Статья:

Мода и модные дома как предмет роскоши в 1930-ые годы и в период «оттепели» в СССР

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Культурология

Выходные данные
Хатламаджиян М.Х. Мода и модные дома как предмет роскоши в 1930-ые годы и в период «оттепели» в СССР // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 28.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Мода и модные дома как предмет роскоши в 1930-ые годы и в период «оттепели» в СССР

Хатламаджиян Милена Хачиковна
студент, Академия Архитектуры и Искусств ЮФУ, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Актуальность темы: Проблема трансформации и развития моды советского человека характеризуются высоким интересом ученых разных областей гуманитарного знания. Этот интерес обусловлен тем, что именно в первой половине  ХХ века формируется образ нового советского человека. А это непосредственно связано с развитием моды, так как мода равно как общественное явление обладает продолжительной историей, представляя один из методов развития социальности, но как сформированный общественный институт она утвердилась и начала осмысливаться в этом ключе в период Нового времени.

Цель работы: Цель работы заключается в том, чтобы провести аналогию между развитием моды и её влиянием на социальное настроение в 1930-ые годы (тогда любое проявление роскоши воспринималось как пик неравенства, что противоречило коммунизму и социализму) и между развитием моды в период «оттепели» (когда роскошь стала не такой броской, а более того простые вещи, которые могли позволить себе практически все, стали новом эталоном моды).

Задача работы: Установить соответствие между ценностными ориентирами и образом жизни общества. Интерес сосредоточить на эталонах, объектах и ценностях в моде советского общества 1930-ых годов и периода «оттепели», отношении к моде и культуре ее потребления.

Советская мода 30-х гг. ХХ столетия предполагает собою увлекательное явление международной культуры, пример высокой степени культуры и дизайна, а также мода и модные дома – это непосредственно роскошь, которая отвергалась в первую очередь правительством СССР.

В 30-е годы необходимости советских людей поднимались, всем хотелось надевать доброкачественную одежу, приобрести праздничные наряды, теплое зимнее пальто, однако разрушенная швейная индустрия СССР с трудом обеспечивала жителей государства. Кругом чувствовался кризис. А также идеологическое противостояние сильно ощущалось  в этот период. Первоначальным эталоном новой советской женщины стала героиня, созданная в пламени революции и Гражданской войны. Как подмечает Барбара Клеменс «Она была скромна, крепка, послушна, смела, работяща, энергична и зачастую молода. Она никак не думала о собственном благосостоянии.» (цит. по [1]). Как же в сложившейся ситуации в СССР развивались мода и модные дома?

Со временем изменяется финансовая обстановка,: мода принимается стимулировать формирование производства. В короткие сроки нужно было переместить кустарное производство одежды на промышленные рельсы, во всем государстве раскрываются новейшие швейные производства, покупается импортное швейное спецоборудование. Но советской концентрированной экономике необходимы были только размеры производства, и ни о котором общественном выпуске модной одежды разговор не шла - нужно было одеть люди в единообразный наряд, о коем О. Мандельштам заявлял: «Я человек эпохи Москвошвея, - // Посмотрите, как на мне топорщится пиджак» [2].

Выделяя представляющую значимость моды в данный промежуток, историк моды Дж. Бартлетт подмечает, то что «сталинская эпоха сделала  её привилегированной, доступной только избранным». Субъектами моды считаются политическая и культурная элита, и государство.

В советском обществе мода стала общественно-политическим обстоятельством влияния на личностные установки, этим самым государство стало главным субъектом моды.

Другим субъектом моды считалась творческая элита - артисты, литераторы, живописцы и пр. Она, купаясь в проблесках популярности, отогретая правящими сферами, шла на компромиссное решение и посредством фигуры, формируемые в кинематографе и театре, привносили в жизнь стиль и эстетику соцреализма. Таким образом Л. Орлова на экране - простачка, сотрудница текстильной производства, а в жизни поклонница дорогостоящего импортного белья, дизайнерской одежды и ювелирных драгоценностей. Подобным способом, мода сделалась признаком непростых взаимоотношений в советском обществе, четко демонстрируя и выделяя статусные отличия элиты и народа.

Иной предпосылкой, тормозящей формирование модных направленностей в начале 1930-х годов, считался сохранявшийся в государстве сильный недостаток одежды и невысокие прибыли жителей. Почти все и не думали, о том модный у них наряд либо нет, а просто одевали то, что допускалось  носить. В начале 30-х годов и в одежде и в стрижках ещё весьма ощущалось воздействие 20-х годов. Равно как и в 1920-е года, наряд и обувь существовали относительно дороги, их приобретали в силу фактической потребности, а никак не с целью замены исчерпавшегося из моды гардероба. На фоне этих социальных, политических и экономических кризисов мода всё же развивалась в 1930-ые годы в СССР. В 1931 г. открылись так именуемые «Торгсины» (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами - Торговый синдикат). Начиная со второй половины 1920-х годов, в государстве практиковалась торговля продуктов согласно рабкредиту. Муниципальные и кооперативные торговые институты продавали работникам и служащим продукты с рассрочкой платежа.

В 1930-е годы советской номенклатуре были доступны модные наряды, более того зарубежного изготовления. К примеру, в гардеробе наркома НКВД Генриха Ягоды помимо многочисленного числа рубашек, имелось 21 пальто и 22 костюма, при этом большая часть с них – зарубежных марок. В начале 1930-х годов в кругу советской верхушки было общепринято заказывать одежду у дорогостоящих индивидуальных портных либо наносить визиты в закрытые ателье, к примеру, Галина Кравченко, молодая киноактриса и молодая жена Льва Каменева, навещала престижную местническую мастерскую пошива одежды Наркоминдела на Кузнецом мосту. В этом же ателье, у той же швеи одевалась и жена Сталина Надежда Аллилуева [3].

В период «Оттепели», когда начинают развиваться международные связи между СССР и странами Запада, люди начинают узнавать о иностранной моде. Железный занавес стал приоткрываться, и это как ни как сказалось на развитии моды в стране.

Культуролог О. Вайнштейн в собственных трудах подходит к заключению, то что советское правило моды основывался на двух главных суждениях «просто» и «скромно», какие совместно собирали основу советского канона красоты [4, с. 49]. Например, журнал «Работница» напоминает девушкам, то что «дополняя туалет ювелирными украшениями, не необходимо выпускать из виду чувство меры — это необходимое условие отличного вкуса» [5, с. 32].

Концепция советского вкуса в различие от буржуазного устанавливала условия к одежде, в каком месте главными высококачественными чертами считались простота и скромность. Однако неумение швейных предприятий к выпуску модной, высококачественной и различной одежды приводит к неудовлетворённому спросу и дефициту в многочисленные виды одежды.

Таким образом, уже после того как в начале 1930-х годов мода как предмет роскоши осуществила очередной виток, перемены тронули не только силуэта, изменился эстетический эталон. Идеальный облик советской женщины сложился под воздействием некоторых направленностей: милитаризация абсолютно всех областей жизни в предчувствии будущей мировой войны и акцентированная изящность, сформировавшаяся как ответ на усталость после Первой мировой и Гражданской войн, как желание посредством внешнего вида показать результаты благополучной жизни в Советском государстве, но так как позволить это могла себе только элита, то это приводила к противоречиям в обществе. В период «оттепели» все значительно поменялось. Сформировавшаяся концепция, базирующаяся на плановом хозяйстве, не позволяла изменять производственные эталоны, то что поспособствовало рекомендации к изготовлению «простых» и универсальных вещей в отсутствии любых «ультра-модных» составляющих. Несмотря на это стратегия открытости периода «оттепели» содействовала попаданию западных тенденций в СССР. Единые тенденции формирования модной индустрии были одинаковы по всей стране. Региональные дома моделей были введены в единую концепцию изготовления одежды, перед какими устанавливалась цель согласно пропаганде советской моды и воспитания вкуса у покупателей.

 

Список литературы: 
1. Бородина А., Бородин Д. Баба или товарищ? Идеал новой советской женщины в 1920-30-х годах // Женские и гендерные исследования в Тверском государственном университете. - Тверь, 2000. - С. 45-51. 
2. Вайнштейн, О. Б. Полные смотрят вниз. Идеология женской телесности в контексте российской моды / О. Б. Вайнштейн // Художественный журнал. — 1995. — № 7. — С. 49 — 53. 
3. Васильева Л.Н.  Кремлёвские жёны: Монография / Л.Н. Васильева. - Издательство: Бослен, 2012.
4. Люди эпохи Москвошвея. URL: http://artguide.com/posts/709 (дата обращения 11.12.2014 г.).
5. Семёнова, Е. В. Украшения? Да, но в меру / Е. В. Семёнова // Работница. — 1959. — № 12. — С. 32.