Роль меценатства в формировании коллекции музея (на примере Астраханской государственной картинной галереи им. П. М. Догадина)
Секция: Культурология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Роль меценатства в формировании коллекции музея (на примере Астраханской государственной картинной галереи им. П. М. Догадина)
История меценатства Нижнего Поволжья является одной из наименее изученных проблем в современной региональной истории. В дореволюционной Астрахани было несколько богатых коллекций русского и западноевропейского искусства, принадлежавших местной буржуазии, миллионерам-рыбопромышленникам. Доступ в домашние галереи был открыт немногим «избранным». Астрахань до революции не имела ни государственного художественного музея, ни государственной школы изобразительного искусства. В статье уделяется внимание коллекционерской деятельности П.М. Догадина, в результате которой в городе Астрахани появилась возможность открыть картинную галерею.
Меценатство в России во второй половине ХIХ начале XX веков стало делом купечества и предпринимателей – обладателей значительных капиталов.
В научной литературе «меценатство» и «благотворительность» – понятия, которые чаще всего нераздельно связаны друг с другом. Бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет разделить понятия «меценат» и «спонсор». Но именно это важнейшее качество – бескорыстие, часто приводит к тому, что часто понятия «благотворительность» и «меценатство» употребляются в одном значении.
Павел Михайлович Догадин (1876–1919) родом из семьи астраханских купцов. В метрической книге Николо-Гостинной церкви города Астрахани за 1876 год сделана запись под №32: «9 октября родился Павел, крещен 18 октября. Родители – Астраханский купеческий сын Михаил Павлович Догадин и законная жена олимпиада Васильевна, оба православные» [2].
В августе 1888 года Павел поступает в Реальное училище. Под влиянием опытного, умного педагога Павла Алексеевича Власова был сформирован художественный вкус Догадина, как будущего коллекционера. Затем Павел окончил Императорское Московское Техническое училище (ныне Технический университет имени Н.Баумана) со званием инженера-механика.
По свидетельству современников, Павел Михайлович был скромным, стеснительным человеком, согласно анализу переписки, хранящейся в Астраханском архиве, он был «человеком высокой культуры» [4].
Именно в Москве Павел Михайлович Догадин сделал первые шаги к началу формирования своей коллекции, начав со сбора автографов знаменитых личностей. Первыми автографами были письма Л. Н. Толстого, которые Догадин приобрел в 1911 году у литератора Ивана Федоровича Наживина. Большинство автографов Павел Михайлович Догадин покупал в антикварном магазине Я. Шилова. 14 ноября 1915 года Догадин получил специальной бандеролью рисунок Айвазовского, письмо композитора Аренского, рукописную поэму «Каснарка» Крузе, рисунок Маяковского, диплом сенатору Лаврову за проведенную в Астрахани ревизию. За все эти раритеты Догадин заплатил 176 рублей. Вскоре Шилов предложил Догадину приобрести автограф императора Петра I ценой 100 рублей. Также Шилов знал, что Догадина особо интересуют документы, связанные с Астраханью. К сожаленью, не сохранилось и описи автографов, которые Догадин также подарил астраханцам.
Идеей создать в Астрахани картинную галерею Павел Михайлович увлекся в начале 1910-х. В течение пяти лет, с 1912-то по 1917 год, Догадин увеличил свою коллекцию до ста тридцати произведений искусства. В письмах к художникоку Нестерову, датированных 1916 годом, Павел Михайлович пишет о желании передать свою коллекцию в дар городу.
Однако, по мнению Павла Михайловича Догадина, коллекция не была сформирована полностью, поэтому он медлил. События ускорила произошедшая Октябрьская революция. Опасаясь за судьбу собрания, Догадин передал его в собственность города, вместе со своим особняком и библиотекой.
21 октября 1918 года в культурно-просветительский отдел Профессиональных Союзов Астраханского края поступило заявление от П.М. Догадина о желании пожертвовать народу свою коллекцию целью способствовать тем самым поднятию культурного уровня рабочего населения Астрахани.
15 декабря того же года, коллекционер, так и не получив ответа от городских властей, открыл двери своего дома для посетителей, обозначив открытие первого на территории Нижнего Поволжья государственного художественного музея.
Об открытии картинной галереи упоминает в своей статье «Открытие Художественной галереи» Велимир Хлебников: «В воскресенье, 15 декабря, состоялось открытие основанной П. Догадиным картинной галереи, составленное с большим вкусом собрание охватывает многие течения русской живописи, впрочем, не левее «Мира искусства» [5].
Официально галерея работу начинала с часу дня, но так как Павел Михайлович жил в здании галереи, дверь в нее практически была открыта в любое время [1].
От положенного жалованья Павел Михайлович отказался, считая кощунством получать деньги за любовь к искусству. Догадин Павел Михайлович был заведующим галереей всего один год и 14 дней. За этот период он увеличит собрание в 2 раза. Музей под директорством Догадина работал до 29 декабря 1919 года Павел Михайлович скончался.
Согласно протоколу Заседания Президиума Совета Союзов Астрахани от 25 января 1920 года: «Председатель – Трофимов, секретарь – Эйферт. Слушали: ходатайство Совета картинной галереи от 17 января сего года о покрытии расходов, связанных с погребением П.М. Догадина. Постановили: принять на счет культотдела расход в сумме 4000 рублей на покупку гроба, перевоз тела и вскрытие склепа» [3].
Следует отметить, что коллекция была передана в общественное пользование городу в ноябре 1918 г., таким образом, акцентируется внимание на возможную вынужденность действий П.М. Догадина. Павел Михайлович собрал свою коллекцию в небывало короткие сроки, всего за пять лет. Уже в начале своего собирательства он высказывал намерение передать свою коллекцию в дар городу. После Октябрьской революции П.М. Догадин продолжает покупать новые картины. Этот факт является ярким свидетельством его бескорыстия.
Здание, в котором первоначально находилась картинная галерея, долгое время находилось под угрозой сноса. Однако усилиями работников картинной галереи дом был сохранен и на данный момент фасад дома отреставрирован. Согласно плану реставраторов новое двенадцатиэтажное здание и дом Павла Михайловича должны представлять единый архитектурный комплекс.
Астраханская картинная галерея является одним из самых значительных художественных собраний Поволжья и представляет центр научного, художественного и эстетического воспитания. Ее фонды составляют более двадцати тысяч художественных предметов. Среди них собрание русской иконы XVII -начала XX века, парадные и камерные портреты XVIII века, пейзажная, жанровая и портретная живопись русских мастеров XIX века: К.П.Брюллова, С.Ф.Щедрина, В.А.Тропинина, В.Г.Перова, А.К.Саврасова, Л.И.Соломаткина, И.И.Шишкина, К.Е.Маковского, В.В.Верещагина, А.И.Куинджи, И.И.Левитана. Рубеж XIX–XX веков представляют произведения, принадлежащие кисти В.А.Серова, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, К.А.Сомова, К.А.Коровина, В.Э.Борисова-Мусатова, Н.К.Рериха, П.П.Кончаловского. Особой гордостью является собранная в галерее коллекция русского авангарда, представленная работами В.В.Кандинского, К.С.Малевича, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька, В.М.Ходасевич, О.В.Розановой, М.З.Шагала.
2016 год ознаменован важным событием – 140-летием со дня рождения Павла Михайловича Догадина. Открытие картинной галереи в городе Астрахани является результатом деятельности П.М. Догадина и должно быть признано ярким примером меценатства.