Статья:

Становление судебной системы Российской Федерации: исторические этапы и современное состояние

Конференция: XLVI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Косарева М.И. Становление судебной системы Российской Федерации: исторические этапы и современное состояние // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(46). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(46).pdf (дата обращения: 21.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Становление судебной системы Российской Федерации: исторические этапы и современное состояние

Косарева Мария Игоревна
студент, Самарский университет, РФ, г.о. Самара
Ябарова Асия Якубовна
научный руководитель, ассистент, Самарский университет, РФ, г.о. Самара

 

В Российской Федерации, как в правовом государстве, существует разделение властей, необходимое для гарантии защиты власти от захвата каким-либо органом или лицом. Судебная власть в данной системе представлена специально созданными специфическими органами – судами.

Судебная система РФ развивалась не одно столетие, начиная с реформ Александра II, она продолжает свое развитие и по сей день.

Именно реформа Александра II стала основой для современной судебной системы. Отметим, что суды на Руси существовали еще до данной реформы, однако носили либо непостоянный характер, либо не имели прочной нормативно-правовой основы. Исходя из этого, можно выделить четыре исторических этапа становления судебной системы в России.

1 этап – до реформы Александра II.

Еще в 1649 году Земским Собором было принято Соборное уложение, которое состояло из нескольких частей, выделяющие материальные положения, т.е. нормы о правонарушениях и преступлениях, а также процессуальные, представляющие собой нормы о самом судопроизводстве. К тому же, в данном документе было отмечено деление населения на отдельные неравные по правам категории. Также заметно выделяется разница между гражданским и уголовным процессами.

В правлении Петра появляются новые судебные органы, незнакомые до этого на Руси – Сенат и Юстиц-коллегия. Полномочия между ними были распределены таким образом, что Юстиц-коллегия являлась органом управления всеми судами, а Сенат занимался разрешением сложных дел.

Чуть позже, также при Петре I был издан указ от 5 ноября 1723 года «О форме суда», который придал судам состязательную форму процесса, что не было с введения Соборного Уложения.

Еще больше утвердила неравноправие Екатерина II, внеся изменения в действующую на тот период систему и разбив её, предоставив каждому сословию свой суд. С того момента помещиков судил верхний земский суд в губерниях и уездный суд в уездах, государственных крестьян – верхняя расправа в губернии и нижняя расправа в уезде, горожан – магистраты. Кроме судов нижней расправы, все суды были выборными. По-прежнему высшим судебным органом в судебной системе являлся Сенат, функции которого в губерниях выполняли палаты уголовного и гражданского суда. Сам монарх контролировал решения Сената, а решения судебных палат были подконтрольны губернаторам. Для примирения граждан был создан Совестный суд, в котором могли решать вопросы представители разных сословий.

 

Рисунок 1. Структура судебной системы согласно реформе 1775 г.

 

В начале XIX века в Российской империи под руководством M.M. Сперанского была проведена Министерская реформа, которая преобразовала Юстиц-коллегию и другие созданные Петром I органы в восемь министерств. Каждое из министерств управлялось министром, ответственным перед Сенатом. Устройство гражданских и уголовных судов поручалось вновь созданному министерству юстиции.

2 этап – реформы Александра II и Александра III.

С начала правления Александра II в судебной системе начались существенные изменения. Именно в этот период были приняты судебные уставы («Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями», «Устав уголовного судопроизводства» и «Устав гражданского судопроизводства»), которые вводили учреждения, общие для всех сословий.

В то же время суды были поделены на три категории: мировой суд, окружной суд и судебная палата. Однако по указанию императора, если дело, по его мнению, носило важный политический характер, то его рассматривал Верховный уголовный суд.

Реформа Александра II закрепила принципы судебного процесса: независимость суда, несменяемость судей, гласность и состязательность судопроизводства. Были введены институт присяжных заседателей, институт адвокатов (присяжных поверенных) и институт прокуратуры.

 

 

Рисунок 2. Судебная система России реформы 1864 г.

 

3 этап – судебная система времен CCCP

Важным для становления судебной системы РФ является период советской власти, когда с 1917 года на год была приостановлена работа мировых судей, следователей, прокуроров и адвокатов.

Далее с созданием Конституции СССР от 1936 г. ранее существовавшая судебная система подверглась существенным изменениям, однако большее значение для судебной системы имеет Конституция СССР 1977 г.

 

Рисунок 3. Судебная система СССР (Конституции 1977 г.)

 

Принятая в 1977 году Конституция CCCP сохранила за Верховным судом CCCP положение высшего судебного органа. Осенью 1988 г. был принят законопроект об Основах законодательства в судоустройстве Союза CCP и союзных республик. Этот документ рассматривал формирование военных трибуналов в Вооруженных Силах CCCP. Документ посвященный Основам законодательства о судоустройстве Союза CCP и союзных республик включал презумпцию невиновности и нормы об открытости судебного разбирательства, обеспечении подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту, независимости и выборности судей. Однако, в 1991 г. все же признали назревшую необходимость воссоздать институт мировых судей, суд присяжных, введения судебного контроля над правомерностью заключения под стражу, установления принципа несменяемости судей. Далее были созданы Конституционный Суд PCФCP и арбитражные суды. В структуре судебной системы на замену военным трибуналам пришли военные суды.

4 этап – судебная система современной России

Начало современной России идет с принятия Конституции новообразовавшимся государством в 1993 году. Появилась новая модель судопроизводства, которая предусматривала гарантии деятельности судей, определяла статус Конституционного, Высшего и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, закрепляла право любого гражданина на судебную защиту. Первоначально как составная часть, а затем и на постоянной основе, в России были сформированы мировые судьи. Они вошли в состав судов общей юрисдикции и были отнесены к судам субъектов PФ.

 

Рисунок 4. Судебная система Конституции 1993 г. (до подписания пакета законов о реформировании судебной системы 2014 г.)

 

Важным шагом было создание федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 гг. Данная программа имела задачу информатизации судов общей юрисдикции, и по итогам её работы, Совет судей постановил задачу выполненной, так в судах Российской Федерации была внедрена Государственная автоматизированная система «Правосудие».

Далее следовала федеральная программа «Развитие судебной системы России» на 2007–2013 гг., что было гарантией открытости и прозрачности правосудия в стране, увеличением доверия граждан к системе, обеспечения независимости судей, а также повышения уровня исполнения судебных актов. В рамках данной программы в 2010 г. Высший Арбитражный суд РФ пустил в ход новейший информационный ресурс – картотеку арбитражных дел, а спустя некоторое время Президиум Высшего Арбитражного суда начал вести трансляции своих заседаний. Так, любой гражданин может вести наблюдение над ходом того или иного дела и рассматривать некоторые документы, прикрепленные к нему.

На данный момент в Российской Федерации принята федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2014-2020 гг., которая предусматривает огромное количество изменений. Так, в рамках ее исполнения, ожидается создание мобильных подвижных кабинетов судей в удаленных районах государства.

К завершению ныне действующей программы, все суды должны будут оснащены оборудованием для проведения допроса без возможности визуального наблюдения. Также планируется переход от традиционного к электронному, что ускорит работу системы.

Хочется отметить что, информация о судебных делах должна будет обрабатываться и храниться на основе, так называемой, «облачной технологии», которая допускает хранение данных не на одном сервере оператора сайта, а на нескольких виртуальных серверах разных провайдеров – это дает дополнительную защиту сохранности сведений.

В феврале 2014 года Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным были подписаны нормативно-правовые акты, согласно которым были соединены Высший Арбитражный суд и Высший суд Российской Федерации. В результате данной реформы Высший Арбитражный суд был ликвидирован, а в Высший Арбитражный суд были включены Коллегии по административным, гражданским и уголовным делам, а также Коллегии по финансовым спорам и по делам военнослужащих.

Таким образом, Верховный суд РФ стал высшим единым судебным органов, а высшая судебная власть осуществляется двумя судами:

Конституционным судом РФ – осуществляет конституционное судопроизводство;

Верховный суд РФ – высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению финансовых споров, уголовным, административным и иным делам (в т.ч. трудовым, жилищным, земельным, экологическим и др.), подсуденым судам общей юрисдикции, арбитражным судам и военным судам.

Новые изменения – это важная реформа верхних эшелонов власти российской судебной системы.

 

Список литературы:
1. Михайлова А. Судебные реформы в России, или Суд скорый, правый, милостивый и равный для всех. // Информационно-правовой портал Гарант.ру: – [Электронный ресурс] – Режим доступа к ресурсу URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 17.05.2017).