Конституция Российской Федерации и международное право: взаимосвязь и соотношение
Секция: Юриспруденция
XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Конституция Российской Федерации и международное право: взаимосвязь и соотношение
Практически каждый ученый-правовед, а иногда и практик, сталкивался с вопросом о том, что же стоит на первом месте в иерархии нормативно-правовых актов Российской Федерации: Конституция РФ или международные договоры.
Коллизия возникает из-за того, что в части 4 статьи 15 Конституции сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В то же время часть 1 статьи 15 Конституции гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» [1].
Вопрос о том, что же приоритетнее в системе права Российской Федерации, международные нормы или Конституция, актуален по сей день, особенно в свете последних событий и тяжелой обстановки, складывающейся на международной арене.
Как считают некоторые исследователи, в век глобализации приоритет стоит отдать международному праву, поскольку это повысит авторитет нашего государства, поможет постепенно присоединиться к европейской и международной правой системе.[3].
Согласно точке зрения других ученых-правоведов Конституцию следует ставить во главе всей иерархии нормативно-правовых актов. Например, французский философ П. Тибо считает, что необходимость уважения народов и построенных ими правовых институтов, прописанная в тех же международных актах, исключает возможность повсеместного применения международного права как верховенствующего над локальными конституциями [5].
Следует считать, что на первое место в системе права Российской Федерации необходимо поставить Конституцию. Данная точка зрения подтверждается Постановлениями Конституционного Суда РФ, мнением авторитетных ученых и судебной практикой.
Однако прежде чем аргументировать позицию, проанализируем, что представляет собой современная Конституция РФ. Ей присущ целый ряд признаков, которыми не обладает ни один другой нормативно-правовой акт: юридическое верховенство, особый порядок принятия путем всенародного референдума, особый порядок внесения изменений, который проходит в обстановке гласности и повышенного интереса со стороны общества. Именно Конституция является основой для всего текущего законодательства.
Стоит отметить, что в Конституции РФ и в основных международных актах, а именно в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, закреплены во многом одни и те же права, и в эпоху конституционализма защищаются они примерно одинаковыми способами. Поэтому не приходится говорить о том, что действующая Конституция РФ и национальное законодательство в обход международным нормам может каким-либо образом ущемлять права граждан.
В связи с этим противоречие между Конституцией и международными договорами, ратифицированными в Российской Федерации, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, решениями Европейского Суда – это случаи крайне редкие и из ряда вон выходящие. Однако такие случаи возникают, и они не только противоречат Конституции, но и подрывают государственные устои.
К примеру, 22 марта 2012 года большой палатой Европейского суда по правам человека вынесено окончательное решение по делу «Константин Маркин против России», в котором признаны неправомерными действия Российской Федерации о непредоставлении военнослужащему отпуска по уходу за ребенком. Данное дело на тот момент было уже предметом рассмотрения Конституционного Суда, в свою очередь Европейский суд принял прямо противоположное решение. Многими юристами и политиками данный случай расценен как покушение на суверенитет России.
Некоторые исследователи деятельности ЕСПЧ считают, что отдельные его решения представляют собой политическое и экономическое давление на Россию.
ЕСПЧ неоднократно выходил за пределы юрисдикции Европейской конвенции и принимал решения без учета национальных правовых традиций, в связи с чем возникала острая проблема исполнения таких решений [4].
На основании этого 14 декабря 2015 года принят Федеральный Конституционный закон № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», который дал право Конституционному Суду признавать решения международных судов невозможными для исполнения в нашей стране, если они нарушают принцип верховенства Конституции РФ [2]. Принятие данного закона в очередной раз подтвердило превосходство Конституции над международным правом.
Позиция Конституционного Суда по вопросу о приоритете Конституции отражена в Постановлении от 14.07.2015 г. № 21-П, где говорится о недопустимости имплементации в правовую систему государства международных договоров, участие в которых может повлечь ограничения прав и свобод человека и гражданина или допустить какие-либо посягательства на основы конституционного строя Российской Федерации и тем самым нарушить конституционные предписания.
В самой же Конституции ее верховенство над всеми остальными нормами подтверждается в ч. 6 ст. 125: «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению» [1].
Безусловным аргументом в пользу главенствующего места Конституции является порядок ее принятия, отличный от порядка принятия других нормативно-правовых актов. В то время как международный договор Российской Федерации, вступает в действие только после принятия закона о его ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации (п. «г» ст. 106 Конституции), либо в ином, предусмотренном законом, порядке, Конституция РФ принята в результате всенародного голосования, и в чьем-либо дальнейшем утверждении не нуждалась.
Таким образом, анализ Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Постановлений Конституционного Суда приводят нас к выводу о том, что Конституции принадлежит высшая роль в системе национального законодательства, что служит поддержкой суверенитета России и верховенства во внутренних делах, не ущемляя права граждан.