Статья:

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВАНДАЛИЗМА

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Чернышева М.А., Мичко И.В. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВАНДАЛИЗМА // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(70).pdf (дата обращения: 09.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВАНДАЛИЗМА

Чернышева Марина Александровна
магистрант, Ульяновский государственный университет РФ, г. Ульяновск
Мичко Ирина Владимировна
магистрант, Ульяновский государственный университет РФ, г. Ульяновск

 

Уголовная ответственность за совершение действий, связанных с осквернением и порчей чужого имущества, имела место задолго до появления состава вандализма в действующем уголовном законодательстве.

«Вандализм» является термином криминологического характера, который, по мнению А. П. Русакова: «описывает совокупность агрессивных преступлений, результатом которых является уничтожение или повреждение чужого имущества, природных или электронно-информационных объектов, а также духовных и культурных ценностей» [1].

Необходимо отметить, что восприятие определенных действий как вандализма может различаться в зависимости от научной позиции, с которой рассматривается данное явление, а также в результате роли, которую играет субъект в отношении противоправных действий. Безусловно, пострадавший человек видит в акте вандализма умышленное преступление, которое причиняет ему значительный вред. Однако сам вандал часто трактует свои действия как игру, необходимость определения своей роли и статуса в группе, либо как незлонамеренное побуждение, включая желание помочь. Кроме того, наибольшую сложность в определении принадлежности деструктивного акта к вандальному поведению вызывает нечеткость в определении и перечислении видов вандального поведения и сфер его проявления.

Классификация вандализма представляет собой сложный и многогранный вопрос. На данный момент не существует единого представления не только о количестве видов, типов и форм проявления вандализма, но, как было показано ранее, также существуют значительные противоречия в определении самого феномена и его характеристик.

Наример, Е. М. Евменова выделяет такие виды вандализма, как идеологический, экологический, электронно-вычислительный, осквернение могил, которые классифицируются в зависимости от направленности посягательства, характера действий посягающего, сферы их совершения [2].

С целью более ясного определения и уголовно-правовой квалификации признаков, связанных с данным явлением, было решено в 90-х годах, на этапе разработки нового Уголовного кодекса, сохранить уголовно-правовой запрет на вандализм. В этой связи возникла необходимость в отдельной уголовно-правовой норме, называемой «Вандализм». Состав вандализма был включен в главу «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 года. В статье 214 данного кодекса впервые было представлено легальное определение вандализма.

В указанной статье перечень предметов вандализма весьма ограничен. Это исключительно здания и (или) сооружения (то есть построенные людьми недвижимые объекты, предназначенные для общественного или индивидуального пользования, функциональное значение которых может различаться), а также объекты транспортной системы. Сюда могут входить жилые дома или иные архитектурные объекты, памятники, рекламные щиты, заборы, спортивные комплексы, дороги, подземные переходы, мосты, станции метрополитена, светофоры и дорожные знаки, подвижной транспортный состав и путепроводы, вокзалы и остановочные комплексы и т.д.

Следовательно, акты разрушения объектов, не относящихся к упомянутым категориям (например, товаров, природных объектов, культурных и исторических памятников, культовых сооружений, кладбищенских церемониальных комплексов), не считаются составной частью вандализма как преступления и подпадают под другие статьи Уголовного кодекса Российской Федерации. Тем не менее, в СМИ часто погромы на кладбищах представляются как акты вандализма.

Именно здесь возникает наибольшее расхождение между общепринятым и юридически определенным пониманием феномена вандализма, поскольку эти действия имеют много общих и отличительных признаков с содержанием статьи 214 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Включение статьи 214 в Уголовный кодекс Российской Федерации было своевременным, так как современной реальности присущи случаи нарушений общественного порядка в виде осквернения зданий и других сооружений, порчи имущества в общественном транспорте и других общественных местах. Это стало весомым аргументом в пользу необходимости уголовного запрета актов вандализма.

Таким образом, именно Уголовным кодексом 1996 года была введена ответственность за вандализм, где данное общественно опасное деяние определено как преступление, направленное на осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Введя в действие новую уголовно-правовую норму о вандализме, тем самым были обозначены деяния, которые необходимо было отделить от хулиганства, выделить новые составы преступлений и соответственно определить наказание за них. Тем самым была достигнута цель точного смыслового уголовно-правового значения термина «вандализм».

 

Список литературы:
1. Русаков, А. П. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с вандализмом: Дисс…к. ю. н. - М., 2001. С. 23-24.
2. Евменова Е.М. Вандализм: этиология, направление исследования и профилактики // Проблемы совершенствования расследования и профилактики преступлений на современном этапе. – Уфа: Башкирский университет, 1990. С. 157-158.