ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Конференция: CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Безопасность жизнедеятельности
CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
В эпоху современной глобализации, научно-технического прогресса и развития техносферы деятельность человека приводит с одной стороны к качественному изменению условий жизни в сторону повышения количества материальных благ, повышения комфорта существования человека и др. С другой стороны, к негативным сторонам активного развития техносферы можно отнести формирование многочисленных потенциально опасных и вредных техносферных объектов. Если говорить конкретно, то перед современным государством и обществом остро стоят проблемы ядерной безопасности, экологической безопасности, безопасности различных производств и сооружений, пожары и множество других.
Рисунок. Комплексная безопасность образовательной организации
8 ноября 2023 года в Государственной Думе состоялся «правительственный час» с участием Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) Александром Вячеславовичем Куренковым. По данным Министра, ежегодно в России происходит более 250 чрезвычайных ситуаций и до 400 тысяч техногенных пожаров [2].
Одной из важнейших задач государства в данных условиях является минимизация рисков, предотвращение и своевременное реагирование на выше обозначенные опасности. Данная задача достигается путем разработки и внедрения мер по предотвращению аварий, обеспечения надежности и безопасности технических систем, контроля за выбросами в окружающую среду, а также разработкой систем предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации [4, с. 2].
Проблема защищенности общеобразовательных организаций в разрезе потенциальных чрезвычайных ситуаций техногенного характера на данном этапе развития России особенно актуальна, с учетом выше обозначенных проблем.
В нашей стране почти 30 миллионов обучающихся, воспитанников и педагогов [3, с. 2]. Место и роль обеспечения безопасности участников образовательного процесса выходит на видное место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательной организации [3, с. 3].
Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений стала одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования.
Понятие безопасности образовательного учреждения охватывает большой ряд вопросов: охрана труда, радиационная и электромагнитная безопасность, взрывобезопасность, электрическая и пожарная безопасность. Данные вопросы безопасности зачастую тесно связаны друг с другом и тесно взаимодействуют [5, с. 3].
Более общее понятие комплексной безопасности образовательного учреждения – это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера обеспечивающее его безопасное функционирование [1, с. 3].
Среди основополагающих нормативно-правовых актов, регламентирующих комплексную безопасность образовательных учреждений можно выделить следующие:
- Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 № 390-ФЗ;
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
- Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 № 384-ФЗ;
- Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ.
Представленные нормативно-правовые акты затрагивают широкий перечень вопросов. Принципы построения безопасности образовательных организаций, само содержание деятельности образовательных организаций в рамках обеспечения безопасности, наличие организационно-распорядительной документации по обеспечению комплексной безопасности. Документы определяют порядок взаимодействия образовательных организаций с государственными органами, такими как, МЧС России, организации здравоохранения, МВД РФ и т.д.
Обеспечению пожарной безопасности также отводится важное место в системе комплексной безопасности образовательной организации.
Представленный список нормативно-правовых актов не является исчерпывающим. При построении системы комплексной безопасности необходимо учитывать данные конкретной образовательной организации, такие как: территория, контингент обучающихся, технические характеристики материальной базы, наличие рядом опасных производственных объектов и т.д.
Техносферная безопасность является основополагающим фактором для устойчивого развития технологического общества, и ее развитие и совершенствование требуют постоянного внимания и усилий от общества и государства.
Техносферное состояние настоящего общества в России можно описать как сложный динамический и активно-развивающийся процесс. Концепция техносферной безопасности относится к обеспечению безопасности человека и окружающей среды от потенциальных угроз, возникающих в результате взаимодействия современной технологической инфраструктуры с окружающей средой.
Нормативно-правовые акты способствуют улучшению безопасности и контролю за потенциально опасными технологиями. Однако, с другой стороны, существуют и новые вызовы в области техносферной безопасности. Расширение техногенного воздействия на окружающую среду, растущая зависимость от сложных технологических систем, киберугрозы – все эти факторы создают новые угрозы и вызовы для техносферной безопасности [4, с. 2].
Важнейшей задачей государства в рамках обеспечения техносферной безопасности образовательных организаций и страны в целом является дальнейшее развитие и улучшение системы мониторинга, предотвращения и реагирования на угрозы техносферной безопасности. Это включает в себя постоянное обновление и улучшение технологий, разработку строгих стандартов и правил безопасности, обучение персонала и социализацию населения в вопросах безопасности, а также активное участие государственных и международных организаций для координации усилий в области техносферной безопасности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что перед современной школой в России остро стоит проблема прогнозирования, предупреждения и быстрой реакции на потенциально возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера.