Статья:

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ В БИБЛИОТЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОТДЕЛА УСТЬ-КАНСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ МОДЕЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А.Г. КАЛКИНА (С. УСТЬ-КАН, РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ))

Конференция: LXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Чейнеш А.Е. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ В БИБЛИОТЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОТДЕЛА УСТЬ-КАНСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ МОДЕЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А.Г. КАЛКИНА (С. УСТЬ-КАН, РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ)) // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(71). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(71).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА ДЕТЕЙ В БИБЛИОТЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОТДЕЛА УСТЬ-КАНСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ МОДЕЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ИМ. А.Г. КАЛКИНА (С. УСТЬ-КАН, РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ))

Чейнеш Андреевна Елекова
студент, Алтайский государственный институт культуры, РФ, г. Барнаул
Фролова Анна Сергеевна
научный руководитель, Алтайский государственный институт культуры, РФ, г. Барнаул

 

Современный этап развития общества характеризуется стремительным проникновением новых информационно-коммуникационных технологий во все его сферы. Меняются способы передачи информации и коммуникаций. Изменение способов производства и потребления информации влечет за собой смену моделей информационно-библиотечного обслуживания пользователей. С одной стороны, библиотеки остаются хранителями накопленных знаний в традиционном бумажном формате, с другой – процессы цифровизации требуют от библиотек разработки и внедрения принципиально новых форматов хранения и передачи информационных ресурсов[3]. Развитие библиотечных сообществ в социальных сетях стал новым форматом привлечения пользователей.

Дети и подростки осваивают информационное пространство очень активно, пользуются социальными сетями, поэтому работа библиотеки в социальных сетях в современном мире является необходимым направлением  деятельности. Активная работа библиотеки в социальной сети «ВКонтакте» (ВК) помогает получать обратную связь от читателей, продвигать книгу и чтение, услуги библиотеки, освещать мероприятия и другие направления деятельности учреждения, способствует общению пользователей с библиотекарями и друг с другом. Работа библиотеки в социальной сети ВК может повысить эффективность деятельности учреждения, сделать её более привлекательной для читателей, в том числе потенциальных, а также благодаря работе в удаленном режиме частично решить проблему, когда пользователю не удается лично посетить библиотеку. Социальная сеть ВК помогает библиотеке быть более доступной и удобной для читателей. Не всегда у пользователей есть возможность лично посетить библиотеку, чтобы получить необходимую им информацию.

Как писала Н.М. Свергунова в своей статье «Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде», «задача библиотеки в том, чтобы человек не просто блуждал по интернету, и как можно чаще посещал именно библиотечные представительства, черпая полную и достоверную информацию» [2]. Поэтому каждая библиотека, имеющая свое представительство в социальных сетях должна использовать все необходимые возможности для заинтересованности пользователей, привлекая в саму библиотеку.

Усть-Канская центральная модельная библиотека им. А.Г. Калкина, помимо своего официального сайта,  тоже активно занимается продвижением интереса к книге и чтению в  социальной сети, ведет свою страницу в ВК. На данный момент у детского отдела библиотеки есть своя страница в ВК «Детский отдел Усть-Канская ЦБ» (https://vk.com/public191366431). Данное сообщество в ВК существует с 28 января 2020 года, когда обслуживание пользователей было приостановлено в целях реализации мер по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. По состоянию на ноябрь 2023 года численность подписчиков составляет 275, среди которых пользователи библиотеки (в том числе потенциальные), основной целевой аудиторией которой являются дети.

Цель работы в социальной сети ВК - доступность для своих читателей, привлечение новых пользователей, продвижение интереса к книге и чтению, создание позитивного имиджа библиотеки и библиотекарей, популяризация фонда.

Созданная группа в социальной сети ВК позволяет детскому отделу библиотеки успешно продвигать чтение, библиотечные услуги и мероприятия. Сообщения или посты, опубликованные на странице,  носят в основном познавательный и информационный характер: кратко излагаются мероприятия, проведенные в детском отделе.

Наблюдение за страницей в ВК показывает, что публикации, которые не содержат изображения или видео, имеют более низкие показатели вовлечённости, получают меньше реакций («лайков»), поэтому библиотекари стараются все публикации сопровождать изображениями или видео. Дизайн публикаций тоже играет немаловажную роль, поэтому создаются уникальные афиши.

Тексты публикаций характеризуются краткостью, неформальным стилем, отсутствием канцеляризмов и официальности, предпочтительнее публицистический стиль и даже элементы разговорного стиля.

ВК служит хорошей площадкой для освещения фонда детского отдела библиотеки. С помощью разных рубрик можно привлечь внимание подписчиков к литературе, порекомендовать книги и поделиться разными интересными фактами о них (например, виртуальный обзор книг, видео-презентация одной книги, виртуальная книжная выставка, рубрика «Новое поступление книг», «Писатели-фронтовики Горного Алтая» и пр.).

В целях продвижения деятельности библиотеки, книг и чтения в социальной сети, сотрудники детского отдела библиотеки постоянно принимают участие в разнообразных акциях (например, Всероссийская акция «Библиосумерки», интеллектуальный забег Всероссийской акции «Бегущая книга», «Подари книгу библиотеке», Международная акция «Книжка на ладошке», «Покуда свет горит в библиотеке», региональная акция «Читаем вслух Кокышева» и мн.др.), запускают флешмобы (к примеру, Всероссийский флешмоб «Живая сказка», литературный флешмоб «Я люблю читать книги!», «Читаем стихи о войне» и т.п.), челленджи («Космический костюм», фото-челлендж «Селфи с елкой» и др.), марафоны (поэтический марафон, литературный марафон чтецов), фотоконкурсы («С книгой о флаге», «Я в национальном костюме») и т.д. Подобные публикации стабильно набирают больше «лайков», просмотров и комментариев, чем другие, подписчики публикацией больше делятся с другими («репостов»).

Также библиотекари на странице ВК размещают различные онлайн-викторины, кроссворды, ребусы, медиа-игры, видеоролики по профилактике вредных привычек, в т.ч. и на национальном языке, используя онлайн-сервисы для создания образовательного контента.

Удовлетворяя запросы своих пользователей детский отдел Усть-Канской центральной модельной библиотеки им. А.Г. Калкина будет увеличивать количество подписчиков, поэтому сотрудникам необходимо заниматься продвижением своего сообщества в социальной сети ВК.

Социальная сеть «ВКонтакте» имеет множество преимуществ: возможность неформального общения с читателями, получение обратной связи, оперативность, широкое распространение информации, большое количество возможностей для презентации материалов, рекламы услуг и т.д. Можно сделать вывод, что социальные сети – отличное место для выражения креативных идей библиотекарей, которое также имеет неограниченные возможности для рекламы учреждения. Созданные группы в социальных сетях будут эффективны для создания позитивного имиджа библиотеки в том случае, если в них публикуется качественный, разнообразный и интересный контент и наблюдается обратная связь с пользователями.

 

Список литературы:
1. Аскарова, В.Я. Современная библиотека - организатор чтения в мультимедийном пространстве/ В.Я. Аскарова // Библиосфера. - 2020. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-biblioteka-organizator-chteniya-v-multimediynom-prostranstve (дата обращения: 10.11.2023). - Текст: электронный.
2. Боровикова, Е.С. Библиотеки в социальных сетях: опыт работы филиала муниципального бюджетного учреждения культуры "Медведевская центральная библиотечная система" Кузнецовская сельская библиотека/ Е.С. Боровикова - Текст: непосредственный // Гуманитарный трактат. - 2019. - № 46. - С. 26-27. 
3. Голубева, Н.Л., Федюн, Е.Г., Панчишко, Л.М.. Формирование мультимедийной среды библиотеки,  обслуживающей детей и подростков: информационно-коммуникационный подход/ Н.Л. Голубева,  Е.Г. Федюн, Л.М. Панчишко// МНКО. -2021. - №3 (88). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-multimediynoy-sredy-biblioteki-obsluzhivayuschey-detey-i-podrostkov-informatsionno-kommunikatsionnyy-podhod (дата обращения: 10.11.2023). - Текст: электронный.
4. Дружба, О.В., Каирова, И.А., Кошман, М.В. Социальные сети как пространство интернет-социализации молодежи/ О.В. Дружба,  И.А. Каирова, М.В. Кошман// Kant. - 2020. - №1 (34). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-prostranstvo-internet-sotsializatsii-molodyozhi (дата обращения: 10.11.2023). - Текст: электронный.
5. Круглов, А.В. Библиотека в социальных сетях: тренды, форматы, инструменты продвижения/ А.В. Круглов// V Межрегиональный форум молодых библиотекарей «Лидер будущего - 2023». - https://fessl.ru/docs-downloads/2023/LB2023/26-31.pdf. - Текст: электронный.
6. Свергунова, Н.М. Библиотеки в социальных сетях: необходимость или дань моде/ Н.М. Свергунова - Текст: непосредственный// Научные и технические библиотеки. – 2016. - № 5. – С. 52-58.