Статья:

Культура исчезающих деревень

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Федотова Т.А. Культура исчезающих деревень // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(16).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Культура исчезающих деревень

Федотова Татьяна Александровна
студент, Восточно-Сибирского государственного института культуры, РФ, г. Улан-Удэ
Неманова Элеонора Аллековна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», РФ, г. Улан-Удэ

 

Как часто бываете вы в деревне? Летом родители, живущие в городе, отправляют детей к бабушке в деревню и это не с проста. Ведь именно в деревне – чистый воздух, экологические продукты, выращены своими руками, деревенская культура (игры, песни, танцы, и пр.), всё то что благоприятно влияет на развитие ребёнка.

Любовь к родной земле - могучее чувство. Испокон веков народ всегда отражали в своем творчестве любовь к родному краю, к родной земле. Песни, поэзия наших современников тоже очень эмоционально передает то отношение к Отечеству, которое мы гордо величаем патриотизмом. Но сколько грусти сейчас можно встретить в современной лирике о русских деревнях (селах).

Ещё с давних времен люди жили в гармонии с природой, даже через столетия они сумели пронести особенности своей культуры. И что происходит на сегодняшний день с деревнями? Деревни вымирают, унося с собой частицу русского народа.  

Выбор темы данного моего исследования не случаен, так как это коснулось и моей семьи. Моя бабушка, Федотова (Медведева) Капиталина Петровна, родилась в деревне Банщиково Нижне-Илимского района Иркутской области, там и прошло её детство. Деревня была из одной улицы вдоль берега реки Ангары. С одной стороны улицы дворы, дома, с другой – бани. Вот и название из-за бань – Банщиково (по одной из версий). За банями в метрах тридцати «бежала» река Ангара.

Деревня Банщиково, как и многие другие деревни оказалась в зоне затопления, связи со строением Усть-Илимской ГЭС. И как бы жители не хотели им пришлось переезжать покидая родные земли.

В России есть много деревень и их культура схожа, но каждая деревня хранит свои ценности, свою культуру, обычаи. И мне стало очень интересно узнать, какие же традиции были в семье моей бабушки, когда она была маленькой и жила в д.Банщиково. К сожалению, многое уже забылось, но что помнила, бабушка мне рассказала: «Деревня у нас была не большая, из одной, но длинной улицы, все друг друга знали. По праздникам ходили в гости, дарили подарки сделанные своими руками. Садили коноплю, для того чтобы из неё делать веревки, и ткали дорожки, половики – красили их, наносили узоры. Сами шили одежду, вязали, из конского волоса вязали носки – мужикам на охоту их называли – «крыпатки». У нас были ткацкие станки, веретено, прялка, не все увезли, многое осталось в деревне и теперь уже под водой.

Самый долгожданный праздник, как и у многих, это конечно же Новый год! В этот праздник, как и в настоящее время готовили много вкусностей, в деревню привозили сладости, фрукты. Мама нам шила костюмы, а папа делал карнавальные маски, дома устраивали мини концерт, разыгрывали сценки, пели песни, танцевали. Мама у нас играла на мандолине, а папа на гитаре, гармошке и на балалайке. Был настоящий семейный праздник – концерт.

А летом, родители были с раннего утра до поздней ночи на работе, (маму с деревни Зятия отправили в д.Банщиково поднимать колхоз, она всё своё серебро заложила, чтобы поднять колхоз). А мы, дети, брали с собой воду, булку хлеба, на всех и шли в лес, и весь день пока не стемнело проводили там время. Старшие следили за младшими. Питались плодами леса – ягоды, выкапывали соранки, сдирали кору с берёзы и на ниточку собирали берёзовый сок и пили его… Всё что хранила деревня, всё это ушло под воду…». 

Вместе с исчезнувшими деревнями исчезла культура народа проживавшего там, и её к сожалению очень трудно восстановить, а порой даже и не возможно. Эта и есть одна из актуальных проблем культурологических исследований в нынешнее время. Которая в свою очередь несет ряд проблем:

- Экономические проблемы – связаны с тем, что не распаханные земли теряют питательные свойства почвы, зарастают «сорняком», что как раз таки отрицательно влияет на сельское хозяйство. В России на сегодняшний день не счесть «заброшенных полей», а это в свою очередь недостаток продуктов растительного происхождения, сырья для многих промышленных предприятий. Заброшенные деревни (села) – это прежде всего нехватка рабочих рук в колхозах и совхозах, из этого и выходит недостаток сельскохозяйственной продукции. Российские деревни перестали предоставлять на рынок мясную продукцию, так как многие жители разводят животноводство для себя, и лишь единицы везут мясо на рынок, но этого не достаточно чтобы обеспечить всю страну и из-за это мы вынуждены закупать продукты животного происхождения за рубежом.

Недостаток сельскохозяйственной продукции ведет к тому что мы их заменяем модифицированными продуктами питания, которые отрицательно влияют на наше здоровье.

Нравственные проблемы -  связаны с деревенской национальной культурой, ведь вместе с деревнями умирает и их культура. Каждый человек должен чтить и помнить свою малую Родину, ведь не зря в народе говорится: «Где родился, там и пригодился». В нынешнее время покинув родную деревню мы теряем свои корни, забываем свой род и становимся «Иванами не помнящего родства».

Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к семье. Традиции земледелия, нравственные устои хранились в сельской местности. Но теперь поля приходят в запустение, зарастают травой и кустарником. Без традиций и национальной культуры не может существовать ни один народ. Возникает вопрос: «Почему же, сёла всё время уменьшаются, распадаются, исчезают?»

Проведя ряд исследований из информационных источников: газет, сайтов Интернета, телевидения, мы можем выделить несколько основных причин:

Во-первых, «урбанизация – рост доли городского населения, процесс распространения городского образа жизни, увеличение числа городов, формирование сети городов».

Во-вторых, уменьшение численности населения. Рождаемость снизилась, смертность повысилась.

В-третьих, стремление людей к улучшению качества жизни. Все хотят жить в цивилизации, городской инфраструктуре, чтобы всё было в шаговой доступности. Иметь возможность повышать свой культурный и образовательный уровень, посещая музеи, театры, киноиндустрию, мастер классы, и т.п. Конечно же всё это также, как и всё выше перечисленное, подталкивает многих к переселению в город. 

В ходе исследования я провела небольшой социологический опрос в городе Улан-Удэ среди молодёжи, задавая всего два вопроса: Где вы планируете жить, в городе или в селе? С чем это связано?

Мнения разделились. Из опрошенных людей большинство ответили, что собираются жить в городе и лишь небольшой процент, которые ответили, что будут жить в дерене однако не далеко от городской инфраструктуры. И всего пару человек сказали, что хотели бы переехать в деревню для развития сельского хозяйства. Из данного опроса можно сделать вывод – можно жить и в городе и в деревне, но отсутствие «городской цивилизации», инфраструктуры, рабочих мест, а если есть рабочие места, то низкая оплата труда, а также отсутствие карьерного роста, перспективы пугают нынешнюю молодежь. Все стараются из деревни уехать в город, никто не хочет заниматься сельским хозяйством, в деревне остаются лишь единицы.   И жизнь в деревне замирает. Культура этих деревень, откуда уезжает молодежь, «замерзает», многие пожилые люди, не в силах сохранить традиции, т.к. не кому передать.

Вспомните своё детство, праздники которые проводились в сёлах, в деревнях? А что в настоящее время происходит? К сожалению, не все деревни, сёла, посёлки сохраняют свою подлинную культуру, ведь она занимает очень важное место в историческом развитии каждой нации и в формировании ее национального самосознания.

«Россия без деревни не Россия, - говорил Валентин Распутин. - Да, мы пошли по пути, по которому идёт так называемый цивилизованный мир. Нам бы действовать поосторожнее, а мы - сразу: не хотим отставать. Но город - это поверхность жизни, деревня - глубина, корни. Оттуда приходили люди, принося с собой свежие голоса, свежие чувства. Сколько бы водохранилищ мы ни понастроили, а водичку любим пить родниковую...». Так Валентин Распутин говорил о нравственных последствиях.