Статья:

ЭССЕ: «ДУХ КАПИТАЛИЗМА», «ЧУВСТВО ВИНЫ» ИЛИ «ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ»?

Конференция: XLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Маскина М.А. ЭССЕ: «ДУХ КАПИТАЛИЗМА», «ЧУВСТВО ВИНЫ» ИЛИ «ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ»? // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(45).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭССЕ: «ДУХ КАПИТАЛИЗМА», «ЧУВСТВО ВИНЫ» ИЛИ «ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ»?

Маскина Мария Андреевна
студент, Институт Общественных наук, Уральского Государственного Педагогического Университета РФ, г. Екатеринбурга

 

Философы, ученые, историки, задаются вопросами: почему одни страны успешнее других? Почему, некоторые страны Запада, в определенный период истории стали доминировать и выбились в мировые лидеры, как в экономическом, так и в культурном плане? Почему лишь из определенных народов, исповедующих определенную веру, появляются великие гении, которые начинают двигать прогресс? Этими вопросами, особенно активно, начали задаваться с конца 19 века и задаются по наши дни. Для ответа на этот вопрос, интересен «религиозный подход», ведь именно религия формировала сознание и взгляды людей, на протяжении очень многих веков.

Макс Вебер в своем труде «Протестантская этика и дух капитализма», анализирует путь определенных стран Европы, которые выбелись в лидеры по экономическим, социальным и культурным показателям после Реформации. Он анализирует, опираясь на статистические данные, что основными держателями капитала, были именно представители «новой религии», как в Германии, так и во Франции. И даже процент получивших высшее образование в университете, был у протестантов гораздо выше, чем у католиков. Именно, как отмечает Вебер, в следствии особого мировоззрения католической церкви, которая «отчуждена от мира», и абсолютно противоположного видения протестантского движения, которое нацелено на благословение Божие, если ты успешен, знаменит, богат. Но аскетизм, который присущ католикам, так же нашел свое место и среди протестантов, но приняв иную форму, через Призвание [1].

Вначале же своего развития, Протестантизм подвергался со стороны католической Церкви серьезными преследованиями. Был даже основан «Орден Иезуитов» (Общество Иисуса), который был создан для борьбы с Реформацией, которая начала быстро распространяться. Некоторые короли, особо благоволившие Папе, начали настоящие гонения на новое течение. Все это вошло в историю как Религиозные войны, в конце концов католицизм смирился с неизбежным [3].

Старообрядчество – ветвь раскола в Русской православной Церкви. Интересно то, что именно из этой среды выделились очень богатые и знаменитые купцы, так называемые самые успешные держатели капитала, такие как Морозовы, Хлудовы, Малютины, Якунчиковы и т.д. Но вначале своего формирования, в конце XVII века, это течение подвергалось достаточно серьезным гонениям: соловецкие монахи не хотевшие принять «новые книги», были подвергнуты серьезному наказанию, через расправу царскими войсками. Той же участи подвергались и обычные мирские жители, не хотевшие изменять свой привычный уклад религиозной жизни [6].

В XIX веке стала формироваться новая «духовная этика» - концепция Дела. Представление о которой можно писать, как «святой долг перед Богом», это опиралось на отношение к труду, к личным обязанностям и качеству выполнения какого-либо дела или проекта. Больше акцент шел не на подготовке к общечеловеческому Суду, а на спасение своей души. Именно старообрядческие предприятия первыми создали в России хлопчатобумажную и шерстяную промышленности, начали применять свободно наемный труд. Они создавали некие торгово-промышленные артели, что помогало формироваться и группироваться общинам. Поэтому старообрядцев часто сравнивают с протестантами [5].

Никто до сих пор не может объяснить так называемый «феномен евреев», почему именно они являются держателями капитала, вот уже на протяжении многих веков. То ли это народ, избранный Богом? То ли отверженный и гонимый всеми? Но цифры говорят за себя: «по данным психологов и специалистов в области образования, коэффициент интеллектуальности (IQ) евреев колеблется в пределах 107-115. Эти показатели лишь незначительно превышают средний уровень интеллектуальности европейцев (100). Беспристрастная статистика гласит: в группе людей при среднем коэффициенте IQ на уровне 100 доля людей с коэффициентом, превышающим 140, составляет 0,4%, а при среднем показателе IQ в 110 уровень гениальности достигает 2,3%» [4].

«По данным на 2018 год, нобелевскими лауреатами стали более чем 907 человек, из которых 213 человек (около 22% — 23%) + 2 в составе группы) — были евреями или людьми еврейского происхождения, хотя евреи составляют менее 0,2% от населения Земли (1 еврей на 500 человек). По статистике на 2013 год евреи получили 41% Нобелевских премий по экономике, 28% Нобелевских премий по медицине, 26% Нобелевских премий по физике, 19% Нобелевских премий по химии, 13% Нобелевских премий по литературе и 9% Нобелевских премий мира» [2].

Еврейская нация на протяжении многих сотен лет, подвергалась жесткой дискриминации, начиная еще с древних времен. Особенно заметно, это стало видно с Средневековье, когда короли Европы, могли брать в долг у еврейских семей, и за неимением, чем расплатиться находили «козла отпущения». «Бытовой, «низовой» антисемитизм питался образами евреев - ростовщиков, торговцев, корчмарей и прочих. Антисемитизм «верхов», элитный антисемитизм отражал, как думается, боязнь конкуренции способных талантливых людей в науке, искусстве, управлении, а также в торгово-финансовых делах крупного масштаба. Питают, поддерживают антисемитизм разного рода мифы («кровь младенцев» и т.п.), первоначально возникшие в недрах христианства, а затем ставшие элементом массового сознания. Наконец, нельзя не сказать и о том, что нередко «власть предержащие» используют (и насаждают) антисемитизм, рассчитывая таким путём получить поддержку определённых социальных групп. К этому можно добавить извечный христианский антисемитизм, который всегда был неотъемлемой составной частью нашей цивилизации, основанный на распятии евреями Христа» [4].

Итак, что же такое «дух капитализма»? Это мировоззрение или мироощущение. Макс Вебер пишет, что «идеал этой «философии скупости» - кредитоспособный добропорядочный, человеческий долг, который рассматривает приумножение своего капитала как самоцель» [1, 70-73]. Счастье человека в этом мире – не цель его существования, а цель – это долг, осуществлять свое призвание.

«Чувство вины» - это, в данной работе, то, что могут испытывать новые религиозные течения, когда начинают свой путь становления, ведь это разрушение старого и постройка чего то нового, возможно лучшего или же худшего, поэтому и возникает «чувство вины», которое помогает с неисчерпаемой энергией начать творить, что бы доказать всему миру, что все было не зря и новый мир, новый взгляд, достоин всего того, что было вначале: непонимания, гонения, преследования. «Игра на выживание» - несколько вытекает из «чувства вины», так как человек по своей природе умеет приспосабливаться к любым условиям, а чувство страха предает сил выстоять, или попросту выжить. Отстаивая свои идеалы и продвигая свои идеи.

Что же толкает, рассмотренные выше религиозные течения, на свершение каких-либо дел, на преумножение своего капитала: «Дух капитализма», «чувство вины» или «игра на выживание»? Возможно «чувство вины» и «игра на выживание» и породили «дух капитализма»? Или же все каждое течение уникально и вбирает в себя совокупность факторов?

 

Список литературы:
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. – URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000297/index.shtml (дата обращения 10.10.2021)
2. Евреи – лауреаты Нобелевской премии. – URL: http://cyclowiki.org/wiki/ (дата обращения 05.11.2021)
3. Кан А. 500 лет Реформации: что нужно знать – 10 коротких тезисов. –  URL: https://www.bbc.com/russian/features-41741336 (дата обращения 05.11.2021)
4. Кноринг Л. Феномен евреев. - URL: https://berkovich-zametki.com/2011/Zametki/Nomer11/Knoring1.php (дата обращения 05.11.2021)
5. Кузьмичев А. Старообрядчество – источник российского капитализма.  – URL: https://www.eg-online.ru/article/51787/ (дата обращения 05.11.2021)
6. Петухов М. Краткая история старообрядчества. – URL: https://rpsc.ru/history/kratkaya-istoriya-staroobryadchestva/nachalo-goneniy-na-staroobryadchestvo/  (дата обращения 05.11.2021)