Статья:

ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ

Конференция: CCLXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Шаниязов А.Р. ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 37(269). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/37(269).pdf (дата обращения: 30.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИИ

Шаниязов Артур Русланович
студент, Оренбургский институт путей сообщения – филиал ФГБОУ ВО «Приволжский государственный университет путей сообщения», РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. В статье описаны вредные производственные факторы для работников железнодорожного транспорта, которые ведут деятельность непосредственно вблизи железнодорожных путей. Также рассмотрены опасные с точки зрения травм ситуации для приемосдатчиков. Приведен анализ несчастных случаев и выявлены их вероятные последствия.

 

Ключевые слова: вредный производственный фактор, охрана труда, железнодорожный транспорт.

 

Профессиональная деятельность работников на железнодорожном транспорте можно охарактеризовать как деятельность с повышенной опасностью. Совсем исключить несчастные случаи на производстве невозможно, так как данная сфера включает множество аспектов, которым они сопутствуют. Основной причиной несчастного случая на производстве все же остается неосторожность и несоблюдение правил безопасности на рабочем месте. Однако, несчастные случаи можно минимизировать, если предусмотреть необходимые меры, которые не зависят от действий самого рабочего персонала.

Перечислим основные вредные производственные факторы для станционных работников:

- шумовое воздействие;

- воздействие вибраций;

- подъем тяжестей;

- напряженность трудового процесса.

Вредное шумовое воздействие провоцирует повышенную усталость работника, часто возникают головные боли и ухудшается слух. Также шум пагубно влияет на эндокринную и сердечно-сосудистую системы. Шум является самым главенствующим фактором, который неблагоприятно влияет на работников железнодорожного транспорта, он присутствует на всех отраслях: станционная работа, работа в эксплуатационном и ремонтном депо, работа в путевом хозяйстве и так далее.

Вибрация нарушает транспорт метаболитов и гормонов, ухудшает кровоснабжение и работу внутренних органов.

Существуют определенные нормы подъема тяжестей, для мужчин это 50 кг, а для женщин максимальный вес – 15 кг. На железнодорожный станциях проблема подъема тяжестей встречается в виде установки тормозных башмаков. Последствия данного вредного производственного фактора характеризуется травмами и возникновением позвоночных грыж.

Напряженность трудового процесса можно определить к возникновению сенсорных нагрузок на центральную нервную систему. Сюда можно отнести эмоциональные нагрузки в процессе работы, интеллектуальные нагрузки, а также негативное влияние режима работы.

Для каждого вредного производственного фактора предусмотрены конкретные меры, которые постоянно модернизируются. Рассмотрим вредные производственные факторы для станционного работника на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Вредные производственные факторы работника на станции

 

Для приемосдатчиков при производстве работ по коммерческому осмотру, существует риск падения с высоты. В основном падения происходят в темное время суток при недостаточном освещении и обледенении лестниц, которые подвержены обледенению.

Решить проблему возможно с помощью использования жидкости от обледенения, которая представляет собой смесь из 55% пропиленгликоля [3].

Зимнее время года также может воздействовать на приемосдатчиков переохлаждениями, которые возникают в результате прикосновений к металлическим конструкциям в процессе работы. Данную проблему решают средства индивидуальной защиты, такие как перчатки с подогревом.

В темное время суток приемосдатчик выполняет трудовые операции с использованием переносного ручного фонаря. Это осложняет подъем и спуск с подвижного состава. Поэтому была дана рекомендация в перечень средств индивидуальной защиты добавить налобный фонарь.

Существуют вредные факторы, которые настигают преимущественно в летнее время. Для устранения эффекта ослепленности от солнечных лучей, который может спровоцировать нарушение координации рекомендуется выдача антибликовых очков. Антибликовые солнцезащитные очки помогают защитить и сохранить остроту зрения. Поляризация позволяет поглотить лучи синего спектра, которые сильно раздражают орган зрения, и оставить безопасный спектр желтых лучей.

В 2024 году работа в области улучшения условий труда велась по следующим направлениям, представленным на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Основные меры, направленные на улучшение условий труда

 

Автоматизация и цифровизация не останавливается на месте и постоянно дорабатываются. Для работников на станции существуют технические средства, которые определяют человека на пути или вблизи пути. Для снижения травматизма необходимо снабдить все перегоны датчиками определения человека на путях.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт ОАО «РЖД». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rzd.ru/ (дата обращения: 04.04.2023). 
2. Стратегия развития системы управления охраной труда в ОАО «РЖД» на период 2018 - 2022 гг. (на основе концепции Vision Zero). 
3. Чернышенко О.В., Занина И.А. Специальная оценка условий труда и оценка профессионального риска в системе управления охраной труда // Концепт, 2017. № 57. С. 1–4.