СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Конференция: CXLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
CXLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА В СФЕРЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ
Аннотация. В статье раскрывается проблема коррупции как социально-негативного явления в обществе, полномочия органов прокуратуры Российской Федерации по борьбе с ней. Автором акцентируется внимание на актуальных проблемах прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также предлагаются пути решения данных проблем.
Ключевые слова: прокурорский надзор, противодействие коррупции, коррупционные проявления, прокуратура, коррупция.
Происхождение коррупции связывают со многими факторами, среди которых социологические, психологические, экономические, криминологические и иные. Однако для органов государственной власти, органов местного самоуправления, а главное для органов прокуратуры, занимающихся противодействием коррупции главным является именно правовое понимание явления коррупции.
Коррупция в принципе означает соблазн, подкуп, порчу. К примеру, в Римском праве она понималась как повреждение чего-либо, порча, фальсификация и вообще как противоправное действие. Термин «коррупция» произошел от двух самостоятельных слов «correi», то есть несколько участников и «rumpere» — ломать, повреждать. В итоге коррупция стала означать деятельность двух или более лиц с целью изменения нормального хода судебного процесса.
Само явление коррупции негативно оценивалось обществом еще с древних времен и также осуждалось религиозными учреждениями.
В Большом юридическом словаре коррупция понимается как «общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц». [2]
В России широко реализуются два направления по противодействию коррупции: борьба с конкретными правонарушителями-коррупционерами и формирование, ведение активной антикоррупционной политики. Реализацией данных направлений занимаются различные органы государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов, органы административной юстиции, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Следственный комитет Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная таможенная служба, Прокуратура Российской Федерации. [4]
В настоящее время проблема коррупционных проявлений является весьма актуальной. Она, как правило, дестабилизирует нормальное функционирование органов государственной власти. Уровень коррумпированности в современном обществе достаточно высок. Именно из-за этого органы прокуратуры были наделены широкими полномочиями по пресечению коррупции.
В 2019 году в сравнении с 2018 годом на 2,1% уменьшилось количество исков (заявлений), направленных прокурорами в арбитражные суды и суды общей юрисдикции (4 592 против 4 690), на 17 % меньше предостережений о недопустимости нарушения закона (3 733 против 4 496 в 2018 году). Так, по официальным данным Генеральной прокуратуры РФ в 2017 году органами прокуратуры было выявлено 245 635 нарушений законодательства о противодействии коррупции, в 2018 году – 231 115, в 2019 году – 234 760. [8]
В борьбе с коррупцией органы прокуратуры нашей страны ориентированы, прежде всего, на профилактику и защиту имущественных прав граждан, государства, нарушенных в ходе совершения преступлений коррупционной направленности. Прокуратура систематически проводит проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, а также ведет работу по выявлению и предупреждению коррупционных правонарушений. С целью устранения нарушений антикоррупционного законодательства прокуратурой вносятся представления, направляются заявления, приносятся протесты. Кроме того, по представлению прокуроров служащие могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
Необходимо отметить, что органы прокуратуры не имеют цель привлечения к той или иной ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства как можно большего количества людей. Прокуратура стремится, прежде всего, обеспечить состояние законности.
Деятельность сотрудников прокуратуры по противодействию коррупции начинается с создания качественной правовой базы. Это происходит путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов. Такая процедура является уникальной, так как не свойственна многим зарубежным странам.
Антикоррупционная экспертиза представляет собой глубокий анализ правовых актов на предмет выявления них коррупционной составляющей – пробелов и иных правовых конструкций, позволяющих чиновниками нарушая закон извлекать из этого личную выгоду. Прокуроры имеют эффективное средство для борьбы с подобным – они имеют право внести требование об устранение коррупциогенного фактора. Так, работы именно в этом направлении уже успела оказать позитивный эффект на состояние законности.
В 2020 году прокурорами было проведено более 90 тысяч антикоррупционных экспертиз, среди которых 49 тысяч имели коррупционные составляющие, а более 45 тысяч имели противоречие к федеральному законодательству.
С декабря 2012 года прокуроры особое внимание уделяют исполнению служащими обязанности по предоставлению сведений о расходах. Так, в случае если чиновник или члены его семьи в течение года расходуют денежные средства на приобретение недвижимости, транспортных средств и так далее в размере, превышающей общий доход чиновника за три последних года, то в отношении данного чиновника устанавливается контроль над его расходами. Данный контроль предполагает проведение проверки, по результатам которой в случае если законность получения и происхождения денежных средств не подтверждается, то прокурором подается исковое заявление в суд об обращении имущества в пользу государства данного служащего. Одновременно с этим, следует отметить, что обязанность по доказыванию законности происхождения денежных средств лежит на самом служащем.
Согласно статистике за последние три года прокурорами было подано более 40 исков в суд об обращении в доход государства объектов имущества служащих, не доказавших законность получения денежных средств, на которые непосредственно было куплено то или иное имущество. [8]
В настоящее время коррупционеры «изобретают» все более новые способы избежания привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений. В связи с этим прокуратурой вносятся предложения по расширению перечня лиц, в отношения которых может проводится вышеуказанная проверка.
Предлагается распространить соответствующие требования не только на действующих служащих, но и на бывших, установив при этом возможность обращения в доход государства денежного эквивалента имущества, приобретенного на неподтвержденные доходы. Другим эффективным инструментом противодействия коррупции, реализуемым прокурорами, является привлечение к административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения, в том числе за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, предусмотренное ст. 19.28 КоАП РФ.
Взвешенного подхода требует применение института конфликта интересов, предусмотренного Федеральным законом «О противодействии коррупции». В соответствии с требованиями законодательства государственный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, т.е. не допускать ситуации, когда предоставленные ему полномочия могут быть использованы в целях личной выгоды. Этот вопрос продолжает оставаться одним из наиболее сложных в практической деятельности. Выявление конфликта интересов в обязательном порядке предполагает изучение всех аспектов деятельности проверяемого лица, сопоставления его должностных обязанностей, функций государственного управления, принимаемых решений в их взаимосвязи. В связи с неурегулированием конфликта интересов связано больше 2 тыс. выявленных прокурорами нарушений. [6]
Безусловно, направлений в работе в области противодействия коррупции множество. Это и обеспечение международно-правового сотрудничества, в том числе в части возврата активов, выведенных за рубеж, и борьба с «откатами» в сфере закупок, и даже правовое просвещение.
Все полномочия прокурора в зависимости от их содержания и целесообразности можно разделить на три группы: полномочия, направленные на своевременное выявление нарушений закона и сопутствующих им обстоятельств, причин и способствующих причин; право исправлять нарушения закона; полномочия по предотвращению нарушений закона. В настоящее время прокуратура не может получить конкретную категорию информации в ходе уголовного преследования по поводу исполнения антикоррупционного законодательства. Невозможность регресса и последующего анализа полученной информации влечет за собой неспособность прокуратуры должным образом выполнять свои функции, особенно в сфере противодействия коррупции.В связи с этим предлагается внести изменения в Федеральный закон от 17.01.1992. N 2202-1 (в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации», устанавливающий полномочия прокурора получать в первоочередном порядке любую информацию, необходимую для надзорной деятельности в отношении к нормам закона о служебной, коммерческой, банковской или фискальной тайне.