ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Конференция: CCLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Безопасность жизнедеятельности
лауреатов
участников
лауреатов
участников
CCLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
ORGANIZATION AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF RESEARCH ACTIVITIES ON LIFE SAFETY AT THE UNIVERSITY
Nikita Vasiliev
Student, Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh
Аннотация. В данной статье рассмотрена организация и методическое обеспечение научно-исследовательской деятельности по безопасности жизнедеятельности. Также в статье проанализированы этапы получения знаний, умений и навыков, присущих личности безопасного типа.
Abstract. This article discusses the organization and methodological support of research activities on life safety. The article also analyzes the stages of obtaining knowledge, skills and abilities inherent in a safe type of personality.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, ситуационные задачи, безопасность жизнедеятельности.
Keywords: research activities, situational tasks, life safety.
Образование и наука являются показателями развития государства, общества, экономики. Развитие государства зависит от профессионального уровня научных кадров. Образование, подготовка научных кадров, развитие творческих способностей молодежи – это основные направления формирования человеческого капитала, который требует повышения интеллектуально-информационного уровня, что будет способствовать научной конкурентоспособности и общественной прибыли в будущем.
Уровень личной и коллективной безопасности – один из важнейших показателей благополучия общества. Повышать этот уровень является крайне сложной задачей, поскольку окружающий мир меняется с невероятной скоростью, принося новые угрозы для жизни и здоровья человека. Поэтому одним из главных условий развития и даже выживания человечества становится качественное обучение в сфере безопасности жизнедеятельности.
Одним из основных условий для улучшения функционирования системы безопасности жизнедеятельности является подготовка соответствующих специалистов всех уровней, способных творчески мыслить, познавать объективные законы и закономерности природы и общества и через самостоятельное конструирование и решение учебно-научных задач, проблем решать конкретные вопросы в сложных условиях чрезвычайных ситуаций, требующих совершенных знаний и умений.
Современные педагогические технологии являются тем средством, что эффективно помогают сформировать творческий потенциал специалистов, повышать качество подготовки к будущей профессиональной деятельности студентов, основой которой является разработка оптимального комплекса документов методического обеспечения учебного процесса.
Поскольку главным источником мотива деятельности личности является потребность, и именно она порождает интерес, то для практической реализации образовательных требований настоящего при формировании безопасности жизнедеятельности следует заботиться о ее личностной значимости и понимании как необходимой привлекательной личностной потребности для каждого студента, не ослабляя при этом ориентацию последнего на удовлетворение общественных потребностей, то есть общественно-полезную деятельность. Ввиду этого, традиционные образовательные задачи формирования базовых профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков безопасного выполнения профессиональных обязанностей) для эффективного формирования безопасности жизнедеятельности недостаточны, их необходимо сочетать с элементами всесторонней профессиональной социализации студентов, то есть формированием соответствующего общественным ценностям мировоззрения. Одним из основных средств формирования профессиональной компетентности и мировоззрения будущих специалистов является содержание обучения, которое определяется целью и задачами образования на определенном этапе развития общества и является основой формирования профессиональной компетентности [1].
Образовательный курс «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является важным связующим звеном между теоретическими знаниями и практическими умениями в области изучения элементов социальных и технических систем безопасности.
«Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) является важным связующим звеном между теоретическими знаниями и практическими умениями в области изучения элементов социальных и технических систем безопасности. Кроме этого – развития у кадров устойчивых мотивов и необходимости бережного отношения не только к собственной жизни, но и жизни близких, а также ко всему, что было создано природой и руками человека [2].
Содержание безопасности жизнедеятельности – это система научных компетенций, овладение которыми обеспечит всестороннее развитие умственных и физических способностей будущих специалистов, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к безопасной общественной жизни, в частности, и производственной деятельности. Он включает в себя четыре компонента: опыт познавательной деятельности (знания), опыт выполнения известных способов деятельности (умение действовать по образцу), опыт творческой деятельности (принятие нестандартных решений в новых ситуациях), опыт ценностного отношения к природе. Перечисленные компоненты содержания образования тесно взаимосвязаны: без знания не бывает умения, на основе знаний и умений осуществляется творческая деятельность, а в деятельности выражаются идеалы и убеждения личности, то есть мировоззрение, содержательной стороной которых являются ценностные ориентации.
Организация профессиональной подготовки специалистов в области БЖД состоит из последовательных этапов получения знаний, умений и навыков, присущих личности безопасного типа. Изучая материалы работ ведущих ученых и педагогов, можно прийти к выводу, что процессу организации подготовки преподавателя БЖД присущи определенные характеристики [4]. Также данный процесс разделен на два уровня:
- методологический уровень основан на положениях и концепциях, связанных с целевым моделированием, понятийным аппаратом, аксиоматических знаниях, научных фактах, а также интеграции педагогической модели подготовки;
- теоретический уровень состоит из педагогической модели процесса организации подготовки специалистов БЖД.
Все компоненты, входящие в педагогическую систему проектирования и организацию профессиональной подготовки преподавателя БЖД, являются ее подсистемами и имеют свою собственную структуру, отражающую специфику данного элемента системы и особенности его функционирования
Системно-деятельностный подход, который заложен в основу идеологии ФГОСТ нового поколения, меняет общепринятую систему последовательности получения образования, то есть цель образования преобразуется и становится направленной на систему «учись учиться» – от индивидуализированной формы приобретения к признанию решающей роли учебного сотрудничества по моделям кооперативной педагогики.
Поэтому в сложившейся ситуации основным методическим ресурсом обновления содержания образования являются ситуационные задачи (СЗ) для обучения студентов и школьников решению жизненных проблем с помощью предметных знаний [6].
Овладение методом решения СЗ позволит педагогам представить результаты образования комплексом умений и навыков в понятиях «философии компетентностей», выраженных через ключевые компетенции. Ситуационные задачи не предназначены для проведения на каждом занятии.
Учитывая научные достижения выдающихся педагогов прошлого и современности и собственный педагогический опыт, мы выделяем основные принципы отбора и структурирования содержания безопасности жизнедеятельности, которые обеспечат качественное формирование профессиональной компетентности и ценностей студентов: принцип формирования теоретических основ безопасности жизнедеятельности на гуманистической основе; принцип связи науки с производством; принцип развития экологического мировоззрения.
Весомость, базовость и первоочередность учета принципа формирования теоретических основ безопасности жизнедеятельности на гуманистической основе не вызывает никаких сомнений. Ведь термины и понятия составляют собственно ту основу, на которой базируются глубокие знания по дисциплине. Вооружение будущих специалистов соответствующими теоретическими знаниями (то есть реализация именно этого принципа при формировании безопасности жизнедеятельности) является даже целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» [5].
Практическая реализация этого принципа закладывает основу для формирования профессиональной компетентности в области безопасности жизнедеятельности и призвана реализовать следующие цели: изучение содержания, структуры и взаимосвязи жизнедеятельности человека в системе «люди-на − жизненную среду»; определение факторов, причин и параметров, приводящих к возникновению в жизненной среде опасных явлений; акцент на ценности профессионального здоровья для жизнедеятельности будущих специалистов и членов общества; ознакомление с важностью экологической профессиональной деятельности будущих специалистов; определение принципов и способов защиты людей в условиях вероятного возникновения опасностей различного происхождения в бытие и на производстве; привитие практических навыков по обеспечению безопасности человека при проявлении опасностей. Перечисленные цели свидетельствуют, что студенты должны четко знать научные термины, которыми оперируют дисциплины связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности (например: жизнь, деятельность, безопасность и ее нормы, опасность, риск, среда обитания, производственные и бытовые факторы опасности и т.п.), теоретические основы возникновения опасностей, причинно-следственные связи реализации опасностей в повседневной жизни и пути их быстрого и эффективного преодоления [3].
Для полноценного формирования профессиональных ценностей указанные выше теоретические основы безопасности жизнедеятельности должны иметь гуманистическую основу. Необходимость гуманистического направления вызвана тем, что в основе понятия «безопасность жизнедеятельности» рассматривается сохранение многосмысловой категории «человеческая жизнь», которая будет полезной и безопасной для общества только при условии наполнения гуманистическими ценностями.
Таким образом, появление все новых, и порою более опасных, технологий и оборудования повышает желание человека быть защищенным и спокойным за свою жизнь и жизнь близких ему людей. БЖД – это предмет, основа которого практика. Это предмет, который охватывает буквально все стороны человеческой деятельности, и при планировании преподавания данного предмета в высшем учебном заведении важно учесть, что БЖД связана с другими предметами программы подготовки специалистов. В преподавании БЖД, как показывает практика, большую помощь могут оказать современные методики, как например «Обучение в ситуациях», то есть решение определенной ситуационной задачи, поставленной в ходе занятия.