Финансы государственных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования
Конференция: XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Финансы государственных унитарных предприятий как объект финансово-правового регулирования
THE FINANCES OF THE STATE UNITARY ENTERPRISES AS THE OBJECT OF FINANCIAL REGULATION
Marina Bondarenko
Student of the Stupinsky branch MFUA, Russia, Stupino
Аннотация. Автором в рамках данной статьи раскрывается понятие финансов государственных унитарных предприятий, обозначаются финансово – правовые отношения, которые характерны для данного типа организаций. В статье обозначаются особенности правового регулирования финансов государственных унитарных предприятий.
Abstract. The author within the framework of this article reveals the concept of Finance of state unitary enterprises, denotes the financial and legal relations that are characteristic of this type of organizations. The article outlines the features of legal regulation of Finance of state unitary enterprises.
Ключевые слова: финансы, государственные унитарные предприятия, правовое регулирование, финансово-правовые отношения.
Keywords: Finance, state unitary enterprises, legal regulation, financial and legal relations.
В качестве унитарного предприятия, в соответствие со ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, подразумевается организация коммерческого типа хозяйствования, которая не наделяется правом собственности на имущество, которое закреплено за ней как за собственником. Имущество государственного унитарного предприятия обозначается как неделимое, оно не подлежит распределению по различным вкладам (долям, паям), даже среди сотрудников данного предприятия. В форме унитарных предприятий свою деятельность могут осуществлять могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия [1].
В научной литературе под финансами государственных унитарных предприятий понимают определенные отношения, которые могут быть не только денежного характера и которые связанны с процессом формирования, распределения, а также использования денежных доходов и различных накоплений рассматриваемых субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями [4, с. 213].
Имущество унитарного предприятия может находиться как в государственной, так и в муниципальной собственности, а также принадлежать данной организации на основе права хозяйственного ведения или оперативного управления. Ответственность унитарное предприятие по своим обязательствам несет в размере принадлежащего ему имущества.
В рамках осуществления деятельности в государственных и муниципальных унитарных предприятиях возникает такие финансово – правовые отношения, как правоотношения по факту уплаты в бюджет различных налоговых платежей; правоотношения по факту уплаты в бюджет различных платежей неналогового типа; платы за осуществление загрязнения окружающей среды, платы за водные ресурсы и так далее; правоотношения по факту уплаты страховых взносов и иных платежей, направляемых в государственные и местные внебюджетные фонды; правоотношения по поводу получения и расходования унитарным предприятием ассигнований из бюджета и так далее [2, с. 16].
В экономике государственные и муниципальные унитарные предприятия принято подразделять на предприятия, которые основаны на праве хозяйственного ведения, а также на государственные предприятия, которые основаны на праве оперативного управления. К последнему типу организаций относятся федеральные казенные предприятия. Данное разделение государственных и муниципальных унитарных предприятий подразумевает определенные различия в регулировании финансов данных организаций. Эти различия проявляются в порядке распределения прибыли обозначенных предприятий и, соответственно, в характере системы финансово-правовых отношений, которые возникают в результате осуществления распределения прибыли [6, с. 131].
Государственные и муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых основана на праве хозяйственного ведения имеют право самостоятельно распоряжаться прибылью, которую они получают в результате своей деятельности. Собственную прибыль они имеют возможность распределять в рамках фонда накопления, фонда потребления и иных фондов. Стоит при этом отметить, что, исходя из положений второго абзаца п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса РФ собственник имеет право на осуществления получения некоторой части прибыли, приходящей от использования имущества, которое находится в хозяйственном ведении данного унитарного предприятия. Данный вопрос должен оговариваться в рамках устава предприятия [3, с. 24].
Иначе говоря, в рамках государственного унитарного предприятия, которое основано на праве хозяйственного ведения, реализуются следующие виды финансово-правовых отношений, касающихся процесса распределения прибыли: отношения между предприятием и всеми остальными субъектами, которые обязаны не оказывать препятствия для процесса реализации унитарным предприятием своего права на распределение; отношения по поводу перечисления части прибыли в состав бюджета в тех случаях, когда в уставе унитарного предприятия собственником имущества обозначена данная обязанность.
Государственные унитарные предприятия, которые реализуют свою деятельность на основе права оперативного управления имеют возможность распределять имеющуюся прибыль, исходя из порядка, который установлен собственником их имущества, а именно государством (п. 2 ст. 297 Гражданского кодекса РФ) [1].
После осуществления распределения прибыли государственного унитарного предприятия, которое реализуют свою деятельность на основе права оперативного управления, по нормативам, которые устанавливаются уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли данного предприятия в виде свободного остатка прибыли подлежит изъятию в качестве дохода федерального бюджета.
Иначе говоря, в рамках государственного унитарного предприятия, которое основано на праве оперативного управления, реализуются следующие виды финансово-правовых отношений, касающихся процесса распределения прибыли: отношения между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли; отношения между казенным предприятием и всеми иными субъектами, которые обязуются не оказывать препятствия для реализации казенными предприятиями их права распределения прибыли по установленным нормативам; отношения между казенным предприятием и бюджетом по поводу процесса изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия [5, с. 73].
Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие правоотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет, а также страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, охватываются финансово-правовым институтом налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, охватываются институтом государственных расходов [4, с. 213].
Все отмеченное позволяет заключить, что под финансами государственных и муниципальных унитарных предприятий, исходя из системы права, подразумевают комплексный финансово-правовой институт, то есть такой, который является относительно самостоятельным и в то же время входит некоторыми своими частями в другие финансово-правовые институты [2, с. 17].
Можно сделать вывод о том, что институт финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий представляет собой вторичное образование в системе финансового права.