ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Конференция: CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Биология
CCX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Одной из главных проблем современности является проблема укрепления здоровья школьников.
Практическая часть работы проводилась в МБОУ «Бехтеевская СОШ» Корочанского района. Применялись следующие методы научного исследования: теоретические – произведен анализ психолого-педагогической литературы, метод аналогий и обобщение психолого-педагогического опыта; эмпирические: опрос, тестирование, формирующий эксперимент, методы качественной и количественной обработки, описательная статистика.
Было сформировано две группы: экспериментальная (эг) и контрольная (кг). В состав экспериментальной группы вошло 17 обучающихся, в контрольную группу вошло 25 человек. Экспериментальная группа выполняла заданный комплекс круговой тренировки и была ознакомленная с задачами и условиями эксперимента. В результате проведенных исследований установлено увеличение длины, массы тела и обхвата грудной клетки за учебный год в экспериментальной группе школьников на 3,0%, 5,1% и 2,9%, в контрольной группе – на 2,4%, 3,6% и 1,7%, соответственно. У мальчиков экспериментальной группы по показателю длины тела к концу учебного года наблюдали более высокие показатели чем в контроле на 3,65% (р≤0,05).
Показатели массы тела и окружности грудной клетки к концу года увеличились как в группе опыта, так и в группе контроля, при этом межгрупповых достоверных различий по данным показателям у испытуемых не зарегистрировано.
В весенний период по сравнению с осенним регистрировали увеличение мышечной силы кисти как в группе контроля, так и в экспериментальной группе мальчиков. В контроле увеличение данного показателя составило 8,81%, в экспериментальной группе – 17,80% (р≤0,05). В весенний период показатель силы мышц кисти в экспериментальной группе испытуемых был на 13,40% выше, чем в контроле (р≤0,05).
Весной по сравнению с осенью зарегистрировано увеличение индекса мышечной силы кисти как в группе контроля, так и в экспериментальной группе мальчиков. В контрольной группе увеличение данного показателя составило 1,69%, в экспериментальной группе – 11,29% (р ≤ 0,05). В весенний период показатель индекса силы мышц кисти в экспериментальной группе испытуемых был на 15,0% выше, чем в контрольной группе (р≤0,05).
В конце исследования по сравнению с началом наблюдали увеличение показателей жизненной емкости легких в контрольной группе на 7,85%, в опытной группе – на 10,47%.
Показатель, характеризующий величину жизненного индекса у мальчиков экспериментальной группы за исследуемый период вырос в среднем на 4,8%, тогда как в контрольной группе – лишь на 1,6%. Значения показателя жизненного индекса в экспериментальной группе мальчиков было выше, чем в контроле осенью на 8,33% (р≤0,05), весной – на 11,79% (р≤0,05) соответственно.
Продолжительность гипоксических проб Штанге и Генчи к концу учебного года по сравнению с фоновыми данными в экспериментальной группе возросла на 13,6% (р≤0,05) и 23,4% (р≤0,05), тогда как в контрольной группе увеличение данных показателей составило лишь 4,4% и 0,6% соответственно.
Значения показателей частоты сердечных сокращений в покое у мальчиков контрольной и экспериментальной групп в конце исследования были ниже на 0,34% и 4,38% по сравнению с началом экспериментальной части работы, однако достоверных различий по данному показателю зарегистрировано не было.
В экспериментальной группе значение циркуляторно-респираторного коэффициента Скибинского весной стало на 33,88% выше по сравнению с осенью (р≤0,05). В осенний период значение ЦРКС у мальчиков экспериментальной группы было на 27,97% (р≤0,05) выше, чем у мальчиков из контрольной группы, в весенний сезон – на 49,39% (р≤0,05) соответственно.
Значения показателей частоты сердечных сокращений у мальчиков контрольной и экспериментальной групп при нагрузке в конце исследования были ниже на 2,03% и 5,42% (р≤0,05) по сравнению с началом экспериментальной части работы, однако в группе контроля разница была недостоверной.
В осенний период значение показателя частоты сердечных сокращений при нагрузке у мальчиков экспериментальной группы было на 9,24% (р≤0,05) ниже, чем у мальчиков из контрольной группы, в весенний сезон – на 13,15% (р≤0,05) соответственно.
В конце исследования по сравнению с началом наблюдали увеличение показателя физической работоспособности в опытной группе мальчиков на 11,11% (р≤0,05). В контроле значение данного показателя к концу эксперимента практически не изменилось.
Значения показателя физической работоспособности в экспериментальной группе мальчиков было выше, чем в контроле осенью на 20,54% (р≤0,05), весной – на 28,21% (р≤0,05) соответственно.
Таким образом, у мальчиков экспериментальной группы при цикловой организации уроков физической культуры до пяти часов в неделю на протяжении 4-5 недель по сравнению с традиционной организацией значительно повысилась мышечная сила, функциональные возможности кардиореспираторной системы и физическая работоспособность. При традиционном проведении занятий три раза по одному часу в неделю изученные показатели физического здоровья у школьников контрольной группы существенно не изменились в процессе учебного года.