ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Секция: Юриспруденция
LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ АКТИВОВ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Опыт показывает, что процесс цифровизации в конечном итоге затронет все сферы жизни, представляя новые вызовы и задачи для государства и общества. На сегодняшний момент уже проводится значительная работа и ее продолжение ожидается в области законодательного регулирования цифровой реальности. Даже такой традиционный сегмент, как наследственное право, согласно мнению экспертов, нуждается в обновлениях, чтобы адаптироваться к изменениям.
Примером этого становится наследование цифровых активов граждан, что, по мнению экспертов, требует внесения изменений в законодательство. Социальные сети, в частности, предоставляют один из самых распространенных примеров цифровых активов. Эти активы включают в себя результаты творческой и интеллектуальной деятельности, такие как фотографии, видеозаписи, тексты и многое другое. Для публичных личностей с миллионами подписчиков и поклонников такой контент часто представляет значительную ценность.
Не только это, но также страница в социальной сети может стать ключевой для бизнеса, служа эффективной площадкой для размещения рекламы, что в свою очередь приносит прибыль и приобретает собственную ценность для ее владельца.
На практике часто возникают случаи, когда аккаунты в социальных сетях становятся предметом сделок купли-продажи. Однако вопрос наследования такого цифрового актива на данный момент не имеет четкого законодательного регулирования и, как правило, решается в судебном порядке. На сегодняшний момент закон не признает аккаунты в социальных сетях объектами интеллектуальной собственности, скорее трактуя их как средства общения. Однако содержимое, публикуемое на этих страницах (фотографии, видео и др.), в определенных обстоятельствах может быть признано объектами интеллектуальной собственности, что влечет за собой включение прав на них в состав наследства.
Остается также неопределенность относительно наследования доменных имен, подчеркивает Ольга Филиппова, член Правления нотариальной палаты Свердловской области [1]. В то время как процедура передачи домена от одного собственника к другому четко регулируется правилами регистраторов и документально фиксируется в свидетельстве о регистрации доменного имени и соответствующем сертификате, процесс передачи такого актива от умершего владельца к его наследникам не имеет ясных юридических нормативов.
Сегодня в центре внимания находится проблема наследования криптовалюты, вокруг которой ведутся многочисленные дискуссии. Согласно законам Российской Федерации, криптовалюта не признается платежным средством. Тем не менее, начиная с 2018 года, в судебной практике криптовалюта, в частности биткоин, неоднократно включалась в конкурсную массу должника и признавалась имуществом [2].
Как упоминалось ранее, в 2020 году вступил в силу закон "О цифровых финансовых активах", который также определяет криптовалюту как имущество. Тем не менее, даже с учетом этих актуальных изменений в законодательстве, механизм наследования криптовалюты остается неясным. Суть проблемы заключается в том, что в нотариальном производстве ключевую роль играет точная идентификация и подтверждение принадлежности имущества умершего гражданину. В случае обезличенных виртуальных кошельков возникают сложности в точном определении этих нюансов, что усложняет передачу доступа к "виртуальным" деньгам наследникам.
Некоторые ученые также заостряют внимание на законодательном регулировании и практических сложностях, связанных с наследованием цифровых активов в России. Важным шагом в этом направлении было внесение в Гражданский кодекс статьи 141.1 в 2019 году, которая посвящена регулированию цифровых прав. Кроме того, цифровые права были включены в перечень объектов гражданских прав, перечисленных в статье 128 ГК РФ.
Чтобы полноценно осветить тему, необходимо обращение к понятиям и нормам, содержащимся в ряде законов, включая:
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Этот закон содержит определения ключевых терминов, таких как "информационная система" и "доменное имя".
- Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В этом законе предусмотрены нормы и определения, направленные на регулирование правоотношений, связанных с цифровыми финансами.
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I. Этот закон предусматривает возможность создания и принятия нотариусами электронных документов, а также их преобразования из электронного формата в бумажный и обратно.
"Гражданский кодекс Российской Федерации, хоть и выражен в общих формулировках, все же предоставляет гражданам возможность наследовать цифровые права", - подчеркнула Ольга Филиппова. Однако ведение нотариальных дел, связанных с цифровыми правами и активами, в настоящее время сопряжено с различными вопросами. Среди них:
- Что именно подразумевается под цифровыми правами?
- Какие документы могут подтвердить существующее цифровое право?
- Как правильно описать цифровые активы в завещании?
Ольга Филиппова предложила рассмотреть ответы на эти вопросы, взяв в качестве примера наследование доменных имен и денежных средств на электронных кошельках. В случае доменных имен объектом наследования могут быть рассмотрены права и обязанности по договору регистрации, а также право администрирования с указанием символьного обозначения доменного имени.
Что касается цифровых финансовых активов, важно, чтобы владелец соответствовал следующим критериям: быть включенным в реестр пользователей информационной системы и иметь специальный уникальный код доступа к системе. Нотариусу необходимо установить наличие этих фактов. При наследовании подлежат право обладания уникальным кодом, право быть внесенным в реестр пользователей информационной системы, а также право распоряжения цифровыми финансовыми активами [3].
Однако остается открытым вопрос - как наследники узнают о наличии цифровых активов у наследодателя? Поскольку нотариусу не предоставляется доступ к такой информации, наследникам необходимо предварительно заботиться о получении этой информации. Для указания в завещании публичных и частных ключей доступа к электронному кошельку предлагается использовать конструкцию закрытого завещания.
Улучшение законодательного регулирования выступает важным катализатором развития цифрового правового рынка, способствуя появлению новых продуктов и сервисов. Качество этого регулирования оказывает существенное воздействие на доступ граждан и бизнеса к дополнительным возможностям. От его эффективности зависит упрощение и ускорение операций с цифровыми правами и цифровыми финансовыми активами (ЦФА), сокращение операционных издержек, а также обеспечение должной защиты прав и интересов всех участников рынка.
Принятие точных и своевременных нормативных нововведений также способствует созданию благоприятной среды для развития инноваций в сфере цифровых прав и цифровых финансов. Это может стать стимулом для разработки новых технологий и сервисов, улучшающих качество жизни граждан и обеспечивающих их цифровую безопасность.