ЭВОЛЮЦИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ТАНЦА МОДЕРН
Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Культурология

CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
ЭВОЛЮЦИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ТАНЦА МОДЕРН
Язык – это сложнейший атрибут человеческого сознания и деятельности. Он возник еще в древнем мире из потребности людей защищать свою жизнь и как средство коммуникации с себе подобными. С тех пор человечеством было создано множество языков общения, в том числе, языки музыки и танца. Теоретически, по срокам своего зарождения, они даже могут опережать появление вербальных конструкций, потому что с помощью образов нашим предкам было легче передать друг другу чувства и информацию.
Естественно, со временем танцы усложнялись. Результатом этого процесса стало появление таких направлений, как контемпорари, неоклассика, модерн и подобные. Несмотря на всю абстрактность их содержания, помимо чисто эстетической функции они продолжают выполнять функцию языка общения со зрителем. Однако в последнее время наметилась тревожная тенденция подмены содержательности хореографического повествования средствами танца модерн техничностью исполнения и, как следствие, упрощение его языка, поэтому тема данной статьи актуальна.
Итак, символический язык в хореографии – это знаково-символическая система ритмически упорядоченных движений человеческого тела, служащая для передачи эмоциональных состояний танцующего, а также социальной и культурной информации. Данное определение является авторским.
Семиотический механизм танцевальной культуры основывается на трех значимых аспектах:
1) сохранение танцевальных знаков и текстов;
2) их распространение и реконструкция;
3) создание новых танцевальных знаков и текстов [1].
Впервые символизм проявляется в народных танцах: хоровод – это аналог движения светил, приседания – связь с землей, прыжки – стремление к лидерству, духовному росту и так далее.
До недавнего времени символический язык эволюционировал от простого к сложному. Уже в классических постановках появляется множество интересных, но интуитивно понятных обозначений. Так, указание на безымянный палец обозначает женитьбу (встречается в «Лебедином озере», «Жизели» и «Сильфиде»), прикосновение к сердцу – любовь, поднятая вверх ладонь – клятву. Если артист балета смотрит на партнера и широко разводит руки в стороны, это обозначает некий вызов...
Ниже приводится фрагмент сводной таблицы, составленной авторами статьи на основе наблюдений и чтения литературы.
Таблица 1.
Интерпретация самых распространенных символических элементов в хореографии (фрагмент)
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛИЗМ |
|
Одинарное движение |
Уверенность |
Повторяющиеся движения |
Неуверенность, сомнения |
Движение с развитием |
Нарастание силы, развитие |
Полифония |
Потерянность |
Имитация |
Поддержка, издевка |
Контрапункт (согласный) |
Поддержка |
Контрапункт (контрастный) |
Спор, конфликт |
АТРИБУТИВНЫЙ СИМВОЛИЗМ |
|
Нить |
Связь |
Рамы разной конфигурации |
Разделение пространства и времени |
Большая ткань |
Купол, замкнутость |
Цветы |
Рост, развитие, молодость |
Неструктурированные материалы в большом количестве (обрывки бумаги, шарики, серпантин и под.) и хаотично расставленная мебель |
Хаос, ссора, ограничения |
Метел, веники |
Прощание с прошлым, видоизменение |
СИМВОЛИКА КОСТЮМОВ |
|
Одинаковые костюмы |
Одинаковые роли, равенство, стандартизация |
Двухцветные контрастные костюмы |
Противостояние (добро-зло, прошлое-настоящее, лживое-правдивое, смелое-трусливое и т.д.)… |
Анализ литературы показал, что каждый из великих хореографов задумывался над тем, какой символический смысл несут движения танцора. Так родились отдельные находки и целые концепции.
Айседора Дункан сформировала свою философскую эстетику. Лои Фуллер начала активно использовать небалетные движения и запоминающееся оборудование. Аналогично ей Мэри Вигман использовала в танце не только красивые жесты. Рут Сен-Дени была способна символически обозначить в танце всю загадочность и мистицизм Востока. Дорис Хамфри показала, какими яркими символами могут стать падения и подъемы. Марта Грэм запомнилась последователям своим эпическим языком танца и экспериментами с пространством. Эмиль Жак Далькроз работал над аналитическим воплощением музыки. Рудольф Лабан стал родоначальником концепции танцевального жеста, а Мерс Каннингем утверждал, что индивидуальность, движения, музыка, декорации – независимые явления.
Работа над проблемой символического языка танца модерн привела нас к созданию собственного номера «Отражение». Этот танец посвящен самоисследованию. В нем показан непростой путь героини к принятию себя и обнаружению скрытых ресурсов. Данная композиция противопоставлена современным танцам, которые преимущественно содержат идею интенсивной борьбы со своими страхами и сомнениями, следовательно, упрощают, обесценивают и внутренние переживания личности, и современные стратегии психологической поддержки.
На протяжении всего номера героиня взаимодействует со своим отражением. В начале композиции она рассматривает себя, убеждается в своем несовершенстве и испытывает потерю сил. Внезапно «отражение» выходит из зеркала. Героиня сначала пугается его, но потом начинает доверять, так как видит в нем лучшую версию себя. Героиня впитывает самые позитивные качества «отражения», становясь сильнее.
Символизм языка танца модерн в данном номере проявляется через медленные движения героини в партере (неуверенность), энергичные прыжковые движения отражения (желание вдохновить), поддержки (символ доверия), удаление и сближение танцоров (символ согласия и несогласия отражения и героини) и другое. Помимо этого, в композиции «Отражение» символизм проявляется в таких атрибутах, как название (под словом «отражение» понимается как лик человека в зеркале, так и победа над своими страхами), цвета костюмов (красные детали костюма символизирует агрессию героини по отношению к себе, непринятие себя, а черные – депрессивные настроения), реквизит – рама зеркала (это не только разделение пространства, но и символ перехода героини из одного состояния в другое, символ двух ипостасей ее личности: неуверенной и организованной).
