ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЙ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО СПРАВОЧНЫМ ДАННЫМ
Конференция: CCXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
CCXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЙ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО СПРАВОЧНЫМ ДАННЫМ
Синхронные двигатели нашли широкое распространение на предприятиях горной промышленности вследствие, следующих основных преимуществ по сравнению с асинхронными двигателями: могут работать как с потреблением реактивной мощности, так и с отдачей её в сеть; более высокий коэффициент полезного действия. Главное конструктивное отличие синхронного двигателя от асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором состоит в наличии у синхронного двигателя обмотки возбуждения, которая вступает в работу после достижения им подсинхронной скорости. При разгоне до этой скорости он работает в асинхронном режиме. Поэтому при моделировании электромагнитных процессов в этом режиме синхронный двигатель можно рассматривать как асинхронный.
В работе Сыромятникова И.А. «Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей – М: Энергоатомиздат, 1984.» показано, что в этом случае вместо сопротивлений по продольной и поперечной осям синхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
Воспользоваться методами идентификации параметров схемы замещения асинхронного двигателя по каталожным данным не представляется возможным из-за ограниченности справочных данных синхронного двигателя.
Существующие методы идентификации сопротивлений синхронного двигателя требуют проведения частичных экспериментов, выполнение которых на стадии проведения, например, проектных работ не представляется возможным вследствие отсутствия доступа к рассматриваемому двигателю.
Нами была разработана методика определения активного сопротивления статора R1, приведенного активного сопротивления ротора R2 и полного индуктивного сопротивления xк для синхронных двигателей серии СТД, СТМ и некоторых других, для которых дополнительно к основным паспортных данным известны зависимости кратностей полного тока i(s) и момента m(s) от скольжения s.
При определении сопротивления R1 считается, что потери в статорных обмотках равны 30% всех потерь, т.е.
Номинальная активная мощность статора
где мощность на валу; – кпд в номинальном режиме.
Номинальный ток статора
где и – напряжение и коэффициент мощности соответственно.
Выразив из (1) сопротивление и подставив в полученное выражение соотношения (1) и (2), получим:
Погрешность вычисления этого сопротивления у двигателя СТМ 1500-2 не превышает четырех процентов, вычисленные значения сопротивлений синхронных двигателей различных марок приведены в табл. 1.
Таблица 1.
Вычисленные значения сопротивлений синхронных двигателей различных марок
|
Pн, кВт |
P2н, кВт |
hн |
Uн, кВ |
cosj |
I1н, А |
R1, Ом |
СТД-630 |
630 |
655,714 |
0,958 |
6 |
0,9 |
70,107 |
0,560 |
СТД-1000 |
1000 |
1040,816 |
0,964 |
6 |
0,9 |
111,281 |
0,303 |
СТД-1250 |
1250 |
1301,020 |
0,968 |
6 |
0,9 |
139,101 |
0,215 |
СТД-2000 |
2000 |
2081,633 |
0,969 |
6 |
0,9 |
222,561 |
0,130 |
СТД-2500 |
2500 |
2602,041 |
0,972 |
6 |
0,9 |
278,202 |
0,094 |
СТД-4000 |
4000 |
4163,265 |
0,975 |
6 |
0,9 |
445,123 |
0,053 |
СТД-5000 |
5000 |
5204,082 |
0,976 |
6 |
0,9 |
556,403 |
0,040 |
СТД-8000 |
8000 |
8326,531 |
0,979 |
6 |
0,9 |
890,245 |
0,022 |
СТД-12500 |
12500 |
13010,204 |
0,979 |
6 |
0,9 |
1391,008 |
0,014 |
Вычисление сопротивлений синхронных двигателей, для которых известны относительные значения токов и моментов как функций скольжения s.
Производится на основании уравнения механической характеристики
и уравнения тока
Электромагнитная мощность
где коэффициент
После деления момента (4) на квадрат тока (5) получено
А из уравнения механической характеристики (4) с учетом (6) получено уравнение полного индуктивного сопротивления
Вычисленные значения , двигателя СТД-5000 (, ) по выражениям (7), (8) представлены в табл. 2, а их графики на рис. 1.
Таблица 2.
Значения
Параметры |
Значения параметров |
||||||||
s |
1 |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,2 |
0,1 |
0,05 |
0,02 |
i(s) |
7,22 |
6,96 |
6,59 |
6,33 |
6 |
4,9 |
3,83 |
2,83 |
1,79 |
m(s) |
2,07 |
2,21 |
2,35 |
2,41 |
2,47 |
2,45 |
2,2 |
1,8 |
1,16 |
Xк(s), Ом |
0,821 |
0,844 |
0,880 |
0,908 |
0,947 |
1,113 |
1,366 |
1,775 |
2,796 |
Xк(0,5;s), Ом |
0,821 |
0,838 |
0,864 |
0,882 |
0,906 |
1,003 |
1,139 |
1,331 |
1,713 |
d1(0,5;s) |
0,000 |
0,006 |
0,016 |
0,026 |
0,040 |
0,111 |
0,227 |
0,444 |
1,082 |
d1ср(0,5), % |
11,11% |
||||||||
Xк(0,7;s), Ом |
0,821 |
0,846 |
0,884 |
0,913 |
0,953 |
1,128 |
1,411 |
1,871 |
2,947 |
d2(0,7;s) |
0,000 |
0,002 |
0,004 |
0,005 |
0,006 |
0,014 |
0,044 |
0,096 |
0,151 |
d2ср(0,7), % |
1,91% |
||||||||
R2(s), Ом |
0,223 |
0,205 |
0,182 |
0,169 |
0,154 |
0,114 |
0,084 |
0,063 |
0,041 |
R2 (0,5;s), Ом |
0,223 |
0,201 |
0,176 |
0,162 |
0,147 |
0,109 |
0,082 |
0,063 |
0,046 |
d2(0,5;s) |
0,000 |
0,004 |
0,006 |
0,006 |
0,007 |
0,005 |
0,002 |
0,000 |
0,006 |
d2ср(0,5), % |
3,76% |
||||||||
R2 (0,415;s), Ом |
0,223 |
0,203 |
0,180 |
0,166 |
0,152 |
0,113 |
0,085 |
0,063 |
0,043 |
d2(0,415;s) |
0,000 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,002 |
0,001 |
0,000 |
0,000 |
0,002 |
d2ср(0,415), % |
1,23% |
а) б)
Рисунок 1. Зависимость сопротивлений двигателя от скольжения:
а) R2(s); R2(0,415;s); R2(0,5;s);
б) Xк (s); Xк (0,5;s); Xк (-0,7;s);
Эти графики аппроксимированы выражениями Сыромятникова И.А. «Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей – М: Энергоатомиздат, 1984.»
где
Значения и получены из (7) и (8) при
Усредненные и максимальные значения погрешностей при аппроксимации по Сыромятникову И.А. «Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей – М: Энергоатомиздат, 1984.»
превышают погрешности по продольной аппроксимации
Синхронные двигатели с известными i(1), m(1), m(0,05)
Алгоритм вычисления сопротивлений двигателей, у которых неизвестны значения i(s), m(s), а известны величины i(1), m(1), m(0,05): сопротивление определяется по выражению (4); сопротивления , – соответственно по соотношениям (9), (10). Сопротивление определяется из решения уравнения
Вычисление сопротивлений двигателей с известными i(1), m(1)
Сопротивление
Интегральная погрешность вычислений сопротивлений – менее 5%, – менее 3%.
Вычисление ; двигателей серии СТД-630 – СТД-12500 при ,
Таблица 3.
Значения
Тип Параметры |
СТД-630 |
СТД-1000 |
СТД-1250 |
СТД-2000 |
СТД-2500 |
СТД-4000 |
СТД-5000 |
СТД-8000 |
СТД-12500 |
d2ср(0,415), % |
2,64% |
2,25% |
2,30% |
1,56% |
4,21% |
2,03% |
1,23% |
0,76% |
2,79% |
d2max(0,415), % |
10,65% |
10,51% |
6,11% |
6,17% |
15,77% |
8,1% |
4,78% |
1,5% |
9,03% |
d1ср(0,7), % |
1,45% |
0,89% |
1,89% |
1,23% |
1,82% |
0,71% |
1,91% |
1,71% |
0,87% |
d1max(0,7), % |
8,86% |
3,27% |
6,23% |
3,45% |
9,35% |
4,01% |
5,4% |
6,02% |
2,08% |
Интегральная погрешность вычислений сопротивлений – менее 5%, – менее 2%.
Разработка методика расчета сопротивлений , , необходимых для построения соответствующих характеристик при разгоне (пуске или самозапуске) синхронного двигателя.
В нашем случае данная методика используется для расчета активной и реактивной мощности при пуске синхронного двигателя.
Эти характеристики необходимы для построения системы автоматического управления реактивной мощностью (коэффициентом реактивной мощности) узла нагрузки электрической системы (в точке подключения системы электроснабжения к электрической системе.