Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Конференция: CXLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Мякинькова В.М. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 31(141). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/31(141).pdf (дата обращения: 25.05.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Мякинькова Виктория Михайловна
магистрант, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Богомолова Ксения Игоревна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры криминологии и прокурорского надзора, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Аннотация. В статье раскрывается проблема коррупции как социально-негативного явления в обществе, полномочия органов прокуратуры Российской Федерации по борьбе с ней. Автором акцентируется внимание на актуальных проблемах прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также предлагаются пути решения данных проблем.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор, противодействие коррупции, коррупционные проявления, прокуратура, коррупция.

 

Происхождение коррупции связывают со многими факторами, среди которых социологические, психологические, экономические, криминологические и иные. Однако для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а главное для органов прокуратуры, занимающихся противодействием коррупции главным является именно правовое понимание явления коррупции.

Коррупция в принципе означает соблазн, подкуп, порчу. К примеру, в Римском праве она понималась как повреждение чего-либо, порча, фальсификация и вообще как противоправное действие. Термин «коррупция» произошел от двух самостоятельных слов «correi», то есть несколько участников и «rumpere» — ломать, повреждать. В итоге коррупция стала означать деятельность двух или более лиц с целью изменения нормального хода судебного процесса.

Само явление коррупции негативно оценивалось обществом еще с древних времен и также осуждалось религиозными учреждениями.

В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц». [2]

В России широко реализуются два направления по противодействию коррупции: борьба с конкретными правонарушителями-коррупционерами и формирование, ведение активной антикоррупционной политики. Реализацией данных направлений занимаются различные органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов, органы административной юстиции, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Прокуратура Российской Федерации. [4]

В настоящее время проблема коррупционных проявлений является весьма актуальной. Она, как правило, дестабилизирует нормальное функционирование органов государственной власти. Уровень коррумпированности  в современном обществе достаточно высок. Именно из-за этого органы прокуратуры были наделены широкими полномочиями по пресечению коррупции.

В 2019 году в сравнении с 2018 годом на 2,1% уменьшилось количество исков (заявлений), направленных прокурорами в арбитражные суды и суды общей юрисдикции (4 592 против 4 690), на 17 % меньше предостережений о недопустимости нарушения закона (3 733 против 4 496 в 2018 году). Так, по официальным данным Генеральной прокуратуры РФ в 2017 году органами прокуратуры было выявлено 245 635 нарушений законодательства о противодействии коррупции, в 2018 году – 231 115, в 2019 году – 234 760. [8]

В борьбе с коррупцией органы прокуратуры нашей страны ориентированы, прежде всего, на профилактику и защиту имущественных прав граждан, государства, нарушенных  в ходе совершения преступлений коррупционной направленности. Прокуратура систематически проводит проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, а также ведет работу по выявлению и предупреждению коррупционных правонарушений. С целью устранения нарушений антикоррупционного законодательства прокуратурой вносятся представления, направляются заявления, приносятся протесты. Кроме того, по представлению прокуроров служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Необходимо отметить, что органы прокуратуры не имеют цель привлечения к той или иной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства как можно большего количества людей. Прокуратура стремится, прежде всего, обеспечить состояние законности.

Деятельность сотрудников прокуратуры по противодействию коррупции начинается с создания качественной правовой базы. Это происходит путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. Такая процедура является уникальной, так как не свойственна многим зарубежным странам.

Антикоррупционная экспертиза представляет собой глубокий анализ правовых актов на предмет выявления них коррупционной составляющей – пробелов и иных правовых конструкций, позволяющих чиновниками нарушая закон извлекать из этого личную выгоду. Прокуроры имеют эффективное средство для борьбы с подобным – они имеют право внести требование об устранение коррупциогенного фактора. Так, работы именно в этом направлении уже успела оказать позитивный эффект на состояние законности.

В 2020 году прокурорами было проведено более 90 тысяч антикоррупционных экспертиз, среди которых 49 тысяч имели коррупционные составляющие, а более 45 тысяч имели противоречие к федеральному законодательству.

С декабря 2012 года прокуроры особое внимание уделяют исполнению служащими обязанности по предоставлению сведений о расходах. Так, в случае если чиновник или члены его семьи в течение года расходуют денежные средства на приобретение недвижимости, транспортных средств и так далее в размере, превышающей общий доход чиновника за три последних года, то в отношении данного чиновника устанавливается контроль над его расходами. Данный контроль предполагает проведение проверки, по результатам которой в случае если законность получения и происхождения денежных средств не подтверждается, то прокурором подается исковое заявление в суд об обращении имущества в пользу государства данного служащего. Одновременно с этим, следует отметить, что обязанность по доказыванию законности происхождения денежных средств лежит на самом служащем.

Согласно статистике за последние три года прокурорами было подано более 40 исков в суд об обращении в доход государства объектов имущества служащих, не доказавших законность получения денежных средств, на которые непосредственно было куплено то или иное имущество. [8]

В настоящее время коррупционеры «изобретают» все более новые способы  избежания привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений. В связи с этим прокуратурой вносятся предложения по расширению перечня лиц, в отношения которых может проводится вышеуказанная проверка.

Предлагается распространить соответствующие требования не только на действующих служащих, но и на бывших, установив при этом возможность обращения в доход государства денежного эквивалента имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы. Другим эффективным инструментом противодействия коррупции, реализуемым прокурорами, является привлечение к административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения, в том числе за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, предусмотренное ст. 19.28 КоАП РФ.

Взвешенного подхода требует применение института конфликта интересов, предусмотренного Федеральным законом «О противодействии коррупции». В соответствии с требованиями законодательства государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, т.е. не допускать ситуации, когда предоставленные ему полномочия могут быть использованы в целях личной выгоды. Этот вопрос продолжает оставаться одним из наиболее сложных в практической деятельности. Выявление конфликта интересов в обязательном порядке предполагает изучение всех аспектов деятельности проверяемого лица, сопоставления его должностных обязанностей, функций государственного управления, принимаемых решений в их взаимосвязи. В связи с неурегулированием конфликта интересов связано больше 2 тыс. выявленных прокурорами нарушений. [6]

Безусловно, направлений в  работе в области противодействия коррупции множество. Это и обеспечение международно-правового сотрудничества, в том числе в части возврата активов, выведенных за рубеж, и борьба с «откатами» в сфере закупок, и даже правовое просвещение.

Все полномочия прокурора в зависимости от их содержания и целесообразности можно разделить на три группы: полномочия, направленные на своевременное выявление нарушений закона и сопутствующих им обстоятельств, причин и способствующих причин; право исправлять нарушения закона; полномочия по предотвращению нарушений закона. В настоящее время прокуратура не может получить конкретную категорию информации в ходе уголовного преследования по поводу исполнения антикоррупционного законодательства. Невозможность регресса и последующего анализа полученной информации влечет за собой неспособность прокуратуры должным образом выполнять свои функции, особенно в сфере противодействия коррупции.В связи с этим предлагается внести изменения в Федеральный закон от 17.01.1992. N 2202-1 (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации», устанавливающий полномочия прокурора получать в первоочередном порядке любую информацию, необходимую для надзорной деятельности в отношении к нормам закона о служебной, коммерческой, банковской или фискальной тайне.

 

Список литературы:
1. Белов А.Е., Ваганов Д.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции //  В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки в России и мире. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. -2018. -С. 126-128.
2. Большой юридический словарь. Москва : Изд-во Инфра-М, -2000. -С. 288.
3. Винокуров, А. Ю. Прокурорский надзор : учебник для вузов // А. Ю. Винокуров, Ю. Е. Винокуров ; под общей редакцией А. Ю. Винокурова. — 5-е изд., перераб. и доп. —Москва : Издательство Юрайт, -2019. — С 380.
4. Козлов Т.Л. Правовые основы противодействия коррупции //  Университет прокуратуры Российской Федерации, Крымский юридический институт (филиал). Симферополь, -2020.
5. Козьмина И.В. Надзор за исполнением федерального законодательства о противодействии коррупции //  Научный электронный журнал Меридиан. -2020. № 18 (52). -С. 24-26.
6. Лаптева А.М. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции //  В сборнике: Теоретический и практический потенциал современной науки. сборник научных статей. Москва, -2019. -С. 242-244.
7. Лобачев, Д. А. П80 Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебное пособие /  Д. А. Лобачев. – Самара: Изд-во «Самарский университет», -2014. – С.  116.
8. Основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры //Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ -[Электронный ресурс]- Режим доступа. -URL: https://genproc.gov.ru/upload/iblock/5fb/0112 (дата обращения: 07.04.2021)