Деятельность католических миссионеров на Северном Кавказе в XIII веке
Конференция: XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Культурология
XIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Деятельность католических миссионеров на Северном Кавказе в XIII веке
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы осуществления исследовательской и проповеднической деятельности католических миссионеров на Северном Кавказе в XIII веке. Проанализированы особенности влияния христианства на традиции и обычаи народов, а также выявлены причины формирования культурного и религиозного синкретизма, в значительной степени повлиявшего на современные обычаи и традиции.
Ключевые слова: аланы, синкретизм, анимизм, христианство, язычество.
Введение. В современном информационном пространстве существует огромное количество трудов, связанных с изучением миссионерской деятельности Византии и Грузии на Северном Кавказе. Подобный интерес вызван стремлением познать значимость влияния Греческой и Грузинской церкви на культуру народов, проживающих на данной территории.
Однако, крайне редко поднимается вопрос о деятельности католических миссионеров, путешествующих на Кавказ и оставивших большое количество ценных этнографических сведений. Ввиду данных обстоятельств, интерес к данной теме вызван малой степенью ее изученности.
Целью исследования является изучение особенностей и основных аспектов деятельности католических миссионеров на Северном Кавказе в XIII веке.
Объектом исследования – деятельность католических миссионеров на Северном Кавказе в XIII веке.
Предмет – религиозный синкретизм местных народов как результат деятельности католических миссионеров на Северном Кавказе в XIII веке.
К 1235 году относится первое посещение Северного Кавказа католическими миссионерами, не ставившими своей целью проповедь латинской ветви христианства. Это была небольшая группа венгерских доминиканцев из четырех миссионеров с единственной задачей – найти древнюю прародину венгров. В пути трое погибли, а брат Отто вернулся.
В том же году по его следам на Восток отправилась новая группа доминиканских миссионеров во главе с Юлианом, побывавшем в Зихии, прожившим около шести месяцев в Алании и написавшим свой знаменитый труд «О существовании Великой Венгрии, обнаруженной братом Рихардом». В нем автор отмечал феодальную раздробленность в качестве главной причины поражения в битве с монголами: «Тут пришли они в страну, что называется Аланией, где живут вместе христиане и язычники. Сколько [там] селений, столько и вождей, и ни один из них не имеет подчиненного отношения к другому. Там постоянно идет война вождя против вождя, села против села…
Те, кто там считаются христианами, соблюдают [обыкновение] не пить и не есть из сосуда, в котором случайно издохла мышь или ела собака, прежде чем их священник не благословит сосуд, а кто поступает иначе, отчуждается от христианства… И если кто из них … убивает человека, то за это не получает ни кары, ни благословения; у них человекоубийство не считается ни за что» [5, с. 79].
Однако Юлиан очень много внимания уделял изучению уже существующих христианских традиций и писал, что «кресту оказывают такое почтение, что бедные люди, местные или пришлые, кто не может иметь многочисленных спутников при себе, во всякое время безопасно ходят среди христиан и среди язычников, если водрузят на копье со знаменем хоть какой-нибудь крест и будут нести, подняв кверху» [5, с. 80]. Эти два свидетельства по своей сути отражают религиозность, особую ментальность аланского народа и становление традиций, но не укоренение в его среде христианских гуманистических ценностей Нового Завета. Необходимо отметить, что временное ослабление Византии в начале XIII века и нашествие монголов повлияли на временное приостановление миссионерской деятельности греческой Православной церкви в Алании.
Однако христианские традиции, тесно переплетенные с язычеством, по-прежнему продолжали существовать на данной территории.
Необходимо отметить, что в среде аланского народа даже в период Средневековья сохранялись анимистические верования, перешедшие позже в христианство. В соответствии с ними, душа («уд») может временно покидать тело в ночь перед новым годом, отправляясь в мифическую страну мертвых –
Бурку (Курис) – за хлебными зернами [4, с. 21].
Она может также отделиться от тела после смерти, продолжая жить в потустороннем мире.
Однако, душа не только имела место своего обитания в различных частях тела (в пятке, колене, подмышке), но также могла превращаться в двойника человека и жить рядом с ним. В связи с кочевым и воинственным образом жизни, у аланов сложилось представление о том, что стрелы, мечи, кинжалы и даже надочажные столбы могли служить местом пребывания души. Так, к примеру, нарт Батраз мог умереть только тогда, когда утонул бы в волнах его меч, с заключенной в нем душой героя [4, с. 22]. Структура древних религиозных верований в Алании, объединившись с христианским вероучением, еще в период Средних веков приобрела свои особые и неповторимые культурные черты.
Знаменитый фламандский монах-францисканец и путешественник XIII века Вильгельм де Рубрук, по поручению французского короля Людовика IX в 1253 – 1255 годах совершил путешествие к монголам. В своем известном сочинении «Путешествие в восточные страны» он записывал важные этнографические сведения о культуре народов, в среде которых он находился во время странствия. В частности, Рубрук писал об аланском религиозном синкретизме: «…Накануне Пятидесятницы пришли к нам некие Аланы, которые именуются там Аас, христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников. Однако они не схизматики, подобно Грекам, но чтут всякого христианина без различия лиц. Они принесли нам вареного мяса, прося покушать их пищи и помолиться за одного усопшего их. Тогда я сказал им, что теперь канун столь великого праздника и что в такой день мы не будем есть мяса, и объяснил им этот праздник, чему они очень обрадовались, так как не знали ничего, имеющего отношение к христианскому обряду, за исключением только имени Христова…» [1, с. 127].
Автор, будучи католическим монахом, хорошо знакомым также и с православием, отмечая свои наблюдения, воспринимал традиции аланского народа как необычное смешение язычества и христианства, а также объективно их описывал.
Таким образом, проанализировав все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что деятельность католических миссионеров на Северном Кавказе в XIII веке носила исследовательский характер и была направлена на изучение особенностей культуры народов, проживавших на данной территории.
Это, в свою очередь, повлияло на формирование религиозного и культурного синкретизма в среде горских народов, элементы которого сохранились и сегодня.