Сравнительный анализ исполнительно производства по законодательству России и стран Евразийского экономического сообщества
Конференция: IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
IX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Сравнительный анализ исполнительно производства по законодательству России и стран Евразийского экономического сообщества
В статье рассматривается и анализируется законодательная база России и зарубежных стран по исполнительному производству. Производится анализ, а также выявление проблем и недочетов.
Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – это международная экономическая организация, основные цели которой – сближение и гармонизация законодательств государств – членов ЕврАзЭС, обеспечение правовых систем государств с целью создания общего пространства в рамках союза. В Евразийское экономическое сообщества входят следующие страны Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.
Сравнительный анализ законодательной базы об исполнительном производстве членов ЕврАзЭС позволил выявить особенности, недостатки и различия правового регулирования принудительного исполнения судебных и иных актов, а также обозначить пути возможного правового регулирования этой сферы правоотношений.
В настоящее время в тех государствах, которые состоят в Евразийском экономическом сообществе, действует не только государственная, но и смешанная система принудительного исполнения.
Для России, Республики Беларусь, Киргизской Республики и Республики Таджикистан характерна государственная система принудительного исполнения.
В КР и РБ принудительное исполнение возлагается на должностных лиц, состоящих в судах, а в РФ и РТ органы принудительного исполнения входят в систему органов исполнительной власти.
В Киргизской Республике действует закон, относящийся к регулированию исполнительного производства [1]
Судебный департамент Киргизской Республики выполняет полномочия по принудительному исполнению судебных и иных актов.
В Республике Беларусь исполнительное производство осуществляется в соответствии с постановлением юстиции РБ [2], а также постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда РБ [3]
Организацию работы судебных исполнителей районных (городских) судов выполняют главные управления юстиции областных комитетов и Минского городского исполнительного комитета и Министерство юстиции РБ.
А также Министерство юстиции РБ осуществляет контроль, за выполнением работы судебных исполнителей по выполнению возложенных на них задач и обязанностей и рассматривает жалобы и претензии на действия судебных исполнителей.
Общее руководство работы судебных исполнителей, которые отвечают за исполнительные воздействия на территории РБ, возлагается на председателей судов. Судебные исполнители состоят при надлежащих судах.
В судах, где два, либо больше судебных исполнителей, назначается старший судебный исполнитель.
В Республике Беларусь контроль, за выполнением возложенных на судебных исполнителей обязанностей осуществляется старшими судебными исполнителями и судьями.
Исполнение судебных решений, вынесение хозяйственными судами Республики Беларусь, возложено на Службу судебных исполнителей хозяйственных судов в РБ, которая состоит при Высшем хозяйственном суде РБ. Службу возглавляет начальник управления контроля – главный судебный исполнитель хозяйственных судов РБ.
Председатель Высшего хозяйственного суда осуществляет общее руководство работы хозяйственных судов по исполнению судебных и других актов.
Служба судебных исполнителей хозяйственных судов является органом по исполнению судебных и иных актов по экономическим спорам в порядке, установленном законодательством.
В РФ организация работы в сфере исполнительного производства регулируется федеральным законом [4], а регуляция деятельности судебных приставов другим [5].
Функции по принудительному исполнению судебных актов, а также актов других органов и должностных лиц возложена на Федеральную службу судебных приставов, которая подведомственна Министерству юстиций РФ. Структуру службы образуют территориальные органы, которые состоят из структурных подразделений.
Что касается Республики Таджикистан, то в этом государстве деятельность в сфере, относящейся к исполнительному производству, контролируется Законом Республики Таджикистан [6].
В рамках исполнения программы судебно-правового производства полномочия по принудительному исполнению, ранее относящиеся к обязанностям работников суда, были переданы Министерству юстиций РТ.
В данном Министерстве создано Управление по организации и контролю судебных исполнителей, на которых возложены следующие функции и задачи: подготовка для них методических и практических рекомендаций, обобщение практической работы, проверка деятельности судебных исполнителей. Руководитель Управления назначается на должность и освобождается от нее приказом министра юстиций РТ и подчиняется непосредственно ему.
В Казахстане организация деятельности в сфере исполнительного производства регулируется Законом [7], согласно которому функции по принудительному исполнению производства возлагаются на частных и на государственных судебных исполнителей.
Уполномоченным государственным органом, обеспечивающим обязательное и своевременное выполнение исполнительных документов, назначен Комитет по исполнению судебных актов Министерства юстиции Казахстана.
Систему органов отвечающих за исполнение производства образуют: территориальные органы в областях, столице и отделы территориальных органов в населенных пунктах и районах, государственный орган уполномоченный выполнять работу по обеспечению выполнения исполнительных документов.
На судебных исполнителей территориальных органов и отделов уполномоченного органа возлагается обязанность по выполнению судебных актов и решений.
В настоящее время общественностью активно обсуждается проблема привлечения в сферу исполнения судебных документов, так называемых частных исполнителей.
Но необходимо учитывать при привлечении частных лиц, что такая форма осуществления исполнения может быть успешно реализована при государственном контроле деятельности саморегулируемых организаций судебных исполнителей в сочетании с государственной системой исполнения.
Таким образом, осуществление полномочий и обязанностей судебных приставов должны обеспечивать, прежде всего, защиту прав взыскателя, при условии отсутствия ущемления прав должника и других лиц в исполнительном производстве.