Символ в архитектуре
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Культурология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Символ в архитектуре
Цвет и символ настолько внедрились в нашу жизнь, что мы уже и не замечаем, насколько часто и неосознанно пользуемся их языком. Символика имеет огромное значение в архитектуре и развивается во времени вместе с культурой.
Символ – знак, образ или объект, представляющий абстрактную вещь, воплощающую какую-либо идею. Понятие символа (от греч. simbolon – опознавательный знак примета) – частный случай понятия знака. Знак – это схематичное однозначное отображение предмета, понятия или явления: знак может быть абстрактным (простая черта, крест, след) и не обязательно обладает символическим значением. Символическое выражение, как правило, противоположно рациональному выражению, излагающему идею прямо, не прибегая к чувственным образам. Символы и их значения активно применяются в архитектуре, культуре, философии и т.д.
Символами пользуются с древних времен. Это своеобразный культурный код, который несёт в себе информацию обо всех сферах жизни общества того или иного периода.
Одни и те же символы были обнаружены учеными в различных культурах, что говорит об особенностях восприятия человеком окружающей среды. Эти изображения часто выглядят как орнаментальный декор, но по сути своей они представляют символы, передающие определённые знания и представление людей о мире последующим поколениям.
Символы присущи всем сферам жизни человека, но наиболее часто в повседневной жизни мы можем встретить их в архитектуре окружающих нас зданий.
Архитектура содержит в себе трехуровневую иерархию символов. Первый уровень значений связан с формой архитектурного сооружения (зиккурат, пирамида, храм, собор и т.д.). В этом этом случае внешняя форма содержит в себе символику: пирамида олицетворяет тройственный принцип творения (небо, земля, ад); лестница – символ духовного восхождения; гора связана с идеей медитации и духовности.
Ко второму уровню относятся архитектурные детали и части сооружения (колонны, купола, лестнице, крыше и т.д.) – символизируют отдельные элементы мироздания и их функции.
Третий уровень – это символические значения, связанные с характером форм, цветом, материалом, числом. Эти вторичные символы указывают на определённый тайный смысл, который несёт в себе данная форма. В то же время вторичное значение может существенно изменять основную символику.
Рассмотрим особенности символов, которые относятся к первому уровню. Зиккурат – строится в виде семиступенчатой пирамиды (рис.1), где каждая терраса посовящалась определённой планете. Также представлял образ Рая. Восхождение на вершину такого храма по спиралевидной лестнице было подобно путешествие к центру мира.
Рисунок 1. Зиккурат Рис.2 Пирамида
Символическое значение пирамиды (рис.2) связано с идеей смерти и бессмертия. Она представляет из себя синтез различных форм, каждая из которых несёт свое значение: квадрат в основании – земля, треугольник – связь земли с небом, вершина – начало всех начал.
Ко второму уровню можно отнести купол (рис. 3), который символизирует небо или небесный свод, сферу, духовный мир (поэтому в различных культурах прослеживается сходная цветовая гамма, используемая в окраске куполов) и окно (рис. 4), символизирующее идею проникновения (квадратная форма выражает рациональный принцип и земные устремления, круглая верхняя часть окна ассоциируется с небесным миром, вертикальная устремлённость окон готических храмов указывает на связь с человеческой фигурой).
Рисунок 3. Купол
Рисунок 4. Окно готического храма
Не менее важным является третий уровень архитектурной символики, связанный с декоративным украшением архитектурного сооружения, но в то же время подчеркивающий его символическое значение. К ним можно отнести растительные орнаменты и зооморфные символы.
Одним из наиболее узнаваемых растительных символов в архитектуре является лотос (рис. 5). Например, в буддизме лотос – это божественное начало. К символам зооморфным (рис.6) можно отнести образы животных, птиц, рептилий, рыб или насекомых. Культ животных и птиц возник значительно позже, чем камней и растений.
Рисунок 5. Капитель египетской колонны
Рисунок 6. Жук-скарабей
Архитектурные символы окружают нас в повседневной жизни. В наши дни символика активно используется современными архитекторами при проектировании архитектурных сооружений. Именно поэтому было решено провести небольшое исследование и проанализировать некоторые архитектурные сооружения современности, чтобы обнаружить в них зашифрованный смысл.
Первый объект исследования – оперный театр в Сиднее (рис.7), одно из главных достопримечательностей Австралийского континента – парусообразные оболочки, представляющие собой образ застывшей музыки, образуют крышу, делающую это здание непохожим ни на одно другое в мире.
Рисунок 7. Оперный театр в Сиднее и его изобразительный знак
В проекте здания культурного центра Гейдара Алиева (рис.8) практически не было использовано прямых линий. Само здание по форме представляет собой волнообразное устремление ввысь и плавное слияние с землёй. Подобная структура олицетворяет продолжительность и бесконечность. Линии же на здании символизируют связь прошлого с будущим.
Рисунок 8. Центр Гейдара Алиева в Баку и его изобразительный знак
Музей Гуггенхайма в Бильбао (рис.9) ассоциируется с потоками воздуха или воды. Как будто они разлетаются от эпицентра или наоборот сгущаются (собираются) возле центрального объема здания. Выражает экспрессивность искусства и необузданность фантазии художника.
Рисунок 9. Музей Гуггенхайма в Бильбао и изобразительный
Символы присутствуют в нашей жизни повсеместно. Как в древности люди зашифровывали особые знания в своих архитектурных сооружениях и произведениях искусства, так и современные архитекторы закладывают особый смысл в образ проектируемых объектов. Символы с течением времени могут утрачивать своё первоначальное значение и приобретать новый смысл. Задачей архитекторов является уметь читать символы и применять их в практике.