Статья:

Традиционные головные уборы в народном костюме Орловской губернии

Конференция: XXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Ковальчук Л.А. Традиционные головные уборы в народном костюме Орловской губернии // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(31).pdf (дата обращения: 02.08.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Традиционные головные уборы в народном костюме Орловской губернии

Ковальчук Лариса Алексеевна
студент Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, РФ, г. Орёл
Бирюкова Наталия Петровна
научный руководитель, канд. тех. наук, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, РФ, г. Орёл

 

Traditional hats in folk costume of the Oryol province

 

Larisa Kovalchuk  

student Orel State University named after IS Turgenev, Russia, Orel

 

Аннотация. В данной статье рассматривается  роль головного убора  в народном костюме Орловской губернии; определены  элементы головного убора, рассмотрены техники его отделки и особенности его использования в повседневной жизни.

Abstract. This paper examines the role of a headdress in the national costume of the Oryol province; identified elements headgear art considered it finishes and especially its use in everyday life.

Ключевые слова: орловский народный костюм, головной убор, сороки, кички, вышивка.

Keywords: Oryol folk costume, headdress, soroki, kichki, embroidery.

 

Женский костюм Орловской губернии, а так же некоторых, прилегающих к ней уездов, отличался своей красочностью и обилием всевозможных деталей. Каждая из них была строго на своем месте, чтобы в сочетании с другими элементами костюма выстраивать мощный защитный барьер от нечисти. Чтобы понять, почему именно так украшалась одежда орловских крестьянок, и от чего защищал тот или иной символ, необходимо окунуться в историю религии древних славян.

В костюме древних славян, а впоследствии и в русской народном костюме важно все – от формы, которая создается при его помощи до вышивки и украшений [1].

Головной убор в национальном костюме это не аксессуар, а очень важная и, порой, обязательная часть повседневной и праздничной одежды.

В одежде крестьянки Орловской губернии головной убор, безусловно,  является самой яркой частью как повседневного, так и праздничного костюма. Каждый уезд, и, даже каждая деревня, кардинально отличались друг от друга типом головных уборов. Именно благодаря этому факту можно было легко отличить приезжую семью от старожилов.

В Орловской губернии наиболее широкое распространение получили различные вариации кички и сороки. В центральной части губернии наиболее популярны были сороки, а кички носили в основном крестьянки из пограничных уездов.

Сорокой называли скроенный особым образом головной убор, состоявший из большого количества элементов (в некоторых случаях сорока включала в себя до 9 различных частей). Сорока формировалась из высокого наборного верха-гребня, состоявшего из разноцветных лент, сгруппированных между собой и собранных в сборку, очелья, также украшенного бисером, стеклянными бусинами, бахромой, гусиным или лебяжьим пухом, или представляющего собой вышивку оберег, прикрепленного сзади позатыльника, задачей которого было скрывать волосы замужней женщины от посторонних глаз. Дополнялась сорока по бокам меховыми или пуховыми шариками, чаще всего белого цвета, а сзади могла дополнительно быть украшена перьями птиц (чаще всего красными) [2]. Все части сороки несли в себе глубокий сакральный смысл. Так, например, считалось, что очелье должно защищать человека от черных мыслей, а меховые шарики, прикрывавшие уши, должны были избавить хозяйку сороки от проникновения злых духов. Позатыльник же был частью головного убора только замужних женщин, так как с момента вступления в брак волосы ее были не только ее гордостью, но и достоянием ее новой семьи. Кроме того, волосы считались наиболее уязвимой для колдовства частью человеческого организма. Считалось, что завладев волосами врага, можно лишить его не только сил, но и жизни. Именно поэтому появиться на людях без головного убора, «опростоволоситься», означало для женщины не только высшую степень позора для нее и ее семьи, но и то, что она подвергала опасности всех своих близких. С непокрытой головой в легендах и сказаниях изображались ведьмы и колдуньи, и, возможно, именно поэтому считается неприличным приходить в церковь с непокрытой головой.

Для незамужней же девушки коса считалась ее главной гордостью и самым большим украшением. Девичьи головные уборы (в данном случае сороки) не имели позатыльника и оставляли открытой макушку и косу. Птичьи перья, нашитые на сороку, защищали свою хозяйку от сглаза и злых сил.

Другим вариантом головного убора на Орловщине была кичка. Она состояла из позатыльника, начельника и очелья. Чаще всего ее изготавливали из материала красного цвета, а уши женщины, так же, как и в сороке, закрывали меховыми шариками или нитяными помпонами, но уже не белыми, а черными. Кичка являлась головным убором исключительно замужних женщин. В некоторых уездах Орловской губернии она была рогатой. Молодые женщины носили кичку ежедневно с момента замужества и до рождения первенца. Считалось, что данный головной убор мог защитить мать и ее дитя на протяжении всего указанного периода. После рождения ребенка кичка оставалась только праздничным головным убором.

Праздничные уборы крестьянок весьма щедро украшались вышивками, лентами, бусами. Они были настолько яркими, что в Дмитровском уезде их называли "златоглавами". Распространенный в Ливенском и Новосильском уездах головной убор крестьянки представлял собой сложную многослойную конструкцию. Однако, при всей своей сложности, он не был перегруженным. Орловским мастерицам было присуще чувство меры.

Основу наиболее распространенного головного убора из старинного села Борилово Болховского уезда составляет стеганая из толстого холста на подкладке кичка, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник. Кичка  расшивалась блестками, бисером, бусинами из цветного дутого стекла, лентами, стеклярусом. В головном уборе использовались подвесы из бисера, стекла, шерстяных нитей, которые иногда дополнялись круглыми шариками "пушками" из гусиного пуха. Сзади крепился позатыльник, также затейливо украшенный "позументами", бусинками, подвешенными на шерстяных разноцветных нитях, бахромой и др. Впереди на кичку крепился "гребень", особо нарядно расшитый "кругами ", составленными из разноцветных бус или бисера. По верхнему краю позатыльник украшался  шелковой красной лентой, собранной в мелкую складку. Кичка  – женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить себя и своих близких от злых людей и нечистых духов. Кичка и позатыльник должны были полностью закрывать волосы замужней женщины. Выйдя замуж, женщина становилась членом чужого рода, и не могла больше показаться на людях с "простой" — непокрытой головой, чтобы не принести несчастья новой  родне мужа. Как говорилось, она не имела права "опростоволоситься". Появляться на людях с  непокрытой головой дозволялось только незамужним девушкам.

Девушки, не достигшие брачного возраста, не имели права носить кичку или сороку. Вплоть до замужества часто единственной одеждой девочек и девушек на выданье была длинная холщовая рубаха, подвязанная пояском.

Помимо кички и сороки каждая крестьянка имела у себя в запасе несколько платков (тканых или вышитых). Платки были повседневным головным убором для женщин всех возрастов [3].

 

Список литературы:
1. Ягупова Т.А. История народного костюма Орловской области. Ученые записки Орловского государственного университета. – Орёл, 2014. №1(57).
2. Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – Легпромбытиздат, 1994.С. 252.
3. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство «Паритет» Санкт-Петербург, 2004.