Статья:

Особенности художественного образа капеллы Нотр-Дам-дю-О

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Культурология

Выходные данные
Харитонова А.В. Особенности художественного образа капеллы Нотр-Дам-дю-О // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(51). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(51).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности художественного образа капеллы Нотр-Дам-дю-О

Харитонова Анастасия Валерьевна
студент, Ульяновский Государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск
Усова Валентина Петровна
научный руководитель, доцент, Ульяновский Государственный Технический Университет, РФ, г. Ульяновск

 

Нотр-Дам-дю-О  или капелла в Роншане – церковь, возведенная во французском местечке Роншан на Вогезской возвышенности, над Бельфором в 1950-1955 гг. Является одним из знаковых сооружений, нет только в творчестве талантливейшего архитектора Ле Корбюзье, но и для всей архитектуры  20 века. «Удивительное единство в оценке этого сооружения, как выдающегося архитектурного произведения нашего времени. Роншан — место паломничества. Сюда стремятся со всех сторон: машинами, поездом, самолетом, пешком.» Так что же делает это культовое сооружение уникальным!?

В первую очередь это единство внутреннего и внешнего пространства. Только лишь на плане мы можем наблюдать  пластическую и пространственную характеристику церкви: свернутые, как завитки раковины, объединенные вместе с тем с пространством  собственно церкви и, выходящая за пределы здания зона наружного алтаря, которая сливается с окружающим пространством (рис 1).  Как живой организм,  здание раскрывается в природу плавно и  мягко. Помещение церкви расширяется по направлению к востоку.  Это несет особую смысловую нагрузку. Подобное движение задается  криволинейной в плане южной стеной, которая в своем начале имеет значительную толщину и постепенно суживается, сходя на нет (рис 2.). Стена выходит за границы восточного фасада и отклоняется в сторону, раздвигая пределы церкви так, что весь пологий склон холма перед восточной стеной с алтарем под нависающей крышей (место собрания паломников) включается в архитектуру здания. При всем этом, Нотр-Дам-дю-О нельзя отнести к сооружениям архитектуры, где здание является продолжением рельефа окружающей среды. Это постройка иного рода!

 

Рисунок 1. План

 

Рисунок 2. Перед восточной стенной с алтарем

 

Следующий аспект, который делает эту церковь уникальной – минимальное  наличие религиозной символики.  Требования культа имели незначительное влияние на замысел постройки. Они послужили лишь отправной точкой для композиции. Сам Ле Корбюзье был далек от религии, хотя с глубоким уважением относился ко всем конфессиям.  Он придерживался веры в некую космическую истину. Соответственно, капелла Нотр-Дам-Дю-О просто не могла задумываться иначе. Это сооружение, как снаружи, так и внутри свободно от канонов и правил (ритма колонн и окон и т.п.). Игрой форм, пространства и света Ле Корбюзье  стремился вызвать религиозные эмоции без использования привычной церковной типологии; задача виделась ему в создании некоего «сосуда интенсивной концентрации и медитации, „акустического компонента” в области форм».  В проекте церкви он обращается к реальным, всеобщим, выведенным у природы принципам, способным затронуть душу человека гармонией сложных ощущений. Церковь  Нотр-Дам-Дю-О  — создает ощущение единства мироздания, того, что человек — это часть природы.

Так же следует упомянуть о том, что место расположения капеллы выбрано совершенно не случайно. Это древнее сакральное место, куда стекались массы пилигримов. Так же здесь, в разное время, располагались часовни, которые уничтожались во время войн. У подножья холма располагается городок Роншан. В средневековье, в поселениях на возвышенностях традиционно возводилась крепость, где в случае опасности местные жители могли укрыться. Так и в этом ситуации, Капелла уподобляется крепости, как нечто непоколебимое, дающее кров и защищенность. Но в то же время,  капелла, окруженная природой, изолирована от внешнего мира, от жизни в миру.

Помимо всего этого, капелла уникальна тем, что более похоже на скульптуру, изделие ручной работы, нежели на архитектурное сооружение. Прежде всего, это связано с тем, что церковь имеет больше фасадов и видовых точек, чем любое другое здание. По мере движения вокруг или внутрь, зрителю открывается все новые и новые виды. И каждый новый вид призван вызвать у человека новые чувства, создать иное впечатление. Здесь мы видим работу мастера своего дела, архитектора, который способен создать уникальный «сценарий» и внешний облик, оказывающий особое воздействие на зрителя, и настраивающий человека на нужный лад. Возможно, Ле Корбюзье лепил форму капеллы, так же, как делал свои скульптуры из дерева, — думая о соотношении масс, о различных ракурсах, об эффектах светотени снаружи и внутри здания. Он действительно стремился к «зримой акустике», к созданию индивидуального и неповторимого ощущения.

Теперь плавно  переместимся внутрь капеллы. Основная идея формирования внутреннего пространства – это взаимопроникновение.  Создается ощущение плавного перетекания внешнего пространства во внутреннее и наоборот. Посетитель как будто попадает сюда «естественным образом», порывом души. Этому способствует отсутствие помещений предшествующих основному объёму (тамбур) и отсутствие ярко выраженной входной группы, в традиционном понимании (рис 4). Так же сам вход, располагающийся глубине стены (в нише), можно сравнить с расщепленной. Здесь как будто нет двери.

 

Рисунок 4. Вход в Капеллу

 

Особый прием, который применил Ле Корбюзье в организации внутреннего пространства, - это игра света и тени. В темное помещение, сквозь небольшое отверстия в толстой стене, пробивается яркий луч света. Таким образом, создается «Божественно-возвышенное настроение». Этот прием повторяется несколько раз. Прежде всего, это серия проемов на южной стене (рис 5.). Свет, проходит через узкие цветные стекла и падает на скамьи, стоящие на небольшом возвышении. Скамьи, обращенные на восток, находятся в большом пространстве, но, когда садишься на них, оказываешься в некой изолированной мистической зоне (рис 5.). Восточный фасад, тот, что снаружи имеет алтарь, покрыт серией мелких отверстий. Они столь малы, что на фасаде их не видно. Еще одной важной деталью является щель между крышей и массивом стены. Эта щель создает мощный эффект, благодаря которому создается ощущение, что крыша парит в воздухе и не давит на пространство интерьера. Чудеса внутреннего пространства капеллы этим не ограничиваются. Свет так же попадает через проёмы в башнях. Система проемов и отражающих плоскостей дает сильный поток света в каждом из трех полукуполов, которые возвышаются над крышей и служат своего рода «светозабирающими» устройствами. Создается ощущения, что в пространство храма попадает свет, сошедший с небес, а вместе с ним и сам Господь (Божественное свечение).

 

Рисунок 5. Интерьер

 

Капелла Нотр-Дам-дю-О – это сооружение, вызвавшее столько же восторга, сколько и негодования. Но при этом совершенно уникальное. Оно является ярким примером творческого отношения к архитектурной концепции. И отражает умение автора творить в соответствии с конкретными условиями и обстоятельствами.

 

Список литературы: 
1. Ле Корбюзье — Капелла Notre Dame du Haut, Роншан (Ronchamp), Франция. 1950-1955— [Электронный ресурс]. — Режим доступа —URL: http://corbusier.totalarch.com/chapelle_ronchamp (дата обращения: 27.12.2017)
2. Деловой квартал –  Капелла Нотр-Дам-дю-О – архитектор Ле Корбюзье— [Электронный ресурс]. — Режим доступа —URL: http://delovoy-kvartal.ru/kapella-notr-dam-dyu-o/ (дата обращения: 27.12.2017)