Статья:

Традиционный костюм в русской культуре

Конференция: VIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Шилина Г.И. Традиционный костюм в русской культуре // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/8(8).pdf (дата обращения: 16.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Традиционный костюм в русской культуре

Шилина Галина Ивановна
студент, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул
Ан Светлана Андреевна
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул

 

В настоящее время существует множество народов, несущих испокон веков свои традиции, обычаи практически в первозданном виде, особенно это касается восточных стран. Но, к сожалению, есть и такая тенденция  современности – это забывать, стирать из памяти поколений элементы своей собственной культуры. Это касается и России, ведь русская культура очень своеобразна, уникальна. Особым элементом любой культуры и соответственно ее основополагающей чертой является народный костюм. Именно по костюму раньше можно было понять, к какому народу относится человек. В древности костюм носил не только эстетическую функцию, но и самую важную – защитную. Но, к сожалению, традиционный национальный костюм постепенно утратил свои функции, и лишь некоторые этносы используют его, и то по праздникам. Что же касается русского народного костюма, то он практически забыт, либо используется фольклерными ансамблями лишь при выходе на сцену. В результате некоторые  наши соотечественники не знают даже, что такое кокошник, не говоря уже о других деталях народного костюма. А ведь это очень важно - знать свою культуру, ее основные элементы. Рассмотрим русский народный костюм и его основные функции.

Русский народный костюм является памятником, как духовной, так и материальной культуры. Он возник   как результат  рукотворной деятельности с функцией узко-практичного назначения одновременно, выразил эстетические вкусы его создателей - представителей этноса. Народный костюм представляет собой неповторимый художественный комплекс, его сущностные ценности тесно переплетаются с функциональными особенностями. Таким образом, народный костюм - это законченный, высокохудожественный ансамбль, который сочетает в себе конкретную функциональную направленность, обусловленную сложившимися традициями его носителей. К его основным элементам можно отнести и элементы художественно-декоративного творчества, такие как вышивка, шитье, кружевоплетение, аппликации из различных материалов с вплетением украшений. В собранном виде народный костюм выступает единым традиционным комплексом предметов одеяния [2, с. 301].

Русский народный костюм обладает следующими функциями: защитной, утилитарно-практической, магической, социально – половой, возрастной, сословной, региональной, эстетической, профессиональной и религиозной. Защитная функция костюма позволяет охранять человека от холода. Магическая функция связана с верой в сверхъестественную способность костюма, потому как сама ткань считалась непроницаемой для злых духов, и в связи с этим на всех краях рубахи оформляли вышивкой или тканью контрастного цвета, играющими роль оберегов. Социально – половая  указывала на половую принадлежность, социальный статус и семейное положение. Возрастная функция указывала на возраст владельца одежды. Так детский костюм полностью повторял в покрое и орнаментации взрослый, но состоял из меньшего количества деталей, был менее сложный в изготовлении и был сшит из более доступного материала [1, с. 140]. Суть сословной функции состояла в том, что в костюмах прослеживалась разница в социальном положении, например в России на все существующие верхние одежды, бояре и дворяне сверху надевали ещё одну, дополнительную, что подчеркивало их принадлежность к высшему сословию. Региональная функция костюма указывала на территориальную принадлежность. В каждом регионе на костюмах вышивали определенные символы, характерные лишь для этого региона. Эстетическая состояла в том, что в костюме выражался индивидуальный вкус человека и, в то же время, эстетический идеал того времени. Профессиональная функция указывала на принадлежность к определенной профессии [1, с. 141]. Кроме того, религиозная принадлежность всегда находила отражение в народном костюме. Священнослужители отличались особым одеянием от мирских людей [1, с. 142].

Выделяют два основных типа женской народной одежды - южнорусский и северорусский. В южнорусский комплект входят: богато вышитая рубаха, клетчатая понева, передник или "запан", пояс, "навершник" - наплечная одежда наподобе укороченной рубахи, головной убор под названием "сорока", обувь и украшения. Северорусский сарафанный комплект состоял из рубахи, сарафана, пояса, душегрея, кокошника, украшений и обуви. В южных губерниях  небольшая часть крестьянок носила рубаху с однотонной или полосатой юбкой, кокошником, а также костюм с кубельком - платьем типа татарского камзола. В комплект также входили бархатный пояс "тартаур", парчовый повойник, или рогатая кичка, узорные татарские сапоги или туфли, а также украшения. Основной частью костюма крестьянок была длинная конопляная рубаха. До конца XIX в. девушки из южных губерний летом ходили в подпоясанных рубахах, надевая на них юбки или передники - "занавески". Рубахи шили очень длинными. Длина рубахи от ворота до подола составляла 130-135 см. В зависимости от покроя выделялось несколько типов рубах. Для общеславянского типа была характерна рубаха с плечевыми вставками - "паликами", собиравшимися у ворота в мелкие сборки. Рубахи были как с прямыми "паликами", так и косыми - трапециевидными. Рубаха с прямыми "паликами" носилась с сарафанным комплексом, а с косыми - только с поневным. У холщовых рубах особенно украшаются рукава, изготавливаются красными, забранными; "палик" у веселой рубахи вставляется тоже красный. Тканые "палики" были характерны для южнорусских крестьян.  Ещё с древности на Руси существовал такой обычай: изготавливать праздничные рубахи с очень длинными рукавами, собиравшимися у запястья складками. В торжественных случаях рукава распускались практически до земли, а руки просовывались в специальные "окошечки", которые были прорезаны на уровне локтя. Л. В. Тазихи написал, что в Олонецкой и Архангельской губерниях свадебные рубахи с длинными рукавами назывались "убивальницами" или "плакальнями", так как уходившая под венец невеста, прощаясь с родными, причитала, плакала и размахивала длинными рукавами. Намного позднее появились рубахи с широкими прямыми рукавами, собранными внизу на узкую обшивку или более широкий манжет. Наиболее яркие, украшенные вытканными и вышитыми узорами рубахи носили молодые женщины и девушки. Очень скромно украшали рубахи для девочек и старух. Южнорусский поневный комплект состоял из рубахи, поневы, передника, нагрудника, кушака, кичкообразного головного убора, украшений и обуви. К наиболее архаичному виду женской поясной одежды, которую носили крестьянки южных губерний, относится понева. Самая ранняя форма распашной поневы - "растополка". Она состояла из трех несшитых полотен, стянутых на шнуре в пышные складки. Другой вид распашной поневы - "разнополка". Наиболее длинное ее полотнище было сзади, самое короткое - с правого бока, которые на талии прикреплялись поясом. "Простая" распашная понева представляла собой прямоугольник из трех сшитых полотнищ домоткани со вздержкой у пояса. По подолу и швам распашных понев часто шла кайма с меандрическими и звездообразными орнаментальными мотивами, вытканная разноцветными нитями. Понева украшалась также блестками, бисером, кружевом, лентами, тесьмой. По конструкции передники можно разделить на несколько типов. Наиболее древние из них - туникообразные передники с рукавами и без рукавов - шили из цельного полотнища холста, перегнутого на плечах. На сгибе делали вырез горловины, на спинке полотнища - разрез от подола до талии, а на уровне лопаток прорезали квадратное "оконышко". Прямые рукава вшивали с ластовицей или длинным клинышком. 

Поверх рубахи, поневы и запона по праздникам крестьянки надевали туникообразные нагрудники. Они различались формой выреза горловины, наличием или отсутствием рукавов, материалом, декором, а также локальными названиями: "шушпан", "насов", "сукман". Наряду с туникообразными навершниками встречались и распашные. Обязательными были украшения ушей – серьги. Они могли быть медными или серебряными, реже золотыми, а также подвески различной формы со вставными гранеными цветными стеклышками. На юге с серьгами надевали гусиные пушки. 

Височные украшения - селезневые перышки "кудерьки", воронежские "кружки" и "наушники", подвески из пучков конского волоса принадлежали в основном женскому, а не девичьему южнорусскому наряду. 

Разноцветные дутые, янтарные бусы, бисерные цепи, "гайтаны", "монисты", цветные ленты и металлические цепи, жемчужные ожерелья использовались как шейные украшения. К поясным украшениям южнорусского костюма относятся однолопастные и двулопастные прямоугольные подвески, располагавшиеся сзади, украшенные бусами, бисером, пуговицами, шерстяной бахромой. До начала XX в. в крестьянской среде сохранялась плетеная лыковая обувь - лапти, их носили буквально все крестьяне. Бояре, дворяне и горожане лаптей не носили. Обычно лапти изготавливались мужчинами с помощью таких приспособлений, как кочедык и швайка. Лапти различались по способам плетения: прямое, косое и смешанное; по форме: закрытые, полузакрытые и назывались: "рачки", "коверзни", "ходоки", "ступни", "бахилы". Для дома и летних полевых работ плели веревочные лапти - "чуни". Чтобы утеплить и укрепить лапти, их подошвы "подковыривали" конопляной веревкой.  Более дорогой, праздничной обувью русских крестьянок в XIX - XX в. были массивные кожаные туфли - коты, украшенные аппликациями из кожи и ткани, медными гвоздиками. Их закрепляли на ноге шнурками с кисточками из нарезанной разноцветной ткани на концах. Шнурки протягивали через петли, пришитые специально по бортам туфель. Коты надевали на белые, узорчатые или полосатые вязаные чулки, собранные на ногах "гармошкой". Считалось престижным и красивым надевать одновременно несколько пар таких чулок [3].

Русский народный костюм славился своим разнообразием, обилием украшений, своей уникальностью. Он нес не только практическую функцию, но являлся защитой от злых духов, указывал на статус, семейное положение и даже на количество детей.

 

Список литературы:
1. Коняева, Т. И.  Русский традиционный костюм в музейной коммуникации /Т. И. Коняева // Музееведение и историко-культурное наследие. Сборник статей. Вып. 3.- Кемерово: КемГУКИ. - 2009. - С. 137-144
2. Павлова, О. С. Русский народный костюм как визуальный план русской культуры/О. С. Павлова // Декоративное искусство и предметно – пространственная среда. Вестник МГХПА. – Москва. - 2014. - № 4.- С. 301-306
3. Русова, М. Структурный анализ русского народного костюма европейской России XIX - начала XX вв. Классификация русского крестьянского костюма /М. Русова// Русский народный костюм [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/russkii-narodnyi-kostyum/russkii-narodnyi-kostyum-4834/page-3.html