Статья:

Финансы государственных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Бондаренко М.А. Финансы государственных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 22(23). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/22(23).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Финансы государственных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования

Бондаренко Марина Александровна
студент Ступинского филиала МФЮА, РФ, г. Ступино

 

THE FINANCES OF THE STATE UNITARY ENTERPRISES AS THE OBJECT OF FINANCIAL REGULATION

 

Marina Bondarenko

Student of the Stupinsky branch MFUA, Russia, Stupino

 

Аннотация. Автором в рамках данной статьи раскрывается понятие финансов государственных унитарных предприятий, обозначаются финансово – правовые отношения, которые характерны для данного типа организаций. В статье обозначаются особенности правового регулирования финансов государственных унитарных предприятий.

Abstract. The author within the framework of this article reveals the concept of Finance of state unitary enterprises, denotes the financial and legal relations that are characteristic of this type of organizations. The article outlines the features of legal regulation of Finance of state unitary enterprises.

 

Ключевые слова: финансы, государственные унитарные предприятия, правовое регулирование, финансово-правовые отношения.

Keywords: Finance, state unitary enterprises, legal regulation, financial and legal relations.

 

В качестве унитарного предприятия, в соответствие со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, подразумевается организация коммерческого типа хозяйствования,  которая не наделяется правом собственности на имущество, которое закреплено за ней как за собственником. Имущество государственного унитарного предприятия обозначается как неделимое, оно не подлежит распределению по различным вкладам (долям, паям), даже среди сотрудников данного предприятия. В форме унитарных предприятий свою деятельность могут осуществлять могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия [1].

В научной литературе под финансами государственных унитарных предприятий понимают определенные отношения, которые могут быть не только денежного характера и которые связанны с процессом формирования, распределения, а также использования денежных доходов и различных накопле­ний рассматриваемых субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями [4, с. 213].

Имущество унитарного предприятия может находиться как в государственной, так и в муниципальной собственности, а также принадлежать данной организации на основе права хозяйственного ведения или оперативного управления. Ответственность унитарное предприятие по своим обязательствам несет в размере принадлежащего ему имущества.

В рамках осуществления деятельности в государственных и муниципальных унитарных предприятиях возникает такие финансово – правовые отношения, как правоотношения по факту уплаты в бюджет различных налоговых платежей; правоотношения по факту уплаты в бюджет различных платежей неналогового типа; платы за осуществление загрязнения окружающей среды, платы за водные ресурсы и так далее; правоотно­шения по факту уплаты страховых взносов и иных платежей, направляемых в государ­ственные и местные внебюджетные фонды; правоотношения по поводу получения и расходования унитарным предприятием ассигнований из бюджета и так далее [2, с. 16].

В экономике государствен­ные и муниципальные унитарные предприятия принято подразделять на предприятия, которые основаны на праве хозяйственного ведения, а также на государственные предприятия, которые основаны на праве оперативного управления. К последнему типу организаций относятся федеральные казенные предприятия. Данное разделение государственных и муниципальных унитарных предприятий подразумевает определенные различия в регулировании финансов данных организаций. Эти различия проявляются в порядке распределения прибыли обозначенных предприятий и, соответственно, в характере системы финансово-правовых отношений, которые возникают в результате осуществления распределения прибыли [6, с. 131].

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых основана на праве хозяйственного ведения имеют право самостоятельно распоря­жаться прибылью, которую они получают в результате  своей деятельности. Собственную прибыль они имеют возможность распреде­лять в рамках фонда накопления, фонда потребления и иных фондов. Стоит при этом отметить, что, исходя из положений второго абзаца п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса РФ собственник имеет право на осуществления получения некоторой части прибыли, приходящей от использования имущества, которое нахо­дится в хозяйственном ведении данного унитарного предприятия. Данный вопрос должен оговариваться в рамках устава предприятия [3, с. 24].

Иначе говоря, в рамках государственного унитар­ного предприятия, которое основано на праве хозяйственного ведения, реализуются следующие виды финансово-правовых отношений, касающихся процесса распределе­ния прибыли: отношения между предприятием и всеми остальными субъекта­ми, которые обязаны не оказывать препятствия для процесса реализации унитарным предприятием своего права на распределение; отношения по поводу перечисления части прибыли в состав бюджета в тех случаях, когда в уставе унитарного предприятия собственником имущества обозначена данная обязанность.

Государственные унитарные предприятия, которые реализуют свою деятельность на основе права оперативного управле­ния имеют возможность распределять имеющуюся прибыль, исходя из порядка, который установлен собственником их имущества, а именно госу­дарством (п. 2 ст. 297 Гражданского кодекса РФ) [1].

После осуществления распределения прибыли государственного унитарного предприятия, которое реализуют свою деятельность на основе права оперативного управле­ния, по нор­мативам, которые устанавливаются уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли данного предприятия в виде свободного остатка прибыли подлежит изъ­ятию в качестве дохода федерального бюджета.

Иначе говоря, в рамках государственного унитар­ного предприятия, которое основано на праве оперативного управления, реализуются следующие виды финансово-правовых отношений, касающихся процесса распределе­ния прибыли: отношения между уполномоченным государственным органом и казен­ным предприятием по поводу установления последнему нормати­вов распределения прибыли; отношения между казенным предприятием и всеми иными субъектами, которые обязуются не оказывать препятствия для реали­зации казенными предприятиями их права распределения при­были по установленным нормативам; отношения между ка­зенным предприятием и бюджетом по поводу процесса изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия [5, с. 73].

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муници­пальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие пра­воотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, охватываются финансово-правовым институтом налогово­го права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу упла­ты в бюджет неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяй­ственного ведения, охватываются финансово-правовым институ­том неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, охватываются институтом государственных расходов [4, с. 213].

Все отмеченное позволяет заключить, что под финансами государст­венных и муниципальных унитарных предприятий, исходя из системы права, подразумевают комплексный финансо­во-правовой институт, то есть такой, который является относи­тельно самостоятельным и в то же время входит некоторыми своими частями в другие финансово-правовые институты [2, с. 17].

Можно сделать вывод о том, что институт финансов государственных и муниципальных уни­тарных предприятий представляет собой вторичное образование в системе финансового права.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть I от 30.11.1994. № 51-ФЗ, часть II от 26.01.1996 г. № 14-Ф3 
2. Абрамов С. Г., Герцев Д. А. Правовой статус унитарных предприятий // Бизнес в законе. 2017. №3. С. 12-18.
3. Даниловских Т. Е. Проблемы финансового состояния муниципальных унитарных предприятий // Интернет-журнал Науковедение. 2018. №6 (19). С. 21-26.
4. Сербулов Ю. С., Федоров Н.Ю. Оптимизация управления муниципальным унитарным предприятием // УЭкС. 2016. №4 (52). С. 212-216.
5. Симонова Н. Ю. Проблемы и пути реформирования государственных унитарных предприятий // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2016. №3. С. 71-74.
6. Ярагина М. О. Финансовый механизм деятельности унитарных предприятий // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. №4. С. 131-135.