ОЦЕНКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
Конференция: CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция

CCLXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ОЦЕНКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
В последние годы проблема коррупции в таможенной сфере приобрела особую актуальность, что подтверждается статистическими данными о возбуждении уголовных дел, связанных с коррупционными правонарушениями. Так, за 9 месяцев 2024 года, по информации подразделений по противодействию коррупции таможенных органов, следственными органами было возбуждено 165 уголовных дел, из которых 119 дел касались преступлений коррупционной направленности.
Наиболее распространенными видами коррупционных правонарушений в данной сфере являются дача и получение взяток, а также превышение должностных полномочий [4].
Среди причин, способствующих распространению коррупции в таможенной сфере, выделяются несовершенство законодательства, низкий уровень правовой культуры среди должностных лиц, а также недостаточное социальное обеспечение и уровень заработной платы сотрудников таможенных органов [3, с. 13].
Одним из примеров эффективной работы подразделений по противодействию коррупции является уголовное дело, возбужденное Следственным управлением Следственного комитета РФ по Ленинградской области в 2023 году по факту посредничества при даче взятки в размере 1 900 685 рублей старшему инспектору отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП «Ивангород» за организацию регулярного незаконного перемещения на таможенную территорию ЕАЭС иностранных транспортных средств с товарами с территории Эстонии без прохождения таможенного контроля и уплаты таможенных платежей [4].
Коррупция в таможенной сфере традиционно воспринимается как проблема, затрагивающая в основном сотрудников младшего и среднего звена, непосредственно взаимодействующих с участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД). Однако недавние события, такие как задержание высокопоставленных должностных лиц ФТС России, опровергли это стереотипное представление.
В частности, в декабре 2022 года был задержан по подозрению в получении взятки начальник Управления по противодействию коррупции ФТС России [9], а в январе 2023 года – по подозрению во взяточничестве и хищении с господрядов начальник Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС России [1]. В целом за последние годы в средствах массовой информации довольно часто появлялась информация о задержании по подозрению в совершении преступлений коррупционной направленности сотрудников высшего звена ФТС России. Так, за последние пять лет были задержаны: начальник Управления таможенных расследований и дознания ФТС России [7] вместе с заместителями начальников Домодедовской и Внуковской таможен [10], а также исполняющий обязанности начальника Службы по противодействию коррупции Северо-Западного таможенного управления ФТС России [8].
Из приведенных данных понятно, что деятельность подразделений по противодействию коррупции направлена в основном на выявление уже совершенных правонарушений, в то время как основная задача в борьбе с коррупцией – устранение условий для ее возникновения.
Из всего вышесказанного вытекают следующие предлагаемые нами меры по противодействию коррупции:
- снижение числа личных контактов между должностными лицами и участниками ВЭД;
- совершенствование системы отбора кадров при приеме на службу в таможенные органы, расширение практики психодиагностического тестирования кандидатов;
- широкое использование ротации работников в таможенных органах [5, с. 8];
- активное информирование, обучение должностных лиц по вопросам профилактики коррупции;
- ужесточение мер контроля и наказания;
- публикация в СМИ информации о выявленных фактах совершения противоправных деяний коррупционного характера как сотрудниками ФТС России, так и участниками ВЭД [6, с. 120].
Одним из распространенных предложений для решения рассматриваемой проблемы является также повышение заработной платы сотрудников. Однако, как показывает практика и исследования в области психологии менеджмента, данная мера не всегда оказывается эффективной, поскольку люди привыкают к новому уровню дохода в среднем за три месяца [2, с. 40]. Это означает, что даже значительное увеличение заработной платы может временно улучшить мотивацию сотрудников, но не решает коренных проблем, связанных с коррупционными практиками. Серьезные ограничения в финансовых ресурсах государственных органов, а также отсутствие реальных возможностей для карьерного роста или повышения статуса сотрудника создают условия, способствующие возвращению к коррупционным схемам.
