Статья:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Конференция: CCXLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Безопасность жизнедеятельности

Выходные данные
Пенкин В.И. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(244). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(244).pdf (дата обращения: 13.05.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Пенкин Виталий Иванович
магистрант, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Работкина Ольга Евгеньевна
научный руководитель, проф., Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

В эпоху современной глобализации, научно-технического прогресса и развития техносферы деятельность человека приводит с одной стороны к качественному изменению условий жизни в сторону повышения количества материальных благ, повышения комфорта существования человека и др. С другой стороны, к негативным сторонам активного развития техносферы можно отнести формирование многочисленных потенциально опасных и вредных техносферных объектов. Если говорить конкретно, то перед современным государством и обществом остро стоят проблемы ядерной безопасности, экологической безопасности, безопасности различных производств и сооружений, пожары и множество других.

 

Рисунок. Комплексная безопасность образовательной организации

 

8 ноября 2023 года в Государственной Думе состоялся «правительственный час» с участием Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) Александром Вячеславовичем Куренковым. По данным Министра, ежегодно в России происходит более 250 чрезвычайных ситуаций и до 400 тысяч техногенных пожаров [2].

Одной из важнейших задач государства в данных условиях является минимизация рисков, предотвращение и своевременное реагирование на выше обозначенные опасности. Данная задача достигается путем разработки и внедрения мер по предотвращению аварий, обеспечения надежности и безопасности технических систем, контроля за выбросами в окружающую среду, а также разработкой систем предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации [4, с. 2].

Проблема защищенности общеобразовательных организаций в разрезе потенциальных чрезвычайных ситуаций техногенного характера на данном этапе развития России особенно актуальна, с учетом выше обозначенных проблем.

В нашей стране почти 30 миллионов обучающихся, воспитанников и педагогов [3, с. 2]. Место и роль обеспечения безопасности участников образовательного процесса выходит на видное место в системе национальной безопасности Российской Федерации. Безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательной организации [3, с. 3].

Приоритетность обеспечения безопасности образовательных учреждений стала одной из важнейших составляющих государственной политики в области образования.

Понятие безопасности образовательного учреждения охватывает большой ряд вопросов: охрана труда, радиационная и электромагнитная безопасность, взрывобезопасность, электрическая и пожарная безопасность. Данные вопросы безопасности зачастую тесно связаны друг с другом и тесно взаимодействуют [5, с. 3].

Более общее понятие комплексной безопасности образовательного учреждения – это состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера обеспечивающее его безопасное функционирование [1, с. 3].

Среди основополагающих нормативно-правовых актов, регламентирующих комплексную безопасность образовательных учреждений можно выделить следующие:

  • Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 № 390-ФЗ;
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Правила противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479);
  • Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" от 30.12.2009 № 384-ФЗ;
  • Федеральный закон "О противодействии терроризму" от 06.03.2006 № 35-ФЗ.

Представленные нормативно-правовые акты затрагивают широкий перечень вопросов. Принципы построения безопасности образовательных организаций, само содержание деятельности образовательных организаций в рамках обеспечения безопасности, наличие организационно-распорядительной документации по обеспечению комплексной безопасности. Документы определяют порядок взаимодействия образовательных организаций с государственными органами, такими как, МЧС России, организации здравоохранения, МВД РФ и т.д.

Обеспечению пожарной безопасности также отводится важное место в системе комплексной безопасности образовательной организации.

Представленный список нормативно-правовых актов не является исчерпывающим. При построении системы комплексной безопасности необходимо учитывать данные конкретной образовательной организации, такие как: территория, контингент обучающихся, технические характеристики материальной базы, наличие рядом опасных производственных объектов и т.д.

Техносферная безопасность является основополагающим фактором для устойчивого развития технологического общества, и ее развитие и совершенствование требуют постоянного внимания и усилий от общества и государства.

Техносферное состояние настоящего общества в России можно описать как сложный динамический и активно-развивающийся процесс. Концепция техносферной безопасности относится к обеспечению безопасности человека и окружающей среды от потенциальных угроз, возникающих в результате взаимодействия современной технологической инфраструктуры с окружающей средой.

Нормативно-правовые акты способствуют улучшению безопасности и контролю за потенциально опасными технологиями. Однако, с другой стороны, существуют и новые вызовы в области техносферной безопасности. Расширение техногенного воздействия на окружающую среду, растущая зависимость от сложных технологических систем, киберугрозы – все эти факторы создают новые угрозы и вызовы для техносферной безопасности [4, с. 2].

Важнейшей задачей государства в рамках обеспечения техносферной безопасности образовательных организаций и страны в целом является дальнейшее развитие и улучшение системы мониторинга, предотвращения и реагирования на угрозы техносферной безопасности. Это включает в себя постоянное обновление и улучшение технологий, разработку строгих стандартов и правил безопасности, обучение персонала и социализацию населения в вопросах безопасности, а также активное участие государственных и международных организаций для координации усилий в области техносферной безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что перед современной школой в России остро стоит проблема прогнозирования, предупреждения и быстрой реакции на потенциально возможные чрезвычайные ситуации техногенного характера.

 

Список литературы:
1. Базанов С.В. Комплексная безопасность образовательного учреждения // Московский экономический журнал. 2019. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnaya-bezopasnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-1 (дата обращения: 08.03.2024).
2. Глава МЧС Александр Куренков выступил с докладом об эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Новости Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации 2023. 8 ноября. URL: http://duma.gov.ru/news/58253/ (дата обращения: 08.03.2024).
3. Дьяконова И.В. Значение предмета ОБЖ в системе комплексной безопасности образовательной организации // Наука и образование. 2022. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-predmeta-obzh-v-sisteme-kompleksnoy-bezopasnosti-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 04.03.2024).
4. Маликова И.М., Фазылова Л.И. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности // Инновационная наука. 2023. №11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-tehnosfery-i-tehnosfernoy-bezopasnosti (дата обращения: 08.03.2024).
5. Сошников А. А., Воробьев Н. П. Принципы создания комплексной системы техногенной безопасности образовательных учреждений // Ползуновский вестник. 2011. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-sozdaniya-kompleksnoy-sistemy-tehnogennoy-bezopasnosti-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 04.03.2024).