Статья:

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

Конференция: CCLXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Проценко А.В. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 34(266). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/34(266).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

Проценко Анастасия Владимировна
студент, Азовский государственный педагогический университет, РФ, г. Бердянск

 

Аннотация. Статья рассматривает специфику работы института Уполномоченного по правам ребенка, основных его целях, функциях, а также о его месте в правовой системе защиты прав детей. Рассмотрено особенности развития и функционирования института в Российской Федерации, особенности социально-правового статуса Уполномоченного по правам ребенка, его сотрудничество с другими системами и организациями.

 

Ключевые слова: институт Уполномоченного по правам ребенка, Уполномоченный по правам ребенка, правовое государство, правовая система, правозащитная деятельность, права детей, проблемы оценки деятельности Уполномоченного.

 

Институт Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации начал основываться в 1998 году, когда впервые запустили проект по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в регионах России.

Административно-правовой статус и порядок назначения региональных детских омбудсменов в это время был разным, чаще всего Уполномоченные были частью системы исполнительной власти и назначались на должность главами администраций.

В субъектах Российской Федерации, в которых было принято в более поздний срок решение о введении должности Уполномоченного по правам ребенка, назначались законодательным органом. Таким образом эта должность получила парламентский статус и имела большую независимость, что гораздо повышало эффективность их работы. [1; с.47]

1 сентября 2009 года Указом Президента РФ № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» была создана должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в целях обеспечения защиты прав, свобод и интересов детей. [3]

На момент подписания Указа, институт Уполномоченного по правам ребенка был основан всего в 18 регионах страны, но ровно через год их стало уже 48, а концу 2010 года их стало 62. По состоянию на начало 2015 года было завершено становление института во всех 85 регионах, а также в ,Крыму и Севастополе.

Институт Уполномоченного по правам ребенка характеризуется рядом отличительных особенностей:

  1. Дети любого возраста имеют право обратится к Уполномоченному по правам ребенка за защитой своих прав.
  2. Уполномоченный по правам ребенка активно осуществляет профилактическую деятельность, направленную на выявление дефицитов и несогласованностей в нормативно-правовых актах как федерального, так и регионального уровня в сфере реализации прав детей.
  3. Уполномоченный анализирует факторы, условия и препятствия, связанные с осуществлением прав детей. Он так же исследует социально-экономические и организационно-административные проблемы регионов в контексте реализации защиты детских прав.
  4. Уполномоченный по правам ребенка выступает в качестве инициатора улучшения системы защиты и обеспечения прав детей. Для этого он направляет предложение о внесении изменений в законодательство и создании благоприятных условий для реализации прав детей соответствующими государственными органами. В случаях, когда нарушение прав детей носят массовый характер, Уполномоченный может обратиться в СМИ для привлечения общественного внимания к проблеме. [2; с. 48]

Формирование института Уполномоченного по правам ребенка является ответом на запросы современного общества и отражает эволюцию системы защиты прав детей. Этот процесс обусловлен как развитием правового государства, так и ростом числа проблем в сфере детско-родительских отношений. Кроме того, он связан со сменой государственной политики в отношении детей в целом.

Эффективность деятельности Уполномоченного по правам ребенка в субъекте РФ определяется его непосредственным участием в защите прав как отдельных детей, так и группы детей, чьи права подвергаются нарушению, на месте их проживания.

Для лица, избираемого на эту должность, наличие общественного авторитета является обязательным условием. Сам процесс назначения предполагает, что Уполномоченный должен соблюдать неординарными качествами, в том числе высокими профессиональными знаниями и необходимыми личными характеристиками.

В качестве наиболее оперативного и информационного насыщенного инструмента для обмена опытом и выработки предложений на федеральном уровне функционирует Электронный кабинет Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, размещенный в сети Интернет.

Данная платформа предоставляет региональным уполномоченным возможность обсуждения актуальных вопросов, анализа, конкретных ситуаций и чрезвычайных происшествий, а также выявления системных проблем в сфере семейной и детской политики. [5; с. 120]        

Уполномоченные по правам ребёнка на региональном уровне активно занимаются правовым просвещением, в первую очередь, самих детей. Они организуют "горячие линии" для связи с детьми, посещают детские учреждения, доступно разъясняя юным гражданам их права и обязанности, а также способы защиты этих прав и получения помощи в случае их нарушения.

Уполномоченные играют важную роль в образовании и развитии детских и молодёжных общественных организаций, направленных на защиту прав ребёнка, а также в включении представителей этих организаций в коллегиальные органы, занимающиеся вопросами детства. Такая социально-ориентированная деятельность уполномоченных способствует отводу несовершеннолетних от криминальной среды и предоставляет им реальные альтернативы для защиты и реализации их законных интересов.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует больше Уполномоченных по правам ребёнка, чем во всей объединённой Европе.

Накопленный опыт создания и развития данного института может служить примером для европейских стран и быть ими адаптирован. [2, с. 48]

Для улучшения института Уполномоченного по правам ребёнка рассматриваются предложения, направленные на повышение эффективности работы Уполномоченных по правам ребёнка на региональном уровне:

  1. С целью оптимизации системы защиты прав несовершеннолетних предлагается разработать федеральный закон «Об Уполномоченном по правам ребёнка в Российской Федерации». Данный закон может стать эталонным документом для совершенствования правового статуса уполномоченных по правам ребёнка на региональном уровне.
  2. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 сентября 2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка», подчеркивающим  необходимость создания такого института для повышения эффективности государственной системы защиты прав детей,  представляется целесообразным в кратчайшие сроки учредить должность регионального Уполномоченного по правам ребенка в 13 субъектах Российской Федерации, где она еще не функционирует.
  3. Наиболее целесообразным и правомерным способом организации института Уполномоченного по правам ребёнка является парламентское учреждение данной должности и назначение Уполномоченного на основе специального закона субъекта Российской Федерации.
  4. Необходимо создать образцовый региональный закон, регулирующий деятельность Уполномоченного по правам ребёнка. Данный закон должен послужить основой для усовершенствования правового регулирования данного института в законодательствах субъектов Российской Федерации.
  5. Государственным органам рекомендуется содействовать повышению юридического статуса Уполномоченного по правам ребёнка. Данный институт играет ключевую роль в налаживании взаимодействия между государством, гражданским обществом и несовершеннолетними гражданами вместе с их семьями.
  6. Необходимо усовершенствовать существующие и разрабатывать новые формы, методы и направления взаимодействия Уполномоченных по правам ребенка с государственными структурами, включая правоохранительные органы, органами местного самоуправления, общественными организациями и другими институтами гражданского общества в сфере защиты прав детей.
  7. Наиболее целесообразным и с правовой точки зрения корректным способом создания Института Уполномоченного по правам ребёнка является парламентская процедура, предусматривающая установление данной должности и назначение Уполномоченного на основании специального закона субъекта Российской Федерации.
  8. Необходимо расширить деятельность Института Уполномоченного по правам ребёнка за счёт его реализации на уровне муниципальных образований, а также в сфере дошкольного, среднего, профессионального образования, детских домов, интернатов, учреждений системы МВД и ФСИН, работающих с несовершеннолетними.

В заключение следует подчеркнуть, что деятельность Уполномоченного по правам ребёнка на федеральном и региональном уровнях получила признание со стороны международного сообщества и руководства Российской Федерации. Она заслужила доверие населения, в особенности родителей и детей, и способствовала переориентации усилий региональных и местных властей на приоритетную защиту прав ребёнка.

 

Список литературы:
1. Бондарева Е. А., Руднева Е. А. Институт Уполномоченного по правам ребёнка в России и субъектах: вопросы становления и перспективы развития // Вестник Воронежского государственного института. Серия Право. № 1 (24). С. 47–58.
2. Карпова О. Н. Становление института Уполномоченного по правам ребёнка в России // Юридическая мысль. 2013. № 3 (77). С. 48–50.
3. Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2009 года № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2009/09/04/ukaz- dok.html
4. Федеральный закон от 27.12.2018 № 501-ФЗ «Об Уполномоченных по правам ребёнка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2018/12/29/upolnomochenniy-dok.html
5. Чапурко Т. М. Особенности становления Уполномоченного по правам ребёнка как политического института со- временной России // Общество. Политика. Экономика. Право. 2017. № 2. 2017. С. 115–121.