Миссионерская деятельность Святителя Иннокентия (Вениаминова) на Аляске и Алеутских островах как феномен культуры
Конференция: XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Культурология
XL Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Миссионерская деятельность Святителя Иннокентия (Вениаминова) на Аляске и Алеутских островах как феномен культуры
В данной статье автор рассматривает миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви на территории Аляски и Алеутских островов в период служения Святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте культурологического феномена. На основании документальных источников проанализированы методы миссионерского служения, сформулированные Святителем Иннокентием.
Христианское миссионерство имеет богатый, многовековой опыт распространения культурного и этнического взаимодействия, которое способствует формированию единства человечества. Миссионерское служение всегда идёт в диалоге с культурными ценностями и особенностями народа, на который направлена проповедь, потому что Церковь, от имени которой действуют миссионеры, взаимодействует со светской культурой.
Светская культура представляет собой сложный синтез бытийной культуры и духовной, образуя многогранную, индивидуальную, национальную, многовековую культуру России.
История Православной миссии неразрывно связана с формированием российской государственной и национальной культуры. На самых отдалённых территориях России православные пастыри встречались с многообразием культур народов Сибири, Русской Америки, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, стремились изучить культурные особенности малых народов. Русские миссионеры разработали не только теорию миссионерского служения, но и внесли неоценимый вклад в развитие мировой науки по изучению географических, лингвистических, культурологических особенностей малых народов.
Главная задача русских миссионеров – помочь человеку отойти от греховного образа жизни, очиститься от пороков и возродить в себе духовную красоту души. Миссионер был благовестником, носителем высоких моральных ценностей: человеколюбия, гуманности, милосердия; примером для паствы, неся в своей проповеди лучшие тенденции современности. Стоит отметить, что пастырь не являлся теоретиком, в силу своего образования и сложившейся исторической духовной традиции, священник вёл общественную деятельность, отстаивая интересы своей паствы.
По мнению ряда исследователей (Стамулис И. «Православное богословие миссии сегодня»; Гневушев М. «Успехи Православной миссии в Америке»; Ефимов А.Б. «Некоторые проблемы православного миссионерства и заветы святителя Иннокентия Вениаминова»; Филяновский И. «Держись мира и сотвори любовь.» Очерки из истории русского православного миссионерства XIX – нач. XX века; Фиалкин В. «Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность»), феномен русского миссионерства обоснован географической уникальностью Российской империи, так как «территории, на которых распространилась деятельность русских миссий, уже входили в состав России» [6, с. 27].
История освоения Аляски и Алеутских островов вызывает всё большее внимание как отечественных, так и зарубежных учёных. Русская цивилизация, русская духовная культура оказали влияние на северо-западную часть Америки. Отечественные авторы стремились проанализировать политические, культурные, социальные и другие особенности освоения Русской Америки.
Русская Православная Церковь, в неоднозначном процессе освоения Аляски и Алеутских островов, несомненно, занимает особое место. Русские миссионеры освободили местное население от общественных пороков (многоженство, кровная месть и др.), способствовали внедрению более развитых норм права, содействовали улучшению социального положения автохтонов; сохранив этническую индивидуальность местного народа, миссионеры обогатили местную культуру христианскими обычаями и традициями, распространили грамотность среди населения.
Советские исследователи (Ляпунова Р.Г. «Русская Америка: по личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев»; Марков С.К «Летопись Аляски») признавали эти факты, но идеологические устои того времени не позволяли объективно оценить роль Русской Православной Церкви в освоении Аляски. В связи с этим изучение деятельности Православной Церкви на территории Аляски приобретает особую актуальность, так как рассматривает, в каких условиях осуществлялась миссия Русской Православной Церкви на Аляске на протяжении всей её русской истории.
В последние десятилетия опубликованы архивные документы, свидетельствующие о миссионерской деятельности на Аляске и Алеутских островах, а также исторические обзоры и исследования миссионеров до продажи Аляски и Алеутских островов Соединённым Штатам Америки (1867 г.). Таким примером может служить изданный в 1994 г. сборник документальных свидетельств миссионеров Русской Православной Церкви «Русская Америка: по личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев» [6, с. 45].
Культурнопросветительская деятельность русских миссионеров основывалась не только на развитии национально-культурных ценностей, но и несла в себе интегративные и коммуникативные функции. Православная миссия стремилась не допустить насилия русских промышленников над коренными жителями. Пастыри создавали единое культурное поле межнационального взаимодействия посредством распространения религиозной основы – Православия.
Культурный и духовный обмен между русскими миссионерами и носителями традиционной культуры – аборигенами – позволил сформировать уникальную «алеутскую духовную культуру», которая укрепилась в жизни автохтонов благодаря трансформации их национально-духовной культуры.
Созданные Святителем Иннокентием (Вениаминовым) методы миссионерского служения позволили пастырю привести в Православную Церковь народы, не имевшие ранее представления о христианстве, не ущемляя при этом фундаментальные ценности традиционной алеутской культуры, что, на наш взгляд, стало своеобразным феноменом культуры.
Анализ эпистолярного и научного наследия Святителя Иннокентия (Вениаминова) позволил сделать вывод, что в основу миссионерского служения о. Иннокентия положено изучение культурообразующих процессов коренного населения. Святитель приходит к выводу: взаимосвязь культуры и миссионерства должна быть органична, не вытеснять ценности малых народов, а пытаться путём проповеди изменить мировоззрение автохтонов. Отец Иннокентий искренне желал приобщить тлинкитов к истинной вере и стал знакомиться с культурой этого народа, интересоваться их повседневной жизнью, а параллельно отвечать на вопросы автохтонов о Православии и нравственности.
О. Иннокентий понимал, чтобы у алеутов появилось желание к постоянному чтению Священного Писания, изучению Православия и осознанному участию в богослужении, необходим перевод на местные языки Священного Писания, Катехизиса и богослужебных текстов.
Святитель создаёт алфавит, словарь алеутского, тлинкитского языков и переводит первые главы Святого Евангелия от Луки и Деяний Святых Апостолов для коренного населения Аляски. В 1833 г. о. Иннокентий составил «Указание пути в Царствие Небесное» – поучение о христианстве для новообращенных. Это сочинение актуально и сегодня, является одним из значимых миссионерских трудов Православной Церкви. Святитель инициировал постройку на Аляске четырех церквей [8, с. 465], четырех школ, в которых обучалось более 100 учеников.
Архивные документы свидетельствуют о важном культурном явлении в жизни местных аборигенов – открытии духовного училища в г. Новоархангельске, а затем преобразовании его в семинарию (1845 г.). По распоряжению Святителя, при всех храмах, миссиях, приходах были учреждены школы для детей, для сирот устроен приют. Важным общественным событием стало создание и открытие библиотеки в г. Новоархангельске.
Интенсивная работа Святителя Иннокентия в области этнографического исследования языков племён Аляски и Алеутских островов помогла о. Иннокентию создать лингвистический труд «Замечания о Колошском и Кадьякском языках и отчасти о прочих наречиях в Российско-Американских владениях, с присовокуплением Российского словаря» [3, с.101]. Особую культурологическую ценность имеет работа Святителя Иннокентия «Опыт грамматики Алеутско-Лисьевского языка», в которой о. Иннокентий впервые описал и структурировал грамматические особенности языков народов Аляски и Алеутских островов.
Архиепископ Белогородский и Старогородский Иоанн писал: «Православная миссия ... вкладывает новое содержание в старый образ жизни, принимает местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения» [7, с. 85].
Исследование служения Святителя Иннокентия свидетельствуют о том, что труд о. Иннокентия (Вениаминова) – это не только значительный вклад в отечественную науку, но и феномен культуры.
Понятие «культура миссионерства» неразрывно связано со светской культурой и является её частью в культурном коде России, феноменом духовности и русской традиционной культуры.