Сабантуй в селе Кикино
Секция: Культурология
XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Сабантуй в селе Кикино
Введение
Кикино – татарско-мишарское село в Каменском районе Пензенской области. У татарского народа много ярких, интересных и захватывающих праздников. Но, пожалуй, самый любимый, многолюдный, ликующий и радостный, запоминающийся праздник – Сабантуй. Это – праздник плуга. Праздник имеет многовековою историю и наиболее полно отражает татарский национальный характер, народные верования и традиции. Исходя из этого, была поставлена цель: выяснить историю возникновения и особенности празднования национального праздника Сабантуй в селе Кикино.
Задачи:
1. Изучить историю возникновения праздника.
2. Изучить историю празднования Сабантуя в селе Кикино
3. Собрать фотоматериал с праздника Сабантуй за разные годы.
Объект исследования: национальная культура татарского народа.
Предмет исследования: праздник Сабантуй в селе Кикино.
Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования:
1. Беседа;
2. Изучение архивных материалов.
Материал для исследования был найден в книгах и в интернете, много интересного о праздновании Сабантуя в разные годы рассказали сельчане.
История возникновения Праздника Сабантуй
Жемчужиной традиционной культуры татар является праздник Сабантуй. Он является олицетворением, неразрывным атрибутом татарского народа. Такие праздники, как Сабантуй и джиен (мир, сход, сходка) имеют глубокие исторические корни. Не одно государство не может существовать без праздников. Сабантуй праздновался, возможно, уже в период Золотой Орды. «День Сабантуя (Saban tuj kon ati)» – так расшифровывает известный ученый эпиграфист Ф. С. Хакимзямов надпись на одном из древнебулгарских надгробий о дне смерти погребенного под ним человека. И наиболее вероятной датой смерти, совпадающей с днем Сабантуя, он считает 15 июня 1292 г. Сабантуй и сейчас празднуется примерно в это время. Но здесь важно то, что праздник стал календарным, временным ориентиром. События в году сгруппировались в народном сознании «до Сабантуя» и «после Сабантуя». Этот праздник массовым жертвоприношением животных можно было бы связать и с мусульманским «Курбан-байрам». Но как следует из описания, это, главным образом, всеобщее веселье с танцами и песнями. Скорее всего, это похоже на сабантуй. Со временем Сабантуя совпадает и праздник в вышеприведенном отрывке из «Казанской истории». Но корни Сабантуя уходят в более древние времена. О первоначальном содержании Сабантуя высказались многие исследователи. Одни отмечают его праздником сева (в XIX – начале XX в. Н. Загоскин, Г. Ахмеров, Я. Коблов и др.) или связанного с аграрным культом в древности (Р.К. Уразмова), праздником весны (П. Рычков, Д. Асылов), сабанный (весенний) сев (Г. Баширов Таким образом, большинство исследователей, исходя в основном из названия, пытались его связать с весенним севом, плугом. Однако в содержании праздника нет ничего, что говорило бы о земледелии и севе. Наоборот в нем слышатся отголоски кочевой жизни (например, скачки коней). Такое объяснение – это лишь попытки политизировать этот праздник, идеализировать «труженика полей» особенно в советский период. Поэтому, возможно, в древности слово «сабан» имело другое значение. Мы склонны придерживаться мнениями Баки Урамче («гимн пробуждающей природы… поклонение верховному небесному божеству») и частично доктора исторических наук Д.Р. Шаруфутдинова («пробуждение природы и весеннего сева»)
Возникновение праздника сабантуй в России
В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника. С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения. С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами – местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок.
Сабантуй в селе Кикино
Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается не только в Татарстане, Уфе, Москве, Санкт-Петербурге, но и в небольших районах и городах, в маленьких деревнях и селах. Таким образом, в июне 1999 году благодаря Иреку Биляловичу, директора совхоза, был организован праздник Сабантуй в селе Кикино. Это послужило началу традиционного празднования Сабантуя в нашем селе, который празднуется по сей день. Наши предки были мудрыми и жили в согласии с природой. И знали, что после напряженного труда нужен пусть всего один день, но чтобы он дал заряд бодрости и радость жизни на весь последующий год. А еще они чтили память своих предков. Одно из составляющих праздника, посещение погоста и чтение проникновенных молитв о душах усопших. Все в сабантуе продумано до мелочей. Каждая деталь имеет смысловую, магическую, эмоциональную нагрузку. В начале самые уважаемые среди татар старейшины назначают день и ответственных за праздник. Представляет интерес и то, что в шести татарских селах свои дни. Это дает возможность каждому побывать у своих родственников, навестить близких В каждом селе свои особенности, свои отличия. Рано утром в день праздника мулла совершает азан. призыв на молитву восхваляющий хвалу и благодарность всевышнему аллаху. После молитвы мулла приступают к обряду. Это прежде всего мистика жертвоприношения и бытовое заклание животных, предназначенных к праздничному столу. Опытные резчики доводят дело до конца и делят мясо по улицам и вот на широкой и ровной луговине на правом берегу речки Кевды, где установлены казаны и котлы, к делу приступают знатоки. Они готовят необыкновенно вкусное, ароматное, сытное кушанье. Через некоторое время, после трапезы, начинается часть праздника. Парни и крепкие мужчины состязаются в силе, ловкости. Обязательным состязанием является татарская национальная борьба и конные скачки. Это захватывающее зрелище. Оно вызывает бурю эмоций. После выступают самодеятельные артисты. Поют песни. водят хороводы, плясовые. И даже людям преклонного возраста трудно удержаться и пускаются в пляс. А молодежь просто изучает неуемную энергию, задор, восторг. У всех радостные и сияющие глаза. Слышится смех, шутки, рассказывают случаи интересные. И отступает былое, проблемы. У всех радостные лица озарены доброй и приветливой улыбкой. Хочется радоваться и наслаждаться. Так как в последние годы мы стали значительно мобильнее, то на праздник сейчас приезжают не только кикинцы. Живущие в других районах области, но и из других регионов страны: из Краснодарского края, из Украины и т.д. И. как правило, они привозят своих друзей, коллег по работе. И на татарском сабантуе теперь можно встретить людей разных национальностей и вероисповеданий. Это не только не портит традиционный ритуал нашего праздника, но и вносит яркий, своеобразный колорит многозвучия.
Заключение
В сабантуе проявляется дух первобытного коллективизма. Трудовой и житейский обрядовопраздничный опыт передавался из уст в уста. Не случайно татары называли их «борынгылардар калган суз» («слова, сказанные древними»), «аталар, бабалар суз» («слова предков»). Уважение к старшему поколению, культ предков характерно всей тюрко-татарской истории. Такие качества татарского народа многие исследователи отмечали с древнейших времен. Поэтому рассмотренная в исследовательской работе тема сохранении памяти, корней и традиций, является актуальной. Поскольку в наших руках будущее наших детей. Поэтому их надо воспитывать так, чтобы они поняли, насколько важно помнить свое прошлое, своих предков, их традиции и обычаи. И тогда проблема памяти будет решена.
Рисунок 1. Сабантуй в селе Кикино