Статья:

ЭВОЛЮЦИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ТАНЦА МОДЕРН

Конференция: CCXCIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Шаболтас А.К. ЭВОЛЮЦИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ТАНЦА МОДЕРН // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXCIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(299). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(299).pdf (дата обращения: 23.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 34 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭВОЛЮЦИЯ СИМВОЛИЧЕСКОГО ЯЗЫКА ТАНЦА МОДЕРН

Шаболтас Анна Константиновна
студент, ТОГБПОУ Тамбовский колледж искусств, РФ, г. Тамбов
Мищенко Анна Владимировна
научный руководитель, преподаватель, ТОГБПОУ Тамбовский колледж искусств, РФ, г. Тамбов

 

Язык – это сложнейший атрибут человеческого сознания и деятельности. Он возник еще в древнем мире из потребности людей защищать свою жизнь и как средство коммуникации с себе подобными. С тех пор человечеством было создано множество языков общения, в том числе, языки музыки и танца. Теоретически, по срокам своего зарождения, они даже могут опережать появление вербальных конструкций, потому что с помощью образов нашим предкам было легче передать друг другу чувства и информацию.

Естественно, со временем танцы усложнялись. Результатом этого процесса стало появление таких направлений, как контемпорари, неоклассика, модерн и подобные. Несмотря на всю абстрактность их содержания, помимо чисто эстетической функции они продолжают выполнять функцию языка общения со зрителем. Однако в последнее время наметилась тревожная тенденция подмены содержательности хореографического повествования средствами танца модерн техничностью исполнения и, как следствие, упрощение его языка, поэтому тема данной статьи актуальна. 

Итак, символический язык в хореографии – это знаково-символическая система ритмически упорядоченных движений человеческого тела, служащая для передачи эмоциональных состояний танцующего, а также социальной и культурной информации. Данное определение является авторским.

Семиотический механизм танцевальной культуры основывается на трех значимых аспектах:

1) сохранение танцевальных знаков и текстов;

2) их распространение и реконструкция;

3) создание новых танцевальных знаков и текстов [1].

Впервые символизм проявляется в народных танцах: хоровод – это аналог движения светил, приседания – связь с землей, прыжки – стремление к лидерству, духовному росту и так далее.  

До недавнего времени символический язык эволюционировал от простого к сложному. Уже в классических постановках появляется множество интересных, но интуитивно понятных обозначений. Так, указание на безымянный палец обозначает женитьбу (встречается в «Лебедином озере», «Жизели» и «Сильфиде»), прикосновение к сердцу – любовь, поднятая вверх ладонь – клятву. Если артист балета смотрит на партнера и широко разводит руки в стороны, это обозначает некий вызов...

Ниже приводится фрагмент сводной таблицы, составленной авторами статьи на основе наблюдений и чтения литературы.

Таблица 1.

Интерпретация самых распространенных символических элементов в хореографии (фрагмент)

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ СИМВОЛИЗМ

Одинарное движение

Уверенность

Повторяющиеся движения

Неуверенность, сомнения

Движение с развитием

Нарастание силы, развитие

Полифония

Потерянность

Имитация

Поддержка, издевка

Контрапункт (согласный)

Поддержка

Контрапункт (контрастный)

Спор, конфликт

АТРИБУТИВНЫЙ СИМВОЛИЗМ

Нить

Связь

Рамы разной конфигурации

Разделение пространства и времени

Большая ткань

Купол, замкнутость

Цветы

Рост, развитие, молодость

Неструктурированные материалы в большом количестве (обрывки бумаги, шарики, серпантин и под.) и хаотично расставленная мебель

Хаос, ссора, ограничения

Метел, веники

Прощание с прошлым, видоизменение

СИМВОЛИКА КОСТЮМОВ

Одинаковые костюмы

Одинаковые роли, равенство, стандартизация

Двухцветные контрастные костюмы

Противостояние (добро-зло, прошлое-настоящее, лживое-правдивое, смелое-трусливое и т.д.)…

 

Анализ литературы показал, что каждый из великих хореографов задумывался над тем, какой символический смысл несут движения танцора. Так родились отдельные находки и целые концепции.

Айседора Дункан сформировала свою философскую эстетику. Лои Фуллер начала активно использовать небалетные движения и запоминающееся оборудование. Аналогично ей Мэри Вигман использовала в танце не только красивые жесты.  Рут Сен-Дени была способна символически обозначить в танце всю загадочность и мистицизм Востока. Дорис Хамфри показала, какими яркими символами могут стать падения и подъемы. Марта Грэм запомнилась последователям своим эпическим языком танца и экспериментами с пространством. Эмиль Жак Далькроз работал над аналитическим воплощением музыки. Рудольф Лабан стал родоначальником концепции танцевального жеста, а Мерс Каннингем утверждал, что индивидуальность, движения, музыка, декорации – независимые явления.  

Работа над проблемой символического языка танца модерн привела нас к созданию собственного номера «Отражение». Этот танец посвящен самоисследованию. В нем показан непростой путь героини к принятию себя и обнаружению скрытых ресурсов. Данная композиция противопоставлена современным танцам, которые преимущественно содержат идею интенсивной борьбы со своими страхами и сомнениями, следовательно, упрощают, обесценивают и внутренние переживания личности, и современные стратегии психологической поддержки.  

На протяжении всего номера героиня взаимодействует со своим отражением. В начале композиции она рассматривает себя, убеждается в своем несовершенстве и испытывает потерю сил. Внезапно «отражение» выходит из зеркала. Героиня сначала пугается его, но потом начинает доверять, так как видит в нем лучшую версию себя. Героиня впитывает самые позитивные качества «отражения», становясь сильнее.

Символизм языка танца модерн в данном номере проявляется через медленные движения героини в партере (неуверенность), энергичные прыжковые движения отражения (желание вдохновить), поддержки (символ доверия), удаление и сближение танцоров (символ согласия и несогласия отражения и героини) и другое. Помимо этого, в композиции «Отражение» символизм проявляется в таких атрибутах, как название (под словом «отражение» понимается как лик человека в зеркале, так и победа над своими страхами), цвета костюмов (красные детали костюма символизирует агрессию героини по отношению к себе, непринятие себя, а черные – депрессивные настроения), реквизит – рама зеркала (это не только разделение пространства, но и символ перехода героини из одного состояния в другое, символ двух ипостасей ее личности: неуверенной и организованной).  

 

Список литературы:
1. Бодунова, И. И. Текстологический феномен в танце / И.И. Бодунова. – Текст: электронный. – URL: https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/5740/1/Art14n4p88.pdf (дата обраще-ния: 6.04.25).
2. Вычужанова, Л.К. Язык хореографического искусства как знаково-символическая система / Л.К. Вычужанова. – Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yazyk-horeograficheskogo-iskusstva-kak-znakovo-simvolicheskaya-sistema/viewer (дата обращения: 14.04.25).
3. Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец. Начало обучения / В.Ю. Никитин. – Москва: «ВЦХТ», 1998. — 128 с. – Текст: непосредственный.
4. Пименова, Ж.В. Эстетика жеста в контексте танцевальной коммуника-ции / Ж.В. Пименова. – Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetika-zhesta-v-kontekste-tantsevalnoy-kommunikatsii (дата обращения: 1.04.25).