Художественная самодеятельность как инструмент развития мотивации к творчеству студентов в социокультурном пространстве
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Культурология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Художественная самодеятельность как инструмент развития мотивации к творчеству студентов в социокультурном пространстве
Сегодня внимание исследователей акцентируются на деятельности в социокультурном пространстве, культивирующей все составляющие человеческого бытия. Современный мир представляется как социокультурное пространство взаимодействий индивидов и социальных групп, в границах которого разворачивается жизнедеятельность глобализирующегося человечества. Художественная самодеятельность, как вид творческой деятельности включает в себя созидание и исполнение результатов творчества – художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно или индивидуально, формирующих эстетические изменения социокультурного пространства. Наше исследование направлено на решение проблемы низкой мотивации участников художественной самодеятельности в студенческой среде. Сегодня в вузах уделяется недостаточное внимание анализу социокультурных оснований развития мотивации студентов к творчеству и методикам повышения интереса обучающейся молодежи к самому процессу образования.
Интересна позиция анализа социокультурного пространства П. Сорокина, который пробовал применять способ устройства человека в «социально-культурной вселенной» и изложение его социальной биографии. Тогда социальное пространство можно описать, увеличив «размерность» социального. В основании все та же социальная структура: группы, связанные социальными отношениями. Входящие в группы индивиды рассматриваются как персонифицированные носители важного социального опыта. В структуру, при этом добавляется новая характеристика - культурный опыт, позволяющая поддерживать групповую целостность. В итоге, одну и ту же группу можно познать с двух сторон: со стороны субъекта она предстает как определенная социальная структура, со стороны истории – как субкультура в контексте морфологии социальной культуры [5].
Сегодня социокультурное пространство представляется учеными как существенный аспект осознания модели мира, с характеристиками: протяженности и структурности, сосуществования и взаимодействия, координации элементов культуры и смысловой наполняемости структурной организации. Понятийно категория «социокультурное пространство» представляется комплексом, где универсальные общесоциологические категории состоят из экономического, политического, педагогического, физического, туристического и собственно культурного пространства. Факторы, объединяющие социокультурное пространство в конкретном историческом периоде, разделены на три подгруппы. Среди них, во-первых, естественные (географические, экологические, демографические и пр.); во-вторых, социальные (характер разделения труда и его условия, социальная структура и стратификация общества), и, наконец, культурные (объем культурной информации и ее распределение по областям и уровням культуры, структура действующих социокультурных норм и ценностей).
Пересечение этих групп факторов, детерминирующих социокультурную жизнь людей, устанавливает конкретно-исторические круги их взаимодействия в соответствии с делением видов деятельности на специализированные (профессиональные) и неспециализированные (обыденные). Важность субъективных условий, выделяет, с одной стороны: восприятие и оценку представителями различных социальных групп объективных условий своего существования. С другой стороны они ограничены их потребностями, запросами, побуждениями, мотивами, интересами, ценностными ориентациями, целями и т.п. Специфика рассогласованности субъективных и объективных факторов устанавливает различия содержания, структуры через конфликт форм и способов жизнедеятельности людей в обществе. Поэтому немаловажно выделить для рассмотрения факторы, определяющие такую специфику. Социокультурный потенциал проявления жизненной и творческой активности личности в каждый исторический период обладают важной качественной определенностью. Они обусловлены в культуре как социально значимые и ограничивают друг друга как независимые системы взаимодействий людей, в областях индивидуального и коллективного приложения творчески мотивированных усилий. Такие культурно установленные сферы жизнедеятельности представляют собой способы организации предметно-пространственных характеристик окружения обусловленных типов умственных и физических действий людей, психофизических и функциональных состояний по конкретной социально значимой цели-функции. Такие определенные среды жизнедеятельности людей в современном обществе могут быть типологизированы на основании фундаментальных функций, обеспечивающих воспроизведение существования общества и личности, среди которых важную роль играет и молодежная студенческая среда. С этой точки зрения можно выделить следующие уровни и соответствующие им функциональные формы жизнедеятельности:
1. Организация материальных и социальных основ жизнеобеспечения: труд на производстве; труд в домашнем хозяйстве; деятельность, связанная с приобретением и употреблением товаров и услуг.
2. Организация процессов социализации: приобретение общего образования; профессиональная подготовка, общественная активность; любительские занятия самодеятельным художественным творчеством; физкультура и спорт.
3. Социальная коммуникация: профессиональное (формальное) взаимодействие; неформальное (в том числе дружеское) общение; семейные отношения; получение информации через средства массовой коммуникации; путешествия; передвижения внутри населенного пункта.
Для анализа механизмов организации самодеятельного художественного творчества в студенческой среде и мотивации обучающихся к творчеству, для развития учебной активности коснемся особенностей проведения студенческих смотров художественной самодеятельности. Основная цель студенческой самодеятельности – развитие актуальных инструментов социальной адаптации интересов и потребностей индивидуальности студентов в социально-активной или профессиональной среде. Студенты являются основной целевой аудиторией, для достижения профессионально-творческих и общественно-политических целей. Такими инструментами необходимо формировать представление студентов о традиционных исторических и культурных ценностях, с каждым годом усиливая интерес в данном аспекте нового поколение активной молодежи. Студенческая молодежь является легко восприимчивой и динамичной частью социума, которая часто выходит за рамки обычных форм активной деятельности в творческом процессе. Именно поэтому важно через самодеятельность и искусство формировать направление мотивации студентов на их высокую обучаемость и дальнейшую непрерывную профессиональную направленность в развития личности в целом.
Студенческие смотры художественной самодеятельности важная форма воспитательной работы в вузе, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией. Такие формы студенческой активности предполагают: творческую активность, социальную инициативность, оперативную организацию процессов, повышение социальной роли, новую ступень идейно-художественного развития личности. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма ежегодно проводит смотры факультетской художественной самодеятельности студентов. Каждый студенческий смотр – это оперативная в творчестве и неповторимая в замысле программа, содержанием призванная раскрыть все направления таланта студентов. Программа концерта факультета сервиса и туризма КГУФКСТ в 2016 году получила название «Стиляги зажигают звёзды». Художественная задача концерта определила творческий поиск в направлении – показать необычность студентов и неповторимый стиль факультета как суть творческой мотивации на обучение в вузе. В организации концертной программы использованы современные инструменты мотивации и методы творческой соревновательности как в формировании постановочной группы, таки в активизации зрительской аудитории.
Основными требованиями самодеятельного концерта являются: разнообразие жанровых границ и широта тематического своеобразия, массовость участников и простота сценического оформления сборность состава постановочной группы. На основе вышеперечисленных требований в учебных заведениях формировались любительские кружки различных жанровых направлений. Многие известные педагоги применяли студенческую театральную активность в условиях профессиональной творческой практики, например С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А. С. Макаренко. Они пришли к выводу, например, что искусство эстрадного театра миниатюр является важным средством воспитания молодёжи в целом. У студентов всегда возникает потребность в поиске чего-то нового. Важным инструментом развития учебной активности студентов творческих направлений высшего образования являются самостоятельные практические пробы в создании и представлении творческих работ. Формирование творческого подхода к различным видам профессиональной деятельности – неотъемлемая часть системы профессионального компетентностного образования бакалавров. Мотивация как побуждение к действию есть процесс, управляющий поведением человека, задающий направленность его деятельности, организацию профессиональных навыков молодого специалиста, удовлетворяет творческие потребности личности. Среди мотивационных функций, которые подвигают студента на осознанный творческий процесс, выделим:
· побуждающую функцию (направляет на активные процессы в творческой деятельности студента);
· направляющую функцию (принятие верного решения, в постановке творческого номера);
· регулирующую функцию (обеспечивает согласование деятельности студентов друг с другом);
· смыслообразующую функцию (придает творческой деятельности смысловую составляющую).
Результатом студенческих смотров самодеятельности, является проведение заключительного гала-концерта. Программа гала-концерта основывается на лучших номерах студенческих смотров, которые отбираются педагогическим составом. Именно через гала-концерт, появляется возможность объединить в творчестве студентов разных факультетов, с участием активных педагогов и студенческого самоуправления. Процесс подготовки гала-концерта участников смотра самодеятельности КГУФКСТ стал неотъемлемой частью культурной жизни всех структурных подразделений университета. Такое взаимодействие привело к повышению мотивации на учебную и творческую активность студентов не только на сценическом пространстве, но и в общественной жизни студентов. В целом, смотр послужил сближению образовательных интересов студентов разных направлений и развитию творческого взаимодействия факультетов.
В результате можно сделать вывод – студенческая художественная самодеятельность требует постоянных инноваций в формировании творческой мотивации личности обучающихся. Смотры самодеятельности в вузах способствуют развитию социально-творческой активности и профессиональной адаптации, стимулируют социальную организацию личности студента по повышению профессиональной компетентности бакалавра. Смотры являются эффективным средством формирования политической и художественной культуры студенческой молодёжи.