Статья:

Сабантуй в селе Кикино

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Культурология

Выходные данные
Баткаева Э.И. Сабантуй в селе Кикино // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(38). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 86 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Сабантуй в селе Кикино

Баткаева Эльвира Ирековна
студент группы 16лл15, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального обучения «Пензенский государственный университет», РФ, г. Пенза
Кошелева Алла Игоревна
научный руководитель, преподаватель истории кафедра «История Отечества, Государства и Права», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального обучения «Пензенский государственный университет», РФ, г. Пенза

 

Введение

Кикино – татарско-мишарское село в Каменском районе Пензенской области. У татарского народа много ярких, интересных и захватывающих праздников. Но, пожалуй, самый любимый, многолюдный, ликующий и радостный, запоминающийся праздник – Сабантуй. Это – праздник плуга. Праздник имеет многовековою историю и наиболее полно отражает татарский национальный характер, народные верования и традиции. Исходя из этого, была поставлена цель: выяснить историю возникновения и особенности празднования национального праздника Сабантуй в селе Кикино.

Задачи:

1.  Изучить историю возникновения праздника.

2.  Изучить историю празднования Сабантуя в селе Кикино

3.  Собрать фотоматериал с праздника Сабантуй за разные годы.

Объект исследования: национальная культура татарского народа.

Предмет исследования: праздник Сабантуй в селе Кикино.

Для реализации поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования:

1.  Беседа;

2.  Изучение архивных материалов.

Материал для исследования был найден в книгах и в интернете, много интересного о праздновании Сабантуя в разные годы рассказали сельчане.

История возникновения Праздника Сабантуй

Жемчужиной традиционной культуры татар является праздник Сабантуй. Он является олицетворением, неразрывным атрибутом татарского народа. Такие праздники, как Сабантуй и джиен (мир, сход, сходка) имеют глубокие исторические корни. Не одно государство не может существовать без праздников. Сабантуй праздновался, возможно, уже в период Золотой Орды. «День Сабантуя (Saban tuj kon ati)» ­– так расшифровывает известный ученый эпиграфист Ф. С. Хакимзямов надпись на одном из древнебулгарских надгробий о дне смерти погребенного под ним человека. И наиболее вероятной датой смерти, совпадающей с днем Сабантуя, он считает 15 июня 1292 г. Сабантуй и сейчас празднуется примерно в это время. Но здесь важно то, что праздник стал календарным, временным ориентиром. События в году сгруппировались в народном сознании «до Сабантуя» и «после Сабантуя». Этот праздник массовым жертвоприношением животных можно было бы связать и с мусульманским «Курбан-байрам». Но как следует из описания, это, главным образом, всеобщее веселье с танцами и песнями. Скорее всего, это похоже на сабантуй. Со временем Сабантуя совпадает и праздник в вышеприведенном отрывке из «Казанской истории». Но корни Сабантуя уходят в более древние времена. О первоначальном содержании Сабантуя высказались многие исследователи. Одни отмечают его праздником сева (в XIX – начале XX в. Н. Загоскин, Г. Ахмеров, Я. Коблов и др.) или связанного с аграрным культом в древности (Р.К. Уразмова), праздником весны (П. Рычков, Д. Асылов), сабанный (весенний) сев (Г. Баширов Таким образом, большинство исследователей, исходя в основном из названия, пытались его связать с весенним севом, плугом. Однако в содержании праздника нет ничего, что говорило бы о земледелии и севе. Наоборот в нем слышатся отголоски кочевой жизни (например, скачки коней). Такое объяснение – это лишь попытки политизировать этот праздник, идеализировать «труженика полей» особенно в советский период. Поэтому, возможно, в древности слово «сабан» имело другое значение. Мы склонны придерживаться мнениями Баки Урамче («гимн пробуждающей природы… поклонение верховному небесному божеству») и частично доктора исторических наук Д.Р. Шаруфутдинова («пробуждение природы и весеннего сева»)

Возникновение праздника сабантуй в России

В период существования Казанского ханства Сабантуй получил статус самого массового национального праздника. С этого времени он кочует из века в век, обогащаясь новым содержанием и формами, превращаясь в подлинно интернациональный, творческий, спортивно-игровой, гуманитарный форум. После принятия ислама Волжской Булгарией, который в принципе не запрещал древние обычаи, не противоречащие шариату, у правящей элиты изменились ценностные ориентиры по отношению к генеалогическим и культурным героям-язычникам, прежним ханам, что не могло не отразиться и на ритуальной, т.е. основной части календарных праздников. Именно с принятием волжскими булгарами ислама изменился и народный календарь. Сабантуй же отодвинулся к началу мая, став праздником начала весны и сева. Он сохранил лучшие образцы культурного наследия татарского народа – песни и пляски, игры, состязания и самобытные физические упражнения. С 1990 года Сабантуй был включен в список законодательно утвержденных республиканских праздников, что позволяет рассматривать его как историческое явление не только в системе календарных обычаев и обрядов народа, но и как составную часть общереспубликанских праздников. Сабантуй проводится в селах и городах Республики Татарстан, а также за ее пределами – местах компактного проживания татарского населения (в регионах Российской Федерации, Украине, Казахстане, Азербайджане, Германии, США). Сабантуй является концентрированным выражением татарской традиционной культуры, ее этики и ценностных установок.

Сабантуй в селе Кикино

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается не только в Татарстане, Уфе, Москве, Санкт-Петербурге, но и в небольших районах и городах, в маленьких деревнях и селах. Таким образом, в июне 1999 году благодаря Иреку Биляловичу, директора совхоза, был организован праздник Сабантуй в селе Кикино. Это послужило началу традиционного празднования Сабантуя в нашем селе, который празднуется по сей день. Наши предки были мудрыми и жили в согласии с природой. И знали, что после напряженного труда нужен пусть всего один день, но чтобы он дал заряд бодрости и радость жизни на весь последующий год. А еще они чтили память своих предков. Одно из составляющих праздника, посещение погоста и чтение проникновенных молитв о душах усопших. Все в сабантуе продумано до мелочей. Каждая деталь имеет смысловую, магическую, эмоциональную нагрузку. В начале самые уважаемые среди татар старейшины назначают день и ответственных за праздник. Представляет интерес и то, что в шести татарских селах свои дни. Это дает возможность каждому побывать у своих родственников, навестить близких В каждом селе свои особенности, свои отличия. Рано утром в день праздника мулла совершает азан. призыв на молитву восхваляющий хвалу и благодарность всевышнему аллаху. После молитвы мулла приступают к обряду. Это прежде всего мистика жертвоприношения и бытовое заклание животных, предназначенных к праздничному столу. Опытные резчики доводят дело до конца и делят мясо по улицам и вот на широкой и ровной луговине на правом берегу речки Кевды, где установлены казаны и котлы, к делу приступают знатоки. Они готовят необыкновенно вкусное, ароматное, сытное кушанье. Через некоторое время, после трапезы, начинается часть праздника. Парни и крепкие мужчины состязаются в силе, ловкости. Обязательным состязанием является татарская национальная борьба и конные скачки. Это захватывающее зрелище. Оно вызывает бурю эмоций. После выступают самодеятельные артисты. Поют песни. водят хороводы, плясовые. И даже людям преклонного возраста трудно удержаться и пускаются в пляс. А молодежь просто изучает неуемную энергию, задор, восторг. У всех радостные и сияющие глаза. Слышится смех, шутки, рассказывают случаи интересные. И отступает былое, проблемы. У всех радостные лица озарены доброй и приветливой улыбкой. Хочется радоваться и наслаждаться. Так как в последние годы мы стали значительно мобильнее, то на праздник сейчас приезжают не только кикинцы. Живущие в других районах области, но и из других регионов страны: из Краснодарского края, из Украины и т.д. И. как правило, они привозят своих друзей, коллег по работе. И на татарском сабантуе теперь можно встретить людей разных национальностей и вероисповеданий. Это не только не портит традиционный ритуал нашего праздника, но и вносит яркий, своеобразный колорит многозвучия.

Заключение

В сабантуе проявляется дух первобытного коллективизма. Трудовой и житейский обрядовопраздничный опыт передавался из уст в уста. Не случайно татары называли их «борынгылардар калган суз» («слова, сказанные древними»), «аталар, бабалар суз» («слова предков»). Уважение к старшему поколению, культ предков характерно всей тюрко-татарской истории. Такие качества татарского народа многие исследователи отмечали с древнейших времен. Поэтому рассмотренная в исследовательской работе тема сохранении памяти, корней и традиций, является актуальной. Поскольку в наших руках будущее наших детей. Поэтому их надо воспитывать так, чтобы они поняли, насколько важно помнить свое прошлое, своих предков, их традиции и обычаи. И тогда проблема памяти будет решена.

Рисунок 1. Сабантуй в селе Кикино

 

Список литературы:
1. История возникновения праздника Сабантуй http://owechii.narod.ru/SABANTUI.html.
2. Сабантуй http://tatarstan.ru/about/sabantuy.htm.
3. Сабантуй https://ru.wikipedia.org/wiki/Сабантуй.
4. Алты авыл / Кадир Акъегет/ Казань, 2010 год.