы показатели окружности грудной клетки к концу года на вдохе возросли на 2%, у испытуемых контрольной группы снизились на 1%, что свидетельствует о том, что при физических нагрузках дыхательная система подростков развивается более активно и правильно.

Таблица 5.

Показатели сердечно-сосудистой системы мальчиков, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области

 

Показатели, ед. изм.

Группа

III

IV

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Частота сердечных сокращений, уд/мин

59,33±1,96

57,66±3,93

65,66±0,03

68,42±0,04*

Артериальное давление

(систолическое), мм.рт.ст.

109,57±1,42

115,00±0,07*

109,33±0,83

106,71±0,03*

Артериальное давление

(диастолическое), мм.рт.ст.

69,57±8,99

71,00±11,54

66,71±11,33

68,14±9,51

 

Частота сердечных сокращений у мальчиков экспериментальной группы, в конце учебного года по сравнению с началом, увеличилась на 4%, что говорит о достижении у них возрастной нормы по данному показателю. У испытуемых мальчиков контрольной группы в конце года по сравнению с началом значение данного показателя достоверно не изменилось, наблюдали только тенденцию к его снижению.

Таблица 6.

Показатели системы дыхания мальчиков, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области

Показатели, ед. изм.

Группа

III

IV

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Жизненная ёмкость лёгких, л

3,16±0,60

3,20±0,04

2,94±0,64

3,14±0,80

Дыхательный объём, л

2,14±0,46

1,57±0,18

1,17±0,24

1,38±0,30

Резервный объём вдоха, л

0,24±0,11

0,25±0,06

0,28±0,13

0,30±0,06

Резервный объём выдоха, л

1,21±0,05

1,08±0,02*

1,27±0,04

1,90±0,02*

 

У мальчиков группы контроля в конце года наблюдали тенденцию к увеличению жизненной емкости легких на 1,27%, к снижению дыхательного объема на 26,64%, к увеличению резервного объема вдоха на 4,17%.

Таким образом, в ходе проведения исследования установлено, что на физическое и физиологическое развитие подростков, в том числе на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, обучающихся в образовательных учреждениях г. Старый Оскол Белгородской области, существенное влияние оказывает профиль обучения.

 

Список литературы:
1. Баранов А. А., Кучма В. Р., редакторы. Методы исследования физического развития детей и подростков в популяционном мониторинге: руководство для врачей. М.: Союз педиатров России; 2018. 226 с.
2. Баранов А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков / сост. А.А. Баранов, Л.A. Щеплягина // Российский педиатрический журнал, 2020. – № 5. – с. 5-11.
3. Исламова Н.  М. Морфо-функциональные особенности детей и подростков г. Набережные. М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; 2018 с.