Статья:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Конференция: CCXLVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Безопасность жизнедеятельности

Выходные данные
Тойчиев Ф.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(246). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(246).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тойчиев Фарух Фархадович
магистрант, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Работкина Ольга Евгеньевна
научный руководитель, проф., Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Безопасность - необходимое условие стабильного и успешного развития человека, общества, государства и цивилизации в целом. Это связано с тем, что различные опасные чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью жизни человека, создавая угрозу здоровью и жизни, нанося серьезный ущерб окружающей природной среде и нанося огромные материальные потери. Российская Федерация как государство уделяет большое внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности на всех уровнях, а обеспечение безопасности граждан является одним из приоритетных элементов высокого уровня жизни.

 

Рисунок 1. Комплексная безопасность образовательном учреждении

 

Воспитание культуры безопасности учащихся-одна из важнейших задач образовательной организации, от успешности решения которой во многом зависят основные аспекты формирования общей культуры безопасности. Педагогам приходится решать ряд оригинальных и типичных задач воспитания культуры безопасности, направленных на гармоничное развитие учащихся. Как правило, в этих задачах много неизвестных, а исходные данные и возможные конфигурации решений сложны и разнообразны.

Методы обучения культуре безопасности тесно связаны с методологическими приемами. Под методами обучения культуре безопасности следует понимать конкретное применение определенных методов обучения культуре безопасности в практической деятельности. Методы и приемы воспитания культуры безопасности взаимосвязаны и в определенных образовательных контекстах взаимозаменяемы. «Формирование культуры безопасности в образовательной организации представляется процессом обучения и воспитания по предмету ОБЖ, осуществляемого учителями безопасности жизнедеятельности под руководством преподавателя-организатора ОБЖ, должностные обязанности которого определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №761н»

Эффективное формирование культуры безопасности преподавателями ОБЖ возможно только при условии организации соответствующего учебного процесса. Для организации учебного процесса по формированию культуры безопасности в аудитории ОБЖ педагогам необходимо соответствовать требованиям ФГОС второго поколения, опираясь на примерную рабочую программу по конкретной предметной области. Необходимо разработать программу.

Диагностика сформированности культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ - составляющая учебно - воспитательного процесса, главной функцией которой является получение информации о результатах развития готовности обучающихся к безопасной жизнедеятельности.

Структура диагностики сформированности культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ содержит три компонента (рис.2).

 

Рисунок 2. Структура диагностики сформированности культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ

 

«Анализ – это выявление объективных характеристик культуры безопасности обучающихся, например: какие присвоены элементы культуры, безопасности какие воспитаны качества личности, и т. д.»;

«Оценка выявляет уровень соответствия полученных характеристик культуры безопасности обучающихся определенным критериям, которые используются в учебно-воспитательном процессе»;

«Учет обобщает и систематизирует результаты анализа и оценки, а также их подготовку к использованию на других этапах управления учебно-воспитательным процессом (планирование, стимулирование, организация, коррекция)»[2].

Эффективность диагностики сформированности культуры безопасности у обучающихся на уроках ОБЖ зависит от того, какие средства диагностики использует учитель.

«Средства диагностики сформированности культуры безопасности у обучающихся делятся на четыре группы:

- «средства получения первичной информации о сформированности культуры безопасности у обучающихся (наблюдение за деятельностью обучающихся, изучение результатов вопросов, задач, анкет, тестов и т.д.);

- «средства анализа полученной информации о результатах воспитания культуры безопасности у обучающихся (основные понятия, используемы для определения объективных характеристик и свойств культуры безопасности)»;

- «средства оценки уровня сформированности и эффективности воспитания культуры безопасности у обучающихся (критерии оценки уровня развития культуры безопасности, интенсивности, оптимальности и эффективности процесса воспитания культуры безопасности у обучающихся)»[4];

- «средства хранения и систематизации полученной информации о результатах воспитания культуры безопасности у обучающихся (журналы, компьютерные программы, протоколы и т.д.)»[4].

Из данных групп средств вторая и третья группа средств диагностики считаются основными.

Таким образом, формирование у обучающихся современной культуры безопасности – одна из ключевых задач современного общего образования. Формирование культуры безопасности происходит на всех школьных предметах, но именно предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" вносит значительный вклад в формирование современной культуры безопасности.

 

Список литературы:
1. Алексеенко, В. А. Безопасность жизнедеятельности. Природные и техногенные факторы. Учебное пособие / В.А. Алексеенко. - М.: Феникс, 2021. - 270 c.
2. Безопасность жизнедеятельности / Под редакцией Л.А. Михайлова. - М.: Academia, 2020. - 272 c.
3. Безопасность жизнедеятельности. Шпаргалка. - М.: Окей-книга, 2019. - 445 c.
4. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности. Терминология / С.В. Белов, В.С. Ванаев, А.Ф. Козьяков. - М.: КноРус, 2019. - 400 c.
5. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда в 2 т. Том 2: Учебник для академического бакалавриата / Г.И. Беляков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 352 c.
6. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебник для бакалавров / Г.И. Беляков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 572 c.
7. Быкадоров, В. А. Техническое регулирование и обеспечение безопасности. Учебное пособие / В.А. Быкадоров, Ф.П. Васильев, В.А. Казюлин. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 640 c.
8. Каракеян, В. И. Безопасность жизнедеятельности. Учебник / В.И. Каракеян, И.М. Никулина. - Москва: Машиностроение, 2022. - 456 c.
9. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Н.В. Косолапова. - М.: Academia, 2019. - 176 c.
10. Пожарная безопасность. Учебник. - М.: Academia, 2020. - 224 c.
11. Поленов, Б. В. Защита жизни и здоровья человека в XXI веке. Восемь основных источников опасности для человечества / Б.В. Поленов. - М.: Группа ИДТ, 2020. - 720 c
12. Полиевский, С.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / С.А. Полиевский. - М.: Академия, 2018. - 416 c.