Статья:

РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В КАЗАХСТАНЕ

Конференция: CCXL Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Аскаркызы А. РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В КАЗАХСТАНЕ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(240). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/8(240).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИКИ В КАЗАХСТАНЕ

Аскаркызы Арайжан
студент, Баишев университет, Республика Казахстан, г. Актобе
Беркешева Асель Салимжановна
научный руководитель, канд. техн. наук, доцент, Баишев университет, Республика Казахстан, г. Актобе

 

DEVELOPMENT OF LOGISTICS IN KAZAKHSTAN

 

Araizhan Askarkyzy

Student, Baishev University, Rebuplic of Kazakhstan, Aktobe

Assel Berkesheva

Scientific supervisor, Candidate of Science, Associate Professor, Baishev University, Rebuplic of Kazakhstan, Aktobe

 

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о перспективе развитии транзитного потенциала Казахстана и транспортно-логистической  системы в Казахстане.

Аbstract. This article discusses the issue of the future development of the transit potential of Kazakhstan and the transport and logistics system in Kazakhstan.

 

Ключевые слова: логистика; траспортировка грузов; транспортно-логистеческая отрасль.

Keywords: logistics; transportation of goods; transport and logistics.

 

Не так давно на казахстанском рынке труда появилась профессия «логист», а поскольку в этой области специализации испытывается острый недостаток, отечественные вузы начали подготовку профессиональных логистов. Справедливости ради необходимо отметить, что эта специальность становится одной из востребованных и обретает статус профессии века, что подкрепляется большим спросом у работодателей и бизнес-структур, всячески приветствующих профессионалов с высшим специализированным образованием

Между тем далеко не всем известно, что, по сути, представляет собой подобного рода деятельность. Итак, кто же такие логисты?

Логист управляет движением материальных и информационных потоков, а также следит за слаженностью работы всех подразделений, учитывая интересы каждого из них. Таким образом логист должен контролировать все процессы: закупка, поставка, транспортировка, связь с таможней и государственными органами, упаковка, продажи; это профессионал, который должен точно рассчитать схему транспортировки, наиболее выгодную для развития того или иного проекта, и при этом сэкономить везде, где это представляется возможным. Эффект же выполнения логистом своей задачи проявляется в том случае, когда необходимый продукт соответствующего качества и объема в строго назначенное время будет доставлен с минимальными затратами для потребителя. Кроме этого, логистик постоянно отслеживает изменения в законодательстве, которые непосредственно касаются ведения дел компании, оперативно информируя об этом свое руководство [1, с.110 ].

Именно на их плечах лежит управление движением материальных и информационных потоков, снабжение, продажи, поиск наиболее выгодных вариантов бизнес-процессов в цепочке «сырье-производство-потребитель». Сокращая торгово-производственные издержки компании, оптимизируя цепочку поставок товаров, их хранение и дистрибуцию, логистик выполняет наиболее важную работу по комплексному снижению затрат бизнеса, что в период кризиса является ключевым показателем работы любой компании.

В связи с этим профессиональный логистик должен умело совмещать в себе экономические и технические знания для качественного ведения бизнеса. Поэтому современный бизнес немыслим без данной специальности, так как необходим скрупулезный учет затрат для достижения бизнес – результата, стремления максимально снизить торгово-производственные издержки, товарные потери. Высокая актуальность внедрения логистики связана с интенсификацией и расширением в Республики Казахстан товарно-денежных отношений, с увеличением хозяйственных связей между предприятиями, с развитием производственной инфраструктуры и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий и организаций.

В настоящее время состояние транспортно-логистической отрасли страны находится на стадии развития. В индексе эффективности логистических систем Всемирного Банка LPI в 2014 году Казахстан занимает 88 место. Прогноз к 2020 году 40 место [2, с.90]. 

Логистика в Казахстане, как единая отрасль, не функционирует, складов мало, транспортировка неэффективна. Требуется наступление комплекса событий и катализирующих условий, в том числе и выработка единого видения на уровне правитель­ства, отраслевых ассоциаций, усиления лобби пользователей логистических услуг и т.д. Существует мнение, что перелом произойдет при вводе критической массы современных складских терминалов. Существование двух автомагистралей, позволяли осуществлять безопасные перевозки. Это Алматы - Астана и Алматы - Кордай. Отмечаем, только позволявшие осуществлять безопасные перевозки. Условия и возможности для ремонта и отдыха для водителей отсутствуют. Строительство и обслуживание протяженных трасс дорогая деятельность, но необходимая. Любая из автотрасс в нашей стране является частью транзитного коридора.

По данным КаздорНИИ, лишь 14% дорог находятся в рабочем состоянии и не требуют срочного ремонта. 65% трасс находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта [3, с.55].

Первый блок проблем - это неразвитость инфраструктуры, которая заключается в практически полном отсутствии современных складских помещений, ориентированных на бизнес, как в крупных городах, так и в регионах, и еще более важное - в нехватке соответствующего транспортного парка, как железнодорожного, так и автомобильного.

Второй блок - низкий профессионализм логистических операторов и узкий ассортимент предоставляемых услуг. Отсюда и слабое взаимодействие с компаниями-клиентами, так как услуги этих операторов разрозненны и не представляют собой стройной системы Главная проблема компаний, предоставляющих логистические услуги, заключается в неразвито­сти внутренних коммуникаций и нехватке специалистов в сфере логистики. Это связано с тем, что специалистов в сфере логистики выпускают только в двух регионах Казахстана.

За последние 10 лет была открыта железная дорога Туркменистан – Иран, завершился проект Западная Европа - Западный Китай, также открылась новая железная дорога Жезгазкан – Шалкар – Бейнеу. Протяженность магистрали составлять 1200 км, она свяжет напрямую Восток и Запад страны. Более того, дорога позволяет через Каспий и Кавказ выходить в Европу, а на востоке – в порт Ляньюньган на Тихом океане. У Казахстана в китайском порту Ляньюньган уже есть собственная терминальная инфраструктура для консолидации грузопотоков в районе Юго-Восточной Азии.

В настоящее время государство планирует полномасштабную реализацию транзитного потенциала Казахстана. В этом направлении ведется планомерная работа, основанная на «Транспортной стратегии 2030»: в существующую транспортную инфраструктуру осуществляются большие капиталовложения; реализуются проекты национального и международного масштаба. Для поддержки этих процессов создан «Национальный центр развития транспортной логистики», задачей которого является координация транспортных потоков на всех уровнях. Казахстан участвовала в строительстве международного трансконтинентального коридора «Западная Европа - Западный Китай», другими словами, в возрождении «Великого шелкового пути», так как значительная часть отрезка этого коридора пролегает по территории нашей страны: общая протяжённость пути - 8445 км, протяженность по территории Казахстана составляет - 2787 км [4, 70].

Рынок транспортных услуг — один из самых динамичных в мире. Рост экономики сопровождается бурным ростом рынка транспортных, экспедиторских и логистических услуг. Перемены в экономике Казахстана сейчас неизбежны и, прежде всего, необходимы срочная модернизация и строительство транспортно-логистической инфраструктуры. Речь идет не просто о реализации проектов по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, а о согласовании развития и организации взаимодействия различных видов транспорта и пользователей транспортных услуг. Необходимо развивать транспортные коридоры и комплексные транспортные узлы.

Развитие транзитного потенциала Казахстана является важнейшим приоритетом экономической политики нашей страны. Географическое положение Казахстана в центре Евразийского континента, между крупнейшими экономически развитыми странами (Россией и Китаем) и емким потребляющим Центрально-Азиатским регионом, обусловливает огромный транзитный потенциал республики и соз дает реальные предпосылки для участия транспортной сети Казахстана в формировании евроазиатских коридоров. Развитие транзитного потенциала Казахстана является важнейшим приоритетом экономической политики нашей страны. Географическое положение Казахстана в центре Евразийского континента, между крупнейшими экономически развитыми странами (Россией и Китаем) и емким потребляющим Центрально-Азиатским регионом, обусловливает огромный транзитный потенциал республики и создает реальные предпосылки для участия транспортной сети Казахстана в формировании евроазиатских коридоров.

Развитие транспортной логистики необходимо для международного признания Казахстана в качестве эффективного и безопасного маршрута через Центрально-Азиатский регион. Тенденции современного развития, связанные с формированием в пределах ЕАЭС, Китая и Ира на нового полюса экономической активности ,предопределили историческую роль Казахстана как транзитного перекрестка, соединяющего транспортными артериями все четыре части Евразийского континента. Сегодня в этом векторе развития в Казахстане реализуется немало крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих кратчайшие сухопутные маршруты из Европы в Китай и обратно, а также в страны Персидского залива. Как считают эксперты, преамбула становления Казахстана в качестве крупного узлового центра транзитных потоков евразийского континента предполагает ин теграцию в сфере транспорта и логистики с другими странами, прежде всего с Россией, Китаем, Ираном и республиками Центральной Азии [5, с.210].

 

Список литературы:
1. Логистика: Базовый курс: учебное пособие / Т. Г. Дудар, Р. В. Волошин, Ю. И. Осик. - Новое изд. - Алматы : NURPRESS, 2015. - 206 с. 
2. «Основы логистики» К.С. Смагулова учебно-практическое пособие, Караганда 2015г.
3. Логистика и транспорт,  Вознюк Х.: Пер. с пол. — М.: НИИ МС, 1998. — 88 с.
4. «Маркетинг» , Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие. — М.: ИВЦ— 124 с.
5. Логистика: Учеб. пособие // Под. ред. Б.А.Аникина. — М.: ИНФРА-М, 1999-326c.