Статья:

ДУХОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФИЛОСОФИИ И.М. СЕЧЕНОВА

Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Гареева Р.Р. ДУХОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФИЛОСОФИИ И.М. СЕЧЕНОВА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(57). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/11(57).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДУХОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ФИЛОСОФИИ И.М. СЕЧЕНОВА

Гареева Ралина Радиковна
студент, кафедра философии и культурологии, Самарский государственный медицинский университет, РФ, г. Самара
Барабошина Наталья Владимировна
научный руководитель, канд. филос. наук, доц., Самарский Государственный медицинский университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В статье проанализированы вопросы, которые решаются в рамках раздела философской антропологии. Рассматривается взаимоотношение медицинской и классической антропологии.

Abstract.  The article analyzes the issues that are resolved within the framework of the section of philosophical anthropology. The relationship between medical and classical anthropology is considered.

 

Ключевые слова: духовные процессы, вопрос, свобода, позитивизм, физикализм, натурализм, сущность человека.

Keywords: spiritual processes, question, freedom, positivism, physicalism, naturalism, human essence

 

К началу XXI века проблема человека стала одной из главных тем для исследования. Быстро меняющийся мир, а также трагический опыт истории предыдущего столетия открывают широкий простор для всестороннего осмысления такого сложного понятия как «человек».

Иван Михайлович Сеченов – виднейший исследователь физиологии мозга и нервной системы, но кроме того и видный представитель позитивной философии.  Сеченов является родоначальником русской научно-философской антропологии, которая появилась в период бурного увлечения естествознанием в России в середине XIX в.

Сеченов как позитивист.

Позитивизм- одно из направлений философии, которое утверждает, что подлинное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных конкретных наук или их синтетического объединения, а философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Главным лозунгом позитивизма является утверждение, что каждая наука – сама себе философия.

Сеченов понимал под «позитивизмом» материализм. Он был настроен отрицательно против традиционных философских подходов к анализу сознания. Но несмотря на это, при этом он сам написал достаточно много трудов, которые претендовали на философскую постановку проблем человеческого сознания – но только в рамках позитивистского подхода.

Сеченов не видит конкретного отличия психологии как науки о человеческом сознании от естественных наук:

«…всякий, кто утверждает, что психология как наука возможна, признает вместе с тем, что психическая жизнь вся целиком или, по крайней мере, некоторые отделы 66 ее должны быть подчинены столько же непреложным законам, как явления материального мира, потому что только при таком условии возможна действительно научная разработка психических фактов» [1, с 119]

Сеченов являлся позитивистом, потому что считал, что познание человеческой психики должно быть основано на естественнонаучном методе, т.е. на методе аналитического разложения целого на отдельные элементы.

В рамках философской антропологии Сеченов решал следующие вопросы.

Вопрос 1. О соотношении сознательного и бессознательного.

Физикализм – философский взгляд, который полагает, что все что действительно существует, может иметь объяснения с помощью различных понятий физики. Сторонники физикализма ставят ценность какого-либо положения любой науки в зависимость от возможности перевести его на язык физики.

Сеченов являлся физикалистом и интересовался метафизическими представлениями с целью понимания физиологического механизма их возникновения.

«Мысль всегда сохраняет в большей или меньшей степени черты своего первоначального образа, т. е. реального впечатления, но она не фотографический снимок с него; по мере того как мысль восходит по ступеням, удаляющим ее все более и более от первоначального источника, она становится, так сказать, более и более неосязаемою, от нее как бы отваливается что-то постороннее и, в конце концов, остается род квинтэссенции предмета. Этот абстракт от всего чувственного, уже не делимый более, идея, и есть сущность вещей метафизиков - коренное свойство предметов (род их души), открываемое только путем непосредственного познания, доступное только чистому умозрению. Наука о подобного рода сущностях и есть метафизика» [2, с 117]

Существование метафизических учений вполне закономерно и естественно, потому что понятен физиологический механизм их образования

Вопрос 2. Вопрос о природе и сущности человека

Натурализм - одно из направлений философии, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего. То есть все существующие объекты и события можно объяснить естественными принципами или причинами.

Иван Михайлович Сеченов занимает натуралистическую позицию по вопросу о природе и сущности человека:

«…нет ни единой мыслимой стороны, которою низшие продукты деятельности органов чувств существенно отличались бы от рефлекторных процессов тела, – все разницы между ними чисто количественного свойства. Отсюда же необходимо следует, что соматические нервные процессы и низшие формы психических явлений, вытекающие из деятельностей высших органов чувств, родственны между собою по природе» [3, с 119]  Он поясняет, почему он выдвигает указанную идею. Каждый целостный акт живого организма, в том числе и человека, включает три стадии: возбуждение под влиянием действия внешней среды, собственно нервно-психическое действие и реакция организма. Первая и последняя стадии протекают в материальном мире и обусловлены чисто физиологическими процессами, поэтому, по мнению Сеченова, у нас нет никаких оснований располагать связующее звено между ними в какой-то особой нематериальной сфере. В таком подходе Сеченов видит то преимущество, что здесь преодолеваются ложные стереотипы традиционного философского объяснения человека: представление о противоположности духа и тела, представление о независимости человека от окружающей материальной среды и, наконец, представление о том, что психическими актами можно признать только акты, осознаваемые человеком. На самом деле правильное понимание человека должно показать конкретные формы связи тела и духа, показать зависимость психики и сознания от окружающей среды, а также продемонстрировать, что высшие сознательные функции психики вырастают из низших, бессознательных. Именно эти утверждения и их конкретное психологическое и физиологическое обоснование можно рассматривать как важный вклад Сеченова в развитие современных антропологических концепций.

Необходимо так же отметить, что И. М. Сеченов в «Антропологическом принципе», склоняется к мысли о единстве человеческой природы. В своем втором программном произведении «Элементы мысли» он утверждает, что только опытное естествознание по праву может обосновывать данное единство.

«Натурфилософия по своему значению для жизни человечества едва ли превышает бред больного, давно уже забытый всеми, а опытное естествознание, врываясь в жизнь и обуславливая часто самые формы ее, представляет в то же время яркую картину постепенного расширения и углубления наших сведений о внешнем мире. Умозрительный метод привел к абсурду, а опытное направление мало-помалу достигает именно этой цели, которую ставит себе метафизика, - проникать более и более вглубь явлений» [4, с 119]

Вопрос 3. Вопрос о свободе воли человека.

В отношении свободы воли человека Сеченов придерживается точки зрения детерминизма, развивая учение о несвободе. Он отрицает существование свободной воли на основании невозможности исследовать объект свободы с помощью органов чувств.

«Если бы присутствие свободной воли в человеке было столько же ясно, как присутствие, например, глаз или ушей, то и споров бы с ней не было» [5, c 317]

Сеченов утверждает, что отсутствие свободы не оказывает «развращающего действия» на мораль.

«Развращающего действия на мораль мысль о несвободе воли иметь не может; следовательно, человек и без свободной воли остается правоспособным в деле заключения договоров и принятия на себя обязательств, т.е. правоспособным членом общества» [6, c 318]

Отсутствие свободы воли компенсируется воспитанием и самовоспитанием - посредством «образования ума и сердца».

«Как бы не извращалось учение о несвободе, все же для всякого человека открыта возможность всяких действий, и в частности, возможность хороших действий, если стараться об образовании ума и сердца» [7, c 131] Более того, по Сеченову, понимание несвободы как зависимости человека от внешней и внутренней среды только укрепляет нравственность человека, поскольку способствует появлению веры в добро.

«Доказывая роковую зависимость человеческих поступков от условий внешней и внутренней среды, оно (учение о несвободе воли) учит: снисходительности к ближнему и смирению в отношении к себе; незыблемости добродетели в истинно-нравственных людях и возможности исправленности дурных, т. е. вере в добро и исправимость зла» [8, c 134] Наконец, учение о несвободе, ставя действия человека в роковую зависимость от его умственного и морального развития, «служит стимулом к работе над собой с целью умственного и нравственного совершенствования. С свободной волей можно еще, пожалуй, рассчитывать, авось она выручит. С учением о несвободе «авось» исчезает - какова почва, таковы и поступки» [9, с 134]

Выводы

Научная деятельность Сеченова охватила широкий круг физиологических и психологических проблем: физиология дыхания, обмен веществ, газообмен, нервно-мышечная физиология. Он насытил науку огромным рядом важных физиологических открытий и внёс важный вклад в изучение центральной нервной системы, где ему принадлежат фундаментальные открытия, которые составляют основу всех форм деятельности мозга.

И. М. Сеченов выдвинул первую в отечественной науке программу построения психологии как самостоятельной науки на основе объективного метода, в отличие от представлений о психологии как науке о явлениях сознания, данных субъекту в его внутреннем наблюдении (интроспекции). Наиболее подходящим в изучении психической деятельности Сеченов считал генетический подход, то есть анализ развития психики в процессе жизни человека. В своих исследованиях Сеченов отстаивал положение о том, что принципы научного познания, которые сложились в естествознании, такие как принцип детерминизма, экспериментальный метод и др., применимы и к душевным явлениям, но с учётом их специфики по сравнению с нервными процессами.

 

Список литературы:
1. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. — СПб, 1866
2. Сеченов И.М. Элементы мысли, СПб 2001 – с. 117-134
3. Л.Н. Назарова Социально-философские аспекты научного знания №6 2016. – с. 56-66 
4. Миронов Данила Андреевич. Этико-антропологические воззрения русских физиологов второй половины XIX века: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.05 / Миронов Данила Андреевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2008. - 192 с.