Статья:

ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА КАК СОБЫТИЙНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ ПРОБЛЕМАТИКИ СОБЫТИЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Базгутдинова Л.И. ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА КАК СОБЫТИЙНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ ПРОБЛЕМАТИКИ СОБЫТИЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(61). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(61).pdf (дата обращения: 25.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕНЬ ОЛЕНЕВОДА КАК СОБЫТИЙНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ В РАМКАХ ПРОБЛЕМАТИКИ СОБЫТИЙНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Базгутдинова Лиана Илдаровна
студент, Высшая школа печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
Смирнов Алексей Викторович
научный руководитель, д-р философ. наук, и.о. заведующего кафедрой рекламы, профессор кафедры рекламы, Высшая школа печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

REINDEER HERDER'S DAY AS AN EVENT ACTIVITY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE ISSUES OF EVENT MANAGEMENT

 

Liana Bazgutdinova

Student, Higher School of Printing and Media Technologies, St. Petersburg State University of Technology and Design, Russia, St. Petersburg

Alexey Smirnov

Scientific adviser, Dr. Philosopher. Sciences, and about. Head of the Department of Advertising, Professor of the Department of Advertising, Graduate School of Printing and Media Technologies, St. Petersburg State University of Technology and Design, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматривается проблематика идентификации праздника Дня оленевода как событийного мероприятия и применения в его отношении событийного менеджмента, актуализируются вопросы политического и корпоративного взаимодействия для реализации событийных мероприятий, отмечаются отличия Дня оленевода от прочих событийных мероприятий и предлагаются способы разрешения вопроса об идентификации праздника в качестве событийного мероприятия.

Abstract. The article deals with the problems of identifying the Reindeer Herder's Day holiday as an event activity and the application of event management in relation to it, the issues of political and corporate interaction for the implementation of event events are updated, the differences between the Reindeer Herder's Day and other event events are noted, and ways to resolve the issue of identifying the holiday as an event activity are proposed.

 

Ключевые слова: день оленевода, событийное мероприятие, событийный маркетинг, дестинация, этнотуризм.

Keyword: reindeer herder’s day, event activity, event marketing, destination, ethnotourism.

 

Традиционная культура КМНС в СССР большую часть его истории подвергалась стигматизации: объекты материальной и духовной культуры становились частью музейных этнографических выставок, в то время как в отношении коренного населения проводилась интенсивная политика коллективизации, явно прослеживалось стремление властей к модернизации северных народов, к их переходу с традиционного к промышленному укладу жизни [8]. Так, появившийся в 30-х годах прошлого столетия День оленя преследовал цель чествования оленеводческих хозяйств, и только во второй половине ХХ века парадигма отношения к традиционному укладу жизни КМНС претерпевает метаморфозы, появляется осознание необходимости сохранения самобытности быта и культуры северных народов. Вместе с тем, трансформация Дня оленя в День оленевода связана с возникновением и укреплением корпораций, занимающихся добычей углеводородов в арктической и субарктической зонах, которые занимаются спонсированием праздника. Стоит отметить, что декларируемая причина финансовой поддержки, согласно которой финансирование служит сохранению и популяризации традиционной культуры КМНС, вероятно не является основополагающей или, во всяком случае, основной. Мы можем обнаружить, что праздник представляет собой событие, предоставляющее непосредственную обоюдную выгоду как нефтегазовым компаниям (заявление о своей социальной ответственности), так и коренным народам. Для вторых культивация праздника предоставляет не только возможность обращения к властям и улучшения своего материального положения (победители игр получают ценные призы, полезные в оленеводческой деятельности), но и заявить о своём историческом праве на землю [7]. Принято считать, что последний аспект возникает при «переизобретении традиций» [5], однако, как мы видим, оно не обязательно в полном смысле и может быть ограничено образованием нового события, сочетающим в себе элементы традиционной культуры. Здесь мы имеем в виду тот факт, что День оленевода для КМНС не является традиционным праздником, имея в виду его отрыв от традиционного уклада жизни коренных народов Севера как автохтонного [2]. Также заметен факт того, что сейчас политика корпораций в отношении праздника совпадает политикой местных и региональных властей. День оленевода обеспечивает не только инвестиционные вливания и выгоду от потока туристов, но и способствует стимулированию развития инфраструктуры на территории дестинации [4].

Отнесение Дня оленевода к событийным мероприятиям, по отношению к которым, соответственно, распространяются правила событийного маркетинга, осложняется проблематикой определения и адекватной оценки его дестинаций. Так, только в Ямало-Ненецком автономном округе празднование проходит в различных его муниципалитетах, ввиду чего возникают трудности в разрешении вопроса туристической презентации для тех людей, которые желали бы посетить праздник. Причём не стоит забывать и о том, что событие отмечается не только на территории ЯНАО, но и в других регионах России, которым свойственна финно-угорская народность, и где развито занятие оленеводчеством. [1, 6, 9]. Это справедливо и для других стран, например, для Финляндии.

С другой стороны, мы всё-таки можем разглядеть в ямальских празднествах культурную и досугово-развлекательную составляющую событийного мероприятия [4]. Несмотря на серьёзную территориальную рассеянность одного праздника, в каждом населённом пункте, где он проводится, имеется долгая многолетняя история крепкой связи дестинации с мероприятием, вплоть до крепко закреплённых в общественном сознании локаций игрищ, составляющих данное событие. Так, в городе Надыме Ямало-Ненецкого автономного округа во время празднования Дня оленевода гонки на оленьих упряжках традиционно проводятся на замёрзшем озере Янтарном. Также важно отметить, что на территории ЯНАО ярко выражены такие локальные национально-государственные самоидентификации, как «ямалец» и «северянин» [10], что, в свою очередь, позволяет привлекать к событиям большое количество местного некоренного населения, которое в рамках собственной идентификации воспринимает День оленевода, как свой «ямальский» и «северный» праздник. Видимое выше противоречие можно будет считать разрешённым, если мы примем во внимание данные о том, как вообще развивается туристическая политика в арктической и субарктической зонах Уральского федерального округа, благодаря чему будет выявлена устойчивость Дня оленевода как событийного мероприятия. Обнаруживается, что на территориях ЯНАО и ХМАО выстроена система этнотуризма, знакомящая гостей регионов с традиционным укладом жизни коренных малочисленных народов Севера в различные сезонные промежутки времени, в том числе организуются выезды с целью ознакомления с жизнью КМНС в традиционной для них среде [3]. В рамках всё той же туристической политики ведётся активное сотрудничество с индивидуальными предпринимателями и промышленниками из числа местного коренного населения, что, опять же, отсылает нас к такой особенности событийных мероприятий, как тесное взаимодействие местных производящих и корпоративных сил, именуемое ко-брендингом [5], что приемлемо по отношению к исследуемому оленеводческому празднику, где данное сочетание обнаруживается в качестве организационных особенностей его проведения (например, сочетание дегустации строганины от местных хозяйств с взаимодействием местных и региональных властей с крупными компаниями по добыче и производству углеводорода для организации праздника). Здесь же видно обращение к мероприятию с точки зрения туристской привлекательности, выраженное не на уровне привычной дестинации, а на уровне регионального образования. Также можно заметить факт того, что портфельный подход, служащий для усиления бренда, разделяется в плане собственной реализации между политическими кругами местного самоуправления и коммерческими предприятиями. Данная система индигенного туризма является устойчивой, а этнотуры имеют своих постоянных состоятельных клиентов. День оленеводов, в свою очередь, является лишь частью общей обширной программы туристической программы данных регионов. Несмотря на то, что справедливо будет усомниться в отнесении всего комплекса политических мер, направленных на развитие этнотуризма в регионах, их характер по отношению к празднованию Дня оленевода (который, безусловно, обладает большинством характеристик событийного мероприятия) позволяет нам определить дестинацию праздника как весь регион, на который направлена государственная этнотуристическая политика, чётко прослеживаемая связка организационных аспектов и их общего взаимодействия. Слабой стороной нашего довода может служить недостаток достоверных данных о туристической привлекательности праздника в прочих регионах страны и других странах. Есть мнение, согласно которому этнотуристическая политика в ЯНАО и ХМАО является уникальной для территорий ЯНАО и ХМАО, в то время как её, а как следствие - праздника, развитие и существование остаётся неопределённым [3]. В данном случае можно с уверенностью признать наличие событийного маркетинга в отношении празднования Дня оленевода, ввиду устойчивости и экономической целесообразности проводимой властями ЯНАО и ХМАО туристической политики. По отношению к прочим, можно предположить, что имидж праздника в условиях недостаточных принимаемых мер в сфере туризма связана с исторической и культурной важностью Дня оленевода для местных жителей, что делает мероприятие событийным, но оторванным от событийного маркетинга как способа извлечения прибыли благодаря туризму.

 

Список литературы:
1. Александрова А.Ю. Интеграция событийных мероприятий в продвижение туристских дестинаций на принципах ко-брендинга / А.Ю. Влександрова // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2015. – № 6. – С. 135-162.
2. Бутова Т.Г., Мутовин С.И., Судьин К.Н. Туризм как фактор устойчивого развития северных территорий / Т.Г. Бутова, С.И. Мутовин, К.Н. Судьин // Сервис в России и за рубежом. – 2013. – №3. – С. 65-73.
3. Главан А.А. Этнолингвистическая экспедиция в Сургутский район ХМАО – Югры в марте 2017 г. / А.А. Главан // Вестник угроведения. – 2017. – №3(30). – С. 181-188.
4. Жидкова Н.Г., Тулаева С.А. Культурная политика в российских регионах: коренные народы, государство и корпорации / Н.Г. Жидкова, С.А. Тулаева // Журнал исследований национальной политики. – 2020. – №3. – С. 429-444.
5. Келлер К.Л. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом. 2-е изд. Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2005.
6. Кибенко В.А. Верификация стратегии развития сферы культуры города Салехарда / В.А. Кибенко // Урбанистика. – 2022. – №3. – С. 61-73.
7. Ларченко Л.В., Ахобадзе Д.Т. Туризм как фактор устойчивого развития регионов российского Севера: стратегия реализации (на примере ненецкого автономного округа) / Л.В. Ларченко, Д.Т. Ахобадзе // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. –2011. – №8. – С. 22-27.
8. Новикова Н.И. Коренные народы российского Севера и нефтегазовые компании: преодоление рисков / Н.И. Новикова // Арктика: экология и экономика. – 2013. – № 11(3). – С. 102-111.
9. Силин А.Н., Кибенко В.А. Региональная идентичность населения арктической территории / А.Н. Силин, В.А. Кибенко // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. – 2016. – №4. – С. 91-95.
10. Степанова О.Б. Связь двух эпох: воплощение в празднике / О.Б. Степанова // Вестник археологии, антропологии и этнографии. – 2018. – № 2(41). –  С. 148-156.
11. Чемчиева А.П. Развитие индигенного туризма в России / А.П. Чемчиева // Вестник КемГУ. – 2015. – № 4-1(64). – С. 44-48.
12. Hobsbawm E., Ranger T. (1983) The Invention of Traditions. Cambridge: Cambridge University Press.