Статья:

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Конференция: CCLXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гончарова Е.Ю. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 30(262). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/30(262).pdf (дата обращения: 13.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОТНОШЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Гончарова Елена Юрьевна
студент, Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

Аннотация. В статье рассматривается юридическая природа отношений по договору доверительного управления имуществом, а также обосновывается точка зрения, согласно которой доверительного управления имуществом представляет собой самостоятельную разновидность гражданско-правового договора, порождающего обязательства по оказанию услуг. Опровергается позиция, согласно которой право доверительного управляющего является ограниченным вещным правом.

 

Ключевые слова: договор доверительного управления, учредитель управления, доверительный управляющий, вещное право, обязательственное право.

 

Относительно недавно в отечественном законодательстве появился институт доверительного управления имуществом. Причиной этому послужил целый комплекс факторов, основными среди которых является переход от административно-командной системы к рыночной, а также создание юридических условий для передачи имущества в целях осуществления эффективного управления последним. Процесс внедрения доверительного управления в отечественное законодательство осуществлялся с учетом изучения и адаптации зарубежного опыта – законодательство о трастах и фидуциарном управлении (институты англо-американского и европейского права).

В настоящее время актуальность развития доверительного управления обусловлена глобализационными экономическими процессами, развитием новых технологий, стремлением государства к активному привлечению инвестиций, развитию фондовых рынков и т.д. В современных условиях доверительное управление имуществом существенно влияет на развитие и рост российской экономики.

Источником регулирования доверительного управления является глава 53 ГК РФ, помимо этого исследуемый институт регулируется целым рядом иных законов и подзаконных актов, в их числе: Кодекс торгового мореплавания РФ (ст. 14 «Передача судна в доверительное управление»), Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 27.08.2002 № 633 «О Типовых правилах доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом» и ряд иных.

Согласно ГК РФ договор доверительного управления имуществом представляет собой отдельный вид гражданско-правового договора, по которому учредитель управления передает доверительному управляющему на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Цели, по которым имущество передается в доверительное управление, могут быть совершенно различными, в их числе: сохранение имущества, приумножение имущества, получение доходов от имущества, минимизация издержек по содержанию имущества и т.д. В большинстве случаев доверительное управление учреждается на основе договора, который относится к категории реальных, то есть считается заключенным при передачи имущества доверительному управляющему.

В отечественной юриспруденции существует несколько подходов к юридической природе отношений по доверительному управлению имуществом. Так, часть исследователей, ссылаясь на положение ч. 1 ст. 1020 ГК РФ, согласно которому доверительный управляющий осуществляет правомочия собственника, полагают, что право доверительного управляющего является ограниченным вещным правом, таким образом, исследуемые правоотношения рассматриваются как особые вещные отношения.

По мнению А. Шаталова, комплекс прав, которыми наделяется доверительный управляющий, согласно российскому законодательству, весьма широк и предоставляет практически все полномочия собственника имущества. Но основе изложенного, исследователь полагает, что права доверительного управляющего являются вещными [1, с. 40]. Схожего мнения придерживается А.А. Рябов, обосновывая свою позицию тем, что «законодательная конструкция прав доверительного управляющего напоминает конструкцию прав собственника» [2, с. 43]. П.В. Турышев обосновывает принадлежность прав доверительного управляющего к вещным, указывая на возможность последнего защищать свои права от посягательства любых лиц [3, с. 16].

Другая группа исследователей полагает, что права доверительного управляющего не являются вещными, по целому ряду причин:

1. Учредитель управления сохраняет за собой право собственности;

2. В управление передается конкретный перечень объектов (состав имущества), также договором может быть ограничен перечень действий доверительного управляющего;

3. Срочность прав доверительного управляющего, ограниченная законом (5 лет) либо договором;

4. При заключении сделок, связанных с управлением имуществом, доверительный управляющий в обязательном порядке указывает, что он действует в качестве такого управляющего, в ином случае последний несет ответственность перед третьими лицами лично (отвечает принадлежащим ему имуществом);

5. Учредитель управления вправе отказаться от договора при условии выплаты вознаграждения доверительному управляющему в размере, установленном договором.

Также Л.Ю. Михеева отмечает, что доверительный управляющий хоть и приобретает значительный комплекс прав собственника, это не дает ему возможности действовать в личных интересах [5, с. 43]. ГК РФ прямо закрепляет, что доверительный управляющий действует в интересах учредителя или выгодоприобретателя (ст. 1012). Интерес состоит в том, чтобы сохранить, либо использовать вверенное имущество максимально эффективно (с получением вознаграждения или без такового).

В некотором смысле положение доверительного управляющего сходно с положением арендатора, либо залогодержателя которые владеют имуществом на основании договора.

Также в пользу того, что права доверительного управляющего не являются вещными, говорит юридическая техника, использованная законодателем при конструкции главы 53 ГК РФ, которая находится в разделе «Отдельные виды обязательств». К тому же, закон прямо не относит такие права к вещным.

Также в отечественной цивилистике существует подход, согласно которому права доверительного управляющего носят смешанный характер. Описанные выше признаки ярко свидетельствуют о том, что в таких правах есть признаки как вещных, так и обязательственных [4, с. 114]. Однако исследователи отмечают, что имущественные права делятся только на вещные и обязательственные, признание смешанного характера прав будет противоречить сформированной юридической доктрине.

Таким образом, договор доверительного управления имуществом представляет собой самостоятельную разновидность гражданско-правового договора, порождающего обязательства по оказанию услуг. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему, и последний обязан во всех сделках с третьими лицами указывать, что он действует в качестве доверительного управляющего, т.е. подчеркивая тем самым, что сделка совершается не в его личных интересах, а в интересах третьего лица. Несмотря на это, доверительный управляющий не является представителем, поскольку действует от собственного имени.

 

Список литературы:
1. Михеева Л.Ю. Доверительное управление имуществом. Комментарий законодательства // СПС «Консультант Плюс». 2021.
2. Рябов А.А. Траст в российском праве // Государство и право. 1996. № 9. С. 42–51.
3. Турышев П.В. Траст и договор доверительного управления имуществом: Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М., 1997. 20 с.
4. Федулова Д.В. Гражданско-правовая сущность доверительного управления // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. №332. С. 113-116.
5. Шаталов А. Траст и доверительное управление. Критический анализ // Рынок ценных бумаг. 1997. № 14. С. 38–42.