Статья:

ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Биология

Выходные данные
Беседина К.А. ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(210). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(210).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Беседина Кристина Александровна
студент, Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород
Чернявских Светлана Дмитриевна
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород

 

Одной из главных проблем современности является проблема укрепления здоровья школьников.

Практическая часть работы проводилась в МБОУ «Бехтеевская СОШ» Корочанского района. Применялись следующие методы научного исследования: теоретические – произведен анализ психолого-педагогической литературы, метод аналогий и обобщение психолого-педагогического опыта; эмпирические: опрос, тестирование, формирующий эксперимент, методы качественной и количественной обработки, описательная статистика.

Было сформировано две группы: экспериментальная (эг) и контрольная (кг). В состав экспериментальной группы вошло 17 обучающихся, в контрольную группу вошло 25 человек. Экспериментальная группа выполняла заданный комплекс круговой тренировки и была ознакомленная с задачами и условиями эксперимента. В результате проведенных исследований установлено увеличение длины, массы тела и обхвата грудной клетки за учебный год в экспериментальной группе школьников на 3,0%, 5,1% и 2,9%, в контрольной группе – на 2,4%, 3,6% и 1,7%, соответственно. У мальчиков экспериментальной группы по показателю длины тела к концу учебного года наблюдали более высокие показатели чем в контроле на 3,65% (р≤0,05).

Показатели массы тела и окружности грудной клетки к концу года увеличились как в группе опыта, так и в группе контроля, при этом межгрупповых достоверных различий по данным показателям у испытуемых не зарегистрировано.

В весенний период по сравнению с осенним регистрировали увеличение мышечной силы кисти как в группе контроля, так и в экспериментальной группе мальчиков. В контроле увеличение данного показателя составило 8,81%, в экспериментальной группе – 17,80% (р≤0,05). В весенний период показатель силы мышц кисти в экспериментальной группе испытуемых был на 13,40% выше, чем в контроле (р≤0,05).

Весной по сравнению с осенью зарегистрировано увеличение индекса мышечной силы кисти как в группе контроля, так и в экспериментальной группе мальчиков. В контрольной группе увеличение данного показателя составило 1,69%, в экспериментальной группе – 11,29% (р ≤ 0,05). В весенний период показатель индекса силы мышц кисти в экспериментальной группе испытуемых был на 15,0% выше, чем в контрольной группе (р≤0,05).

В конце исследования по сравнению с началом наблюдали увеличение показателей жизненной емкости легких в контрольной группе на 7,85%, в опытной группе – на 10,47%.

Показатель, характеризующий величину жизненного индекса у мальчиков экспериментальной группы за исследуемый период вырос в среднем на 4,8%, тогда как в контрольной группе – лишь на 1,6%. Значения показателя жизненного индекса в экспериментальной группе мальчиков было выше, чем в контроле осенью на 8,33% (р≤0,05), весной – на 11,79% (р≤0,05) соответственно.

Продолжительность гипоксических проб Штанге и Генчи к концу учебного года по сравнению с фоновыми данными в экспериментальной группе возросла на 13,6% (р≤0,05) и 23,4% (р≤0,05), тогда как в контрольной группе увеличение данных показателей составило лишь 4,4% и 0,6% соответственно.

Значения показателей частоты сердечных сокращений в покое у мальчиков контрольной и экспериментальной групп в конце исследования были ниже на 0,34% и 4,38% по сравнению с началом экспериментальной части работы, однако достоверных различий по данному показателю зарегистрировано не было.

В экспериментальной группе значение циркуляторно-респираторного коэффициента Скибинского весной стало на 33,88% выше по сравнению с осенью (р≤0,05).  В осенний период значение ЦРКС у мальчиков экспериментальной группы было на  27,97% (р≤0,05) выше, чем у мальчиков из контрольной группы, в весенний сезон – на 49,39% (р≤0,05) соответственно.

Значения показателей частоты сердечных сокращений у мальчиков контрольной и экспериментальной групп при нагрузке в конце исследования были ниже на 2,03% и 5,42% (р≤0,05) по сравнению с началом экспериментальной части работы, однако в группе контроля разница была недостоверной.

В осенний период значение показателя частоты сердечных сокращений при нагрузке у мальчиков экспериментальной группы было на 9,24% (р≤0,05) ниже, чем у мальчиков из контрольной группы, в весенний сезон – на 13,15% (р≤0,05) соответственно.

В конце исследования по сравнению с началом наблюдали увеличение показателя физической работоспособности в опытной группе мальчиков на 11,11% (р≤0,05). В контроле значение данного показателя к концу эксперимента практически не изменилось.

Значения показателя физической работоспособности в экспериментальной группе мальчиков было выше, чем в контроле осенью на 20,54% (р≤0,05), весной – на 28,21% (р≤0,05) соответственно.

Таким образом, у мальчиков экспериментальной группы при цикловой организации уроков физической культуры до пяти часов в неделю на протяжении 4-5 недель по сравнению с традиционной организацией значительно повысилась мышечная сила, функциональные возможности кардиореспираторной системы и физическая работоспособность. При традиционном проведении занятий три раза по одному часу в неделю изученные показатели физического здоровья у школьников контрольной группы существенно не изменились в процессе учебного года.

 

Список литературы:
1. Айзман, Р.И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования / Р.И. Айзман // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – № 5. – С. 72-82. 
2. Айзман Р.И. Избранные лекции по возрастной физиологии и школьной гигиене / сост. Р.И. Айзман, В.М. Ширигова Учебное пособие – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2002. – 133 с. 
3. Алферова Т.В. Возрастные особенности адаптации кровообращения к локальной мышечной деятельности /Физиология человека,1983. – Т.9, №3. – С. 428-434 с.
4. Алферова Т.В. Онтогенетические особенности развития процессов утомления и восстановления работоспособности человека после дозированной мышечной деятельности: Автореф. дисс. канд. мед. наук. – Свердловск, 1974. – 21с.
5. Александрова Н.П., Исаев Г.Г. Механизмы вовлечения фарингеальных мышц в компенсаторные реакции дыхательной системы на инспираторную резистивную нагрузку // Российский физиол. журн. им. И.М. Сеченова. Т. 87, №10, 2001. – С. 1422-1431. 
6. Анализ и оценка здоровья детей / А.З. Лихтшангоф, В.К. Юрьев, В.В. Юрьев, А.С. Симаходский // Здоровье и образование: Материалы Всероссийского научно-практического семинара, 2020. – 123 с.
7. Андреева, О.В. Особенности функциональных резервов здоровья учащихся общеобразовательных школ в мегаполисе / О.В. Андреева, К.Г. Гуревич, А.Д. Фесюн // Кубанский научный медицинский вестник. – 2019. – № 3. – С. 10-15.  
8. Ашмарин, Г.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие – М.: Академия, 2020. – 287 с.